Материал комментируют:
Михаил Александров
Сергей Марков
Россия призвала проверить сведения о поставках Великобританией и США отравляющих веществ боевикам в Сирии. Как заявил 17 августа постпред России при ООН Василий Небензя, если данные подтвердятся, это будет нарушением Конвенции о запрещении химоружия.
Напомним: ранее замглавы сирийского МИДа Фейсал аль-Микдад выступил в Дамаске с громким заявлением. По его словам, отравляющие вещества, найденные правительственными силами на отбитых у террористов складах с оружием, имеют американское и британское происхождение.
Речь идет о ручных гранатах и боеприпасах к гранатометам, содержащих ОВ раздражающего действия CS (хлорбензальмалонодинитрил, или газ «Сирень» в советской армейской классификации) и CN (хлорацетофенон, он же газ «Черемуха»). По данным аль-Микдада, химические боеприпасы были произведены компанией Federal Laboratories на территории США, а отравляющие средства — британской компанией Chemring Defence UK и американской NonLethal Technologies.
«Можно с уверенностью сказать, что США и Великобритания, нарушая Конвенцию ООН о запрещении химического оружия, оказывают всяческую поддержку террористическим организациям, действующим на территории Сирии», — подытожил Фейсал аль-Микдал.
«Вот вам и вся приверженность международному праву и торжество демократии. Прикрываясь фотографиями убитых детей, поставлять террористам отравляющие вещества — за гранью понимания», — написала на своей странице в Facebook официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Впрочем, Лондон и Вашингтон каяться не спешат. В Пентагоне уже заявили, что никогда не поставляли химические боеприпасы сирийской оппозиции.
Представитель британской Chemring Defence заверил, что компания не занимается производством химического оружия и что корпорация Chemring Group, будучи предприятием не государственным, а частным, экспортирует продукцию лишь на основании выданных правительством лицензий, жестко регулирующих поставки.
Представитель американской NonLethal Technologies, в свою очередь, лаконично сообщил, что компания не производит боевые отравляющие вещества.
Что стоит за скандалом с ОВ, удастся ли привлечь Вашингтон и Лондон к ответственности?
— Мы видим изменение подхода России к внешнеполитической пропаганде, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Раньше мы, в основном, реагировали на обвинения, которые выдвигал Запад, что всегда ставило нас в положение оправдывающихся. Теперь мы пытается брать инициативу в свои руки, что не может не радовать.
Действительно, если в информационном противоборстве с Западом мы будем только защищаться, мы обречены на проигрыш. Между тем, до последнего времени, в случае атаки на Россию мы всеми силами демонстрировали: мы выше этого, мы не будем нападать в ответ, а будем налаживать отношения и показывать добрую волю.
Но теперь ожидания, что благодаря нашему «примерному» поведению наступит время полноправного сотрудничества с Западом, которые довлели над российским политическим классом на протяжении последних десятилетий, уходят в прошлое. Коли так, нужно действовать наступательно. И если есть факты, которые можно интерпретировать определенным образом, почему бы это не сделать?
«СП»: — Запад бы так и поступил?
— Запад, напомню, использовал инцидент с предположительно химической атакой в Идлибе, жертвами чего стали более 80 человек, в своих интересах для дискредитации России. США обвинили власти Сирии в совершении химатаки, а Россию — в поддержке режима Башара Асада. В итоге 7 апреля ВС США нанесли удар крылатыми ракетами «Томагавк» по сирийскому аэродрому Шайрат, а Москва назвала удар «актом агрессии», приостановив действие подписанного с США меморандума о предотвращении инцидентов в Сирии.
Нынешние события доказывают, что за инцидентом в Идлибе вполне могли стоять те же Штаты. Да, в сирийской провинции применялся отравляющий газ зарин (это следует из заключения британских экспертов, проводивших анализ образцов с места происшествия), а в Америке это отравляющее вещество в промышленных масштабах не производится. Но, с другой стороны, американцы могли произвести необходимое количество зарина в любой частной лаборатории, чтобы устроить провокацию.
Нынешние находки Дамаска делают эту версию еще более правдоподобной.
«СП»: — Чего теперь должна добиваться Россия?
— Всестороннего расследования фактов, сообщенных Дамаском. Необходимо постоянно ставить этот вопрос в ООН. Плюс, нужно создать независимую комиссию, которая бы вела собственное расследование, и регулярно публиковала бы доклады о своей работе.
И надо понимать: в данной ситуации ожидать скорых результатов, и тем более наказания виновных — это наивность. Запад, понятно, ни на какое сотрудничество в расследовании не пойдет, и вины своей не признает.
Но тут важно другое. Сам факт расследования создает нам информационное преимущество, и его важно не упустить.
Нам надо учиться у Запада. Например, на инциденте со сбитым малайзийским Boeing 777−200 компании Malaysia Airlines в марте 2014 года. Сбили его, я убежден, украинцы, но обвинили в этом нас. При этом Запад намеренно затягивает расследование дела, но не упускает случая вспомнить об этом расследовании, чтобы помянуть Москву «добрым» словом.
Запад в Сирии якобы по ошибке сбрасывал боевикам ИГИЛ* оружие и боеприпасы, занимался подготовкой бойцов «Сирийской свободной армии», которые потом переходили на сторону террористов, и закрывал глаза на финансирование группировок боевиков со стороны Саудовской Аравии и Катара.
Нам нужно об этом помнить, чтобы понимать: Запад играет в Сирии против нас, не особо утруждая себя соблюдением правил. И потому не стоит давать ему спуска — хотя бы в информационном поле.
— Официальные Вашингтон и Лондон, скорее всего, действительно не стоят за поставками ОВ в Сирию, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Не исключаю, что ручные гранаты и боеприпасы к гранатометам, обнаруженные правительственными войсками, были приобретены боевиками на свободном рынке. Все же «Сирень» и «Черемуха» не являются боевыми отравляющими веществами, и могут использоваться, например, при разгоне демонстраций.
Не думаю, кроме того, что США или Великобритания целенаправленно подталкивали сирийских боевиков к применению химического оружия. Доказать это, во всяком случае, невозможно. Зато теперь появляется возможность обоснованно доказать, что химическое оружие использовалось не войсками Башара Асада, а его противниками. И это чрезвычайно важно.
Запад, напомню, использует инцидент с химической атакой в Идлибе для легитимации курса на свержение Асада. Если же убедительно показать, что ОВ использовались против сирийской правительственной армии, ответственность Башара Асада за химатаку (она считается доказанной) во многом будет снята, и откроется путь для мирных переговоров, включающих признание Башара Асада как сирийского лидера.
Это значит, возникают перспективы более быстрого урегулирования в Сирии.
Нам, с учетом сказанного, нужно максимально активно вмешаться в нынешнюю ситуацию. Нужно создать международную комиссию, которая будет заниматься расследованием — и необязательно государственную. В странах ЕС и даже в США полно организаций, которые протестуют против многочисленных преступлений, которые совершают западные спецслужбы. А поддержка «Джебхат Ан-Нусры"** и снабжение сирийских боевиков ОВ — разумеется, очевидные преступления.
Эти неправительственные международные организации вполне могли бы войти в комиссию по Сирии, и провести независимое расследование инцидента с ОВ.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.