Контрактники из Тывы схватились за ножи накануне приезда Шойгу - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Контрактники из Тывы схватились за ножи накануне приезда Шойгу - «Военные действия» 14:00 Суббота 0 444
5-08-2017, 14:00

Контрактники из Тывы схватились за ножи накануне приезда Шойгу - «Военные действия»


Контрактники из Тывы схватились за ножи накануне приезда Шойгу - «Военные действия»

Материал комментируют:

Валентина Мельникова

Виктор Литовкин

Массовая драка стенка на стенку произошла в 473-м окружном учебном центре подготовки младших специалистов (в/ч 31612) в Елани Свердловской области.

Об этом первым сообщило информагентство «URA.RU» со ссылкой на источник в военном ведомстве. По данным издания, произошло столкновение между группой 60 бойцов из Тывы и сотней солдат из местного гарнизона. Все участники конфликта — контрактники.

По данным инсайдера, три месяца назад из Тывы прислали порядка 60 контрактников для прохождения курсов выживания. В последний вечер перед отъездом бойцы купили спиртного, чтобы отметить окончание учебы. Выпив, они вспомнили какие-то обиды, которые им нанесли местные. Вооружившись ножами и заточками, приезжие атаковали казарму: 60 тувинцев выступили против сотни бойцов Еланского гарнизона. Как сообщает источник, ножевые ранения получили 14 человек: 13 контрактников и один офицер, которого уже перевезли в госпиталь в Екатеринбург. Все раненые — из числа военнослужащих Еланского гарнизона.

Кстати, по странному совпадению именно 3 августа, в Свердловскую область прибыл с инспекцией министр обороны России Сергей Шойгу. По данным информагентства REGNUM, местные жители утверждают, что различные ЧП происходят в воинской части Еланского гарнизона регулярно. Но не все они становятся достоянием общественности. В этот раз, по словам граждан, о ней узнали лишь потому, что в результате конфликта было немало травмированных.


В Министерстве обороны поспешили «скорректировать» информацию о массовой драке. По данным ведомства, события там были не столь масштабны, как рассказали местные СМИ. По сообщению пресс-службы Центрального военного округа, участники драки и разнимавший их младший офицер получили «легкие травмы и ссадины». И сама драка, дескать, была не столь массовой. «Слухи о якобы использовании конфликтующими контрактниками холодного оружия абсолютная ложь», — приводит ТАСС сообщение пресс-службы ЦВО Минобороны.

Несколько лет назад, после того, как произошёл переход на одногодичную службу по призыву, а затем резко сократили число призывников из республик Северного Кавказа, казалось, что пресловутым неуставным отношениям пришёл конец. Однако, как показывает происшествие в Свердловской области, всё далеко не так благополучно.

Мы можем судить по обращениям в наш союз, — говорит глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. — Точно могу сказать, что за последние четыре года жалоб на массовые драки, стрельбу и поножовщину не было. Неуставные отношения, в том числе на этнической почве перестали быть массовыми по двум причинам. Во-первых, срок службы сократился до года. Во-вторых, с 2012 года резко ограничили набор в армию призывников и контрактников из республик Северного Кавказа. А из тех, кого призывают оттуда, значительная часть уже имеет высшее образование, что, как вы понимаете, снижает вероятность того, что человек будет вести себя конфликтно с сослуживцами. Вместе с тем, проблемы остались. Ситуация с призывниками из Тывы действительно непростая.

Я, кстати, на одном из общественных советов говорила министру обороны Сергею Шойгу о том, что его земляки нередко провоцируют конфликты. Причём не стоит только их в этом винить. Они попадают в совершенно незнакомую и даже чуждую для них среду в армии. Даже если говорить о контрактниках. Они не очень хорошо говорят по-русски, и, как правило, держатся «стаей». Поэтому с ними такие истории случаются. Но обычно, это какие-то одиночные случаи. Такого, как сейчас, когда произошла массовая драка, давно уже не было.

«СП»: — То есть в целом ситуация с неуставными отношениями благополучная?

— В последнее время обострилась другая проблема — офицеры среднего и высшего командного звена мало интересуются тем, что происходит в частях. Поэтому увеличилось количество инцидентов, причём связанных с младшим офицерским составом. За последние два года резко, в десять раз возросло число жалоб на побои со стороны офицеров, на вымогательство денег. Это означает, что старшее командование совершенно не контролирует, что у них происходит в частях на уровне человеческих взаимоотношений. Причём происходят подобные истории во всех военных округах, и даже в подмосковных, так называемых образцовых частях.

