Главным событием юбилейного авиасалона МАКС, прошедшего на днях в подмосковном Жуковском, по мнению ряда российских СМИ, стали визит президента России Владимира Путина и показательный воздушный бой двух истребителей ПАК ФА.
Это, как мне представляется, не совсем верно. Ключевым моментом авиасалона должно было стать посещение Владимиром Путиным ангара, где находился прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА. При этом предполагалось «подписать документ об окончании первого этапа испытаний и рекомендацию приступить к выпуску серийно партии самолетов». Однако Президент РФ изменил свой маршрут и в ангар не зашел. Новое название ПАК ФА (предположительно Су-57) не было озвучено, как видно, до следующей оказии, сроки и формат которой весьма неопределенны.
Тем не менее, нельзя не признать, что разработчики нового российского истребителя проделали большую работу для устранения ряда проблем, выявленных в предыдущих испытательных полетах. Увеличена прочность фюзеляжа, ведется работа по усовершенствованию системы управления полетом.
Однако основная проблема ПАК ФА (или Су-57) — это двигатели. В настоящее время на прототипы ПАК ФА установлены модифицированные турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-41Ф1 («изделие 171»). Разработчики называют АЛ-41Ф1 «двигателем первого этапа».
Предполагается, что эти двигатели будут устанавливаться на ПАК ФА до середины 2020-х годов. Затем уже истребители получат новые двигатели второго этапа, разрабатываемые сегодня под обозначением «изделие 30».
«Изделие 30» разрабатывается на рыбинском НПО «Сатурн». Генеральный конструктор НПО «Сатурн» Юрий Шмотин в интервью четырехлетней давности рассказал, что в новом двигателе будут применены новые конструкционные материалы, способные выдерживать температуры свыше 2000 градусов по Кельвину:
«Сегодня в НПО «Сатурн» ведутся серьезные исследования по развитию двигателя пятого поколения с применением технологии, которую называют «двигатель переменного цикла». Выполнены исследования, которые говорят о том, что при определенной трансформации термодинамики двигателя за счет конструктивных изменений можно существенно улучшить характеристики двигателя на дозвуковых и сверхзвуковых режимах полета. Одной из таких трансформаций может стать применение третьего контура».
Завершение работ над новыми двигателями предполагается, как уже было сказано, не ранее середины 2020-х годов, но скорее всего эти сроки сдвинутся, как водится, «вправо», и в ближайшее десятилетие российская военная авиация не получит современного истребителя, способного конкурировать с американскими F-35, которые будут оснащены трехконтурными ТРД.
В 2012 году американская компания GE Aviation получила заказ на разработку газотурбиннного авиадвигателя, работающего по принципу
Adaptive Engine Technology Development. Это адаптивный трехконтурный ТРД, в котором третья ступень включается и отключается с помощью специальных заслонок.
Адаптивный трехконтурный двигатель призван обеспечить как экономию топлива при длительном крейсерском полете с дозвуковой скоростью, так и высокую удельную тягу на боевых режимах, включая короткий взлет и посадку, сверхзвуковой полет, боевое маневрирование, перехват и прочие маневры в реальном бою.
В прошлом году GE Aviation провела испытания компрессора высокого давления нового двигателя. Об этом заявил управляющий директор подразделения GE Aviation Advanced Combat Engine Дэн Маккормик. По его словам, после испытаний компрессора начнутся проверки вентилятора.
По словам Маккормика, после завершения испытаний компрессора он может быть установлен на уже существующие двигатели, пригодные для установки на истребители F-35 Lightning II
Американские аэро-космические гиганты Pratt & Whitney и Lockheed Martin также приступили к разработке проекта модернизации двигателей истребителей F-35. Их проект предполагает изменение конструкции уже установленных двигателей Pratt & Whitney F135 таким образом, чтобы реализовать в них адаптивную трехконтурную технологию. Предполагается, что новые двигатели будут устанавливаться на F-35 с 2021 года.
Трехконтурные адаптивные двигатели, или двигатели переменного цикла, — это магистральное направление современного военного авиационного двигателестроения. Если созданные в лабораториях военных концернов новые двигатели оправдают надежды конструкторов, то оснащенные ими истребители будут обладать одновременно сверхманевренностью, малозаметностью и способностью летать на сверхзвуке без форсажа.
Сверхманевренность будет обеспечена повышением удельной тяги, малозаметность в радиодиапазоне – снижением температуры двигателя, в том числе и с помощью так называемых тепловых аккумуляторов, а третий контур обеспечит сверхзвук без форсажа.
В США по программам Министерства обороны с начала 2000х годов активно ведутся работы по созданию научно-технического задела в обеспечение создания двигателей 6 поколения, ввод в эксплуатацию которых ожидается не ранее 2020- 2025 гг. Бюджетное финансирование этих работ через программы ВВС США в последние годы составляет $450 млн в год. Эти двигатели будут максимально интегрированы с летательным аппаратом и по своим показателям существенно превосходят вводимые в эксплуатацию двигатели 5-го поколения (F/22 с двигателем F119 и F/35 с двигателем F135).
Адаптивные двигатели 6-го поколения обеспечат снижение затрат топлива на 35 процентов или увеличения радиуса действия самолета на 60процентов по сравнению с двигателями 5-го поколения.
Если опираться на официальные планы по срокам разработки как американских, так и российских двигателей 6-го поколения, то на первый взгляд мы идем, как говорится, ноздря в ноздрю.
Однако, если учесть неограниченные по существу финансовые, кадровые и производственные возможности американских корпораций с одной стороны, и углубляющийся экономический кризис в российской экономике и жесткий санкционный режим, лишающий нас доступа к новейшим западным технологиям – с другой, то в возможности успешной конкуренции на мировом рынке вооружений с американскими производителями боевых самолетов даже в среднесрочной перспективе верится с трудом.
Изменить ситуацию может концентрация всех научных и производственных сил на магистральном направлении развития боевой авиации, максимальное устранение коррупционной и «оптимизаторской» составляющей в российском ВПК.
Этому могут помешать и уже реально мешают зашкаливающий отраслевой и корпоративный лоббизм и все те же коррупционная и «оптимизаторская» составляющие.
Видимо, во время своего визита на салон МАКС Президент РФ пришел к схожим выводам и обошел стороной ангар с перспективным истребителем корпорации «Сухой».
Если вспомнить, что в российском ВПК сейчас идет ожесточенная борьба за участие в Государственной программе вооружений – 2025, то о перспективах ПАК ФА (в первую очередь о перспективах закупки армией самолетов с устаревшими двигателями «первого этапа») в свете несостоявшегося захода главы государства в ангар с его прототипом говорить как-то не хочется.
А вот разработку двигателей 6-поколения, надеюсь, государство профинансирует.