В последние дни ливийский вопрос не сходит с повестки дня. Сперва в Москву наведались сразу два самых влиятельных человека в Ливии: глава Правительства национального единства Фаиз Сарадж и его оппонент, руководящий Ливийской национальной армией генерал Халифа Хафтар. А затем европейские СМИ распространили информацию, будто бы Россия хочет предоставить сыну Каддафи убежище в обмен на богатства, принадлежавшие его отцу. Сможет ли Россия положить конец хаосу в Ливии и в какую цену это обойдется?
Раздираемся внутренними противоречиями, Ливия с момента свержения Каддафи в 2011 году находится в состоянии полного внутреннего раздрая. Сформированное при содействии западных стран Правительство национального единства возглавляет протеже Запада, Фаиз Сарадж. Реальной силой в стране, впрочем, обладает не он, а генерал Халифа Хафтар. Ему подчиняется Ливийская национальная армия, которая контролирует восточную территорию страны, и не против завладеть и западной.
Формально Кремль поддерживает Сараджа, однако имеет контакты и с Хафтаром: он учился военному искусству в СССР. За последнее время он несколько раз бывал в Москве, и даже поднимался на борт авианосца «Адмирал Кузнецов», когда тот направлялся к берегам Сирии.
Хафтар имел беседу и с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, и с главой министерства обороны Сергеем Шойгу, и с главой Совбеза РФ Николаем Патрушевым. Источники алжирских СМИ сообщали, что цель этих контактов – снабдить Хафтара российским оружием при посредничестве Алжира.
Впрочем, реальное положение дел таково, что обрести власть над всей территорией Ливии Хафтар не сможет. Слишком сильны внутренние противоречия внутри самой Ливии: при том, что Сарадж и правда слабый политик, Хафтара не сильно-то любят на западе страны. Хрупкое равновесие в Ливии может взорваться в любой момент и вновь скатиться в кровопролитную гражданскую войну.
Именно поэтому Москва всячески подчеркивает, что ведет работу с обоими центрами силы в Ливии, а поставки оружия в Ливию невозможны, поскольку действует эмбарго – об этом заявляла представитель МИД РФ Мария Захарова.
Соперник Хафтара, Фаиз Сарадж также имел встречи с высшими дипломатическими чинами России. России выгоднее помирить враждующие стороны: при посредничестве нашей страны в скором времени должна состояться встреча Сараджа и Хафтара. А разговоры о поставках вооружения – сыграют скорее как фактор ревности, чтобы встреча прошла успешнее.
На кону – три важных фактора. Во-первых, Ливия – один из главных пунктов маршрута беженцев с африканского континента в Европу. 90% мигрантов, которые попадают, скажем, в Италию – делают это через Ливию. Россию этот фактор не слишком тревожит, однако Европа, которая довольно нервно отреагировала на контакты Москвы с генералом Хафтаром (особенно возбудившись на его визит на борт авианосца), должна быть заинтересована скорейшим решением ливийского вопроса.
Второй фактор – борьба с радикальными исламистами. Борьбу с ними ведут оба центра силы в Ливии. К сожалению, в условиях хаоса гражданской войны запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» чувствует себя в Ливии вольготно. Невозможно бороться с терроризмом в одной части земного шара и забывать об остальных местах. Правда, ввязываться в войну в Ливии не хочет никто – ни США, ни Россия: ей пока хватает и Сирии. Следовательно, куда логичнее помочь тем силам, что могут вести борьбу, и у России это должно получиться лучше, чем у США в свое время в Ираке.
И, наконец, третий фактор, и, как полагают многие эксперты – самый существенный: нефть. Еще во времена Каддафи Россия и Ливия имели взаимовыгодные контракты в нефтяной сфере. Добыче нефти довольно сильно мешают исламисты, и с установлением относительного порядка на территории Ливии возобновилась и ее добыча. Контакты между российскими и ливийскими компаниями не потеряны: в конце февраля «Роснефть» подписала соглашение с ливийской «Noc», пишет итальянская La Stampa. Вновь запущено нефтяное производство на западе страны. Нефтяные месторождения контролирует и армия Хафтара. Словом, преодоление политического и военного раскола в Ливии весьма положительно скажется на нефтяном секторе экономики, а значит, и восстановление страны пойдет куда быстрее.
Похоже, устав от пустых обещаний Запада, ливийские политики решили доверить Москве роль в урегулировании ливийского вопроса. Заинтересован в контактах с Россией и Сарадж, протеже Запада, и Хафтар, который, хоть и учился когда-то в СССР, значительную часть жизни провел в США. Оба, кстати, были ярыми противниками Каддафи. «Мы убеждены, что Россия может играть подобную престижную роль, учитывая те отношения, которые связывают ее с различными ливийскими сторонами», — заявил Сарадж во время недавнего визита в Москву.
А призом за удачное осуществление миссии по воцарению мира в североафриканской стране может стать не только нефть и финансовая выгода, но и военная база на Средиземноморье, в дополнение к уже имеющейся в Сирии. Еще до смерти Каддафи, такие планы озвучивались, но помешала гражданская война. Если удастся достичь согласия – к этому вопросу можно вернуться уже с новыми союзниками.