«СП»: — С чем это связано?

— Высшее командование армии сейчас озабочено другими проблемами — надо перевооружать армию, а ещё им надо постоянно думать о войне в Сирии и о том, что происходит на Востоке Украины. Кроме того, на мой взгляд, в число личных достоинств Сергея Кужугетовича, к сожалению, не входит чрезмерная забота о рядовых солдатах. Это стало понятно ещё в то время, когда он возглавлял МЧС. С офицерами он находил общий язык, умел и позаботиться, и проконтролировать. А вот к рядовым отношение было довольно «наплевательское». Это и сейчас сказывается и на отношении к рядовому составу в Российской армии. Вот к нам недавно поступила жалоба из Буйнакска. Военнослужащие уже третью неделю не могут ни помыться, ни постираться. Водопровод не работает и просто никто воду не привозит. Это ведь говорит, в том числе, и об общем отношении к рядовым солдатам в армии.

— Военнослужащие — это такие же члены общества, как и остальные, — говорит полковник в отставке, военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. — Если у нас футбольные фанаты дерутся, то дерутся и солдаты, которые воспитываются в том же обществе.

Другое дело, что конфликт в Свердловской области произошёл в учебном центре, где проходят подготовку контрактники. Прежде, чем брать контрактника на службу, надо проверить его моральные и физические качества. По всей видимости, не всегда это делается, как положено. За те несколько месяцев, что находились в учебном центре военнослужащие из Тувы, повлиять на них, заставить подчиняться законам воинской дисциплины не всегда удаётся. Слишком короткий срок. При этом я думаю, что и уровень профессионализма тех офицеров, которые готовят контрактников в этом учебном центре, оставляет желать лучшего. Видимо, они не сумели или не захотели понять настроений в этом коллективе тувинских контрактников, выявить лидеров — формальных и неформальных. Причём тех, кто склонен нарушать воинскую дисциплину, можно было вычислить уже в первые дни и благополучно отправить домой. Сейчас в СМИ попала версия, что весь конфликт разгорелся из-за того, что какой-то контрактник отказался как следует заправлять свою койку. Это говорит, что с таким человеком надо было сразу расстаться, а ему дали стать выпускником учебного подразделения. Здесь много вопросов не только к офицерам самого учебного центра, но и к вышестоящим командирам: кого набирают и зачем. Создаётся впечатление, что только лишь для галочки: выполнить план по набору контрактников. В то время как надо отбирать тех, кто готов подчиняться воинской дисциплине, не подведёт в самых сложных ситуациях, в том числе в боевых условиях.

«СП»: — Видимо, не был учтён и этнический фактор — драка приняла массовый характер именно потому, что обиженный решил выяснить отношения, прибегнув к помощи своих земляков.

— Всё правильно. У нас недостаточно учитывают ментальные особенности представителей разных народов. Как правило, представители небольших этносов легче объединяются, они болезненно относятся, когда кто-то задевает кодекс чести, как они его понимают. Всё это необходимо учитывать. Но, к сожалению, те, кто готовит контрактников, часто подходят формально — приняли человека, за три месяца чему-то научили, выпустили и забыли. А работа с людьми всё-таки вещь очень тонкая. Ей недостаточно уделяют внимания.


«СП»: — Одно время много проблем было с выходцами с Кавказа. Несколько лет назад просто взяли и резко сократили число призывников из Дагестана. Но таким образом уйти от проблем невозможно — завтра придётся сокращать число призывников и контрактников из Тывы или какой-то ещё республики. Может, имеет смысл разработать какую-то специальную программу, которая бы учитывала этнические особенности военных?

— Совершенно верно. Тем более, что в армию в ближайшие годы всё больше будут приходить выходцы из регионов, где рождаемость выше, чем в среднем по стране: это республики Северного Кавказа, Бурятия, Тыва, Башкирия и так далее. Надо понимать и то, что в русских семьях дети сейчас часто растут без отца. Это не может не сказываться на их морально-психологических качествах. Они не могут зачастую выдерживать психологическое давление тех же солдат из Северного Кавказа. А кто оказывается слабее, на том и «ездят». Это психология коллектива. Её тоже надо изучать.

«СП»: — Вы согласны с тем, что в последнее время в армии меньше внимания уделяется ситуации с неуставными отношениями, в частности, в связи с участием России в сирийском конфликте?

— Наверное, это имеет место. Надо усиливать работу по воспитанию личного состава. У нас сегодня офицер по работе с личным составом (замполит, по-старому) — один на батальон. Этого явно недостаточно.


Материал комментируют: Валентина Мельникова Виктор Литовкин Массовая драка стенка на стенку произошла в 473-м окружном учебном центре подготовки младших специалистов (в/ч 31612) в Елани Свердловской области. Об этом первым сообщило информагентство «URA.RU» со ссылкой на источник в военном ведомстве. По данным издания, произошло столкновение между группой 60 бойцов из Тывы и сотней солдат из местного гарнизона. Все участники конфликта — контрактники. По данным инсайдера, три месяца назад из Тывы прислали порядка 60 контрактников для прохождения курсов выживания. В последний вечер перед отъездом бойцы купили спиртного, чтобы отметить окончание учебы. Выпив, они вспомнили какие-то обиды, которые им нанесли местные. Вооружившись ножами и заточками, приезжие атаковали казарму: 60 тувинцев выступили против сотни бойцов Еланского гарнизона. Как сообщает источник, ножевые ранения получили 14 человек: 13 контрактников и один офицер, которого уже перевезли в госпиталь в Екатеринбург. Все раненые — из числа военнослужащих Еланского гарнизона. Кстати, по странному совпадению именно 3 августа, в Свердловскую область прибыл с инспекцией министр обороны России Сергей Шойгу. По данным информагентства REGNUM, местные жители утверждают, что различные ЧП происходят в воинской части Еланского гарнизона регулярно. Но не все они становятся достоянием общественности. В этот раз, по словам граждан, о ней узнали лишь потому, что в результате конфликта было немало травмированных. В Министерстве обороны поспешили «скорректировать» информацию о массовой драке. По данным ведомства, события там были не столь масштабны, как рассказали местные СМИ. По сообщению пресс-службы Центрального военного округа, участники драки и разнимавший их младший офицер получили «легкие травмы и ссадины». И сама драка, дескать, была не столь массовой. «Слухи о якобы использовании конфликтующими контрактниками холодного оружия абсолютная ложь», — приводит ТАСС сообщение пресс-службы ЦВО Минобороны. Несколько лет назад, после того, как произошёл переход на одногодичную службу по призыву, а затем резко сократили число призывников из республик Северного Кавказа, казалось, что пресловутым неуставным отношениям пришёл конец. Однако, как показывает происшествие в Свердловской области, всё далеко не так благополучно. — Мы можем судить по обращениям в наш союз, — говорит глава Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. — Точно могу сказать, что за последние четыре года жалоб на массовые драки, стрельбу и поножовщину не было. Неуставные отношения, в том числе на этнической почве перестали быть массовыми по двум причинам. Во-первых, срок службы сократился до года. Во-вторых, с 2012 года резко ограничили набор в армию призывников и контрактников из республик Северного Кавказа. А из тех, кого призывают оттуда, значительная часть уже имеет высшее образование, что, как вы понимаете, снижает вероятность того, что человек будет вести себя конфликтно с сослуживцами. Вместе с тем, проблемы остались. Ситуация с призывниками из Тывы действительно непростая. Я, кстати, на одном из общественных советов говорила министру обороны Сергею Шойгу о том, что его земляки нередко провоцируют конфликты. Причём не стоит только их в этом винить. Они попадают в совершенно незнакомую и даже чуждую для них среду в армии. Даже если говорить о контрактниках. Они не очень хорошо говорят по-русски, и, как правило, держатся «стаей». Поэтому с ними такие истории случаются. Но обычно, это какие-то одиночные случаи. Такого, как сейчас, когда произошла массовая драка, давно уже не было. «СП»: — То есть в целом ситуация с неуставными отношениями благополучная? — В последнее время обострилась другая проблема — офицеры среднего и высшего командного звена мало интересуются тем, что происходит в частях. Поэтому увеличилось количество инцидентов, причём связанных с младшим офицерским составом. За последние два года резко, в десять раз возросло число жалоб на побои со стороны офицеров, на вымогательство денег. Это означает, что старшее командование совершенно не контролирует, что у них происходит в частях на уровне человеческих взаимоотношений. Причём происходят подобные истории во всех военных округах, и даже в подмосковных, так называемых образцовых частях. «СП»: — С чем это связано? — Высшее командование армии сейчас озабочено другими проблемами — надо перевооружать армию, а ещё им надо постоянно думать о войне в Сирии и о том, что происходит на Востоке Украины. Кроме того, на мой взгляд, в число личных достоинств Сергея Кужугетовича, к сожалению, не входит чрезмерная забота о рядовых солдатах. Это стало понятно ещё в то время, когда он возглавлял МЧС. С офицерами он находил общий язык, умел и позаботиться, и проконтролировать. А вот к рядовым отношение было довольно «наплевательское». Это и сейчас сказывается и на отношении к рядовому составу в Российской армии. Вот к нам недавно поступила жалоба из Буйнакска. Военнослужащие уже третью неделю не могут ни помыться, ни постираться. Водопровод не работает и просто никто воду не привозит. Это ведь говорит, в том числе, и об общем отношении к рядовым солдатам в армии. — Военнослужащие — это такие же члены общества, как и остальные, — говорит полковник в отставке, военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. — Если у нас футбольные фанаты дерутся, то дерутся и солдаты, которые воспитываются в том же обществе. Другое дело, что конфликт в Свердловской области произошёл в учебном центре, где проходят подготовку контрактники. Прежде, чем брать контрактника на службу, надо проверить его моральные и физические качества. По всей видимости, не всегда это делается, как положено. За те несколько месяцев, что находились в учебном центре военнослужащие из Тувы, повлиять на них, заставить подчиняться законам воинской дисциплины не всегда удаётся. Слишком короткий срок. При этом я думаю, что и уровень профессионализма тех офицеров, которые готовят контрактников в этом учебном центре, оставляет желать лучшего. Видимо, они не сумели или не захотели понять настроений в этом коллективе тувинских контрактников, выявить лидеров — формальных и неформальных. Причём тех, кто склонен нарушать воинскую дисциплину, можно было вычислить уже в первые дни и благополучно отправить домой. Сейчас в СМИ попала версия, что весь конфликт разгорелся из-за того, что какой-то контрактник отказался как следует заправлять свою койку. Это говорит, что с таким человеком надо было сразу расстаться, а ему дали стать выпускником учебного подразделения. Здесь много вопросов не только к офицерам самого учебного центра, но и к вышестоящим командирам: кого набирают и зачем. Создаётся впечатление, что только лишь для галочки: выполнить план по набору контрактников. В то время как надо отбирать тех, кто готов подчиняться воинской дисциплине, не подведёт в самых сложных ситуациях, в том числе в боевых условиях. «СП»: — Видимо, не был учтён и этнический фактор — драка приняла массовый характер именно потому, что обиженный решил выяснить отношения, прибегнув к помощи своих земляков. — Всё правильно. У нас недостаточно учитывают ментальные особенности представителей разных народов. Как правило, представители небольших этносов легче объединяются, они болезненно относятся, когда кто-то задевает кодекс чести, как они его понимают. Всё это необходимо учитывать. Но, к сожалению, те, кто готовит контрактников, часто подходят формально — приняли человека, за три месяца чему-то научили, выпустили и забыли. А работа с людьми всё-таки вещь очень тонкая. Ей недостаточно уделяют внимания. «СП»: — Одно время много проблем было с выходцами с Кавказа. Несколько лет назад просто взяли и резко сократили число призывников из Дагестана. Но таким образом уйти от проблем невозможно — завтра придётся сокращать число призывников и контрактников из Тывы или какой-то ещё республики. Может, имеет смысл разработать какую-то специальную программу, которая бы учитывала этнические особенности военных? — Совершенно верно. Тем более, что в армию в ближайшие годы всё больше будут приходить выходцы из регионов, где рождаемость выше, чем в среднем по стране: это республики Северного Кавказа, Бурятия, Тыва, Башкирия и так далее. Надо понимать и то, что в русских семьях дети сейчас часто растут без отца. Это не может не сказываться на их морально-психологических качествах. Они не могут зачастую выдерживать психологическое давление тех же солдат из Северного Кавказа. А кто оказывается слабее, на том и «ездят». Это психология коллектива. Её тоже надо изучать. «СП»: — Вы согласны с тем, что в последнее время в армии меньше внимания уделяется ситуации с неуставными отношениями, в частности, в связи с участием России в сирийском конфликте? — Наверное, это имеет место. Надо усиливать работу по воспитанию личного состава. У нас сегодня офицер по работе с личным составом (замполит, по-старому) — один на батальон. Этого явно недостаточно.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl