Коллекция специализированной отечественной одежды под брендом «Армия России» пойдет по миру. Уже в скором времени её начнут продавать за рубежом. Об этом на форуме «Армия-2017» в минувшее воскресенье сообщил заместитель генерального директора «Военторга» Аркадий Телепнев.
Своими торговыми точками компания на Западе пока не представлена. Но «запросы и требования иностранных покупателей», по словам Телепнева, активно изучаются. И на сегодня «есть определенные мысли по тому, как начать эту работу». Как признался Аркадий Николаевич, мысли эти пришли ему вскоре после открытия первого фирменного армейского магазина в Москве. Он расположился в центре столицы, близ Садового кольца, недалеко от Нового Арбата, став, по словам его сотрудников, настоящим паломническим центром для интуриста. Торгуют там буквально всем, что вообще нужно военному человеку в быту и на службе — от парфюмерии и посуды, до полного комплекта обмундирования и спецзащиты. При этом потенциальному покупателю, чтобы приобрести приглянувшийся товар, совсем не обязательно быть кадровым военнослужащим. Подобное требование давно ушло в прошлое вместе со страной под названием СССР. Главное — деньги. Хочешь и можешь купить? Покупай!
— Общаясь с представителями фэшн-индустрии (производство модной одежды — авт.), мы понимаем: сам бренд «Армия России» достаточно ёмкий, многогранный. Мы для себя решили, что военная тематика, должна быть, потому что это история, а история — это любовь к Родине, — говорит Аркадий Телепнев. — У нас создан экспериментальный производственный комбинат, подразделение, где используется самое современнейшее оборудование и технологии. И на этом оборудовании с использованием интересных по фактуре качественных материалов мы хотим сделать достойные вещи. Мы на сегодня уже вышли на две коллекции в год — осень-зима и весна-лето. Сейчас идет работа по созданию коллекции осень-зима-2018.
Для начала «Военторг» берется выйти на передовые рубежи в интернет-продажах. Они, известно, весьма популярны в странах Запада. Если верить руководителям компании, запросов на покупки их товаров от представителей разных стран, в том числе Европы, очень много. Не уточняется, правда, каких именно. То ли речь о камуфляже, то ли о сувенирах с армейско-российской символикой. То ли это вообще нечто, имеющее лишь чисто символическое отношение к армии РФ. Как, например, то, что продается с некоторых пор в питерских магазинах. Скажем, плюшевые медведи в военной форме под общим наименованием «Вежливые мишки». На прилавках их четыре варианта: «Танкист», «Летчик», «Десантник», «Моряк».
На подходе от «Военторга», как говорят, наборы конфет и печенья, книжки-раскраски, карандаши, салфетки. Не хватает разве что туалетной бумаги с военной символикой. Пару лет назад таковую выпустили «пробным тиражом», как было сказано, специально для суворовских и нахимовских училищ. Её «украшал»… Орден Отечественной войны. По счастью, дальше «пробника» дело не пошло, вмешалась общественность.
Вернемся, однако, к фирменному бренду «Армия России». О нём любят рассуждать чиновники от ВС РФ, расхваливая на все лады и поминая, где надо и не надо модельера Валентина Юдашкина, приложившего руку к её созданию в конце 2010-х. Хотя по поводу этой его работы, обошедшейся Минобороны РФ в 100 млн. рублей, давно уже, казалось бы, всё сказано: симпатично, но дорого (более 35 тысяч рублей в ценах 2010 г. на производство одного комплекта), не очень удобно, не очень практично. Не говоря уже о том, что дизайн, включая цветовую гамму, был заимствован у НАТО. Позже, в пост-Сердюковские времена команда генерала Сергея Шойгу предприняла очередную попытку улучшения функциональности армейской одежды. Её представили два года назад. Что получилось, корреспондент «СП» расспросила сослуживцев сына-солдата, который был призван на действительную в войска Западного военного округа минувшим июнем.
— Удобна ли солдатская форма? — Задумался Андрей К., направленный на службу в ЗВО из Башкирии. — Повседневный камуфляж ещё более-менее. А парадно-выходной только раздражает. Застегнуться быстро, например, не всегда удается, потому что регулярно заедает каретку на молнии. А не застегнешься, сержант точно наорет и отправит во внеочередной наряд.
— Берцы быстро изнашиваются, — добавляет Ахмет, петербуржец с кавказскими корнями. — У меня уже через месяц они пошли по швам. Много ведь приходится бегать, прыгать, маршировать. Командир увидел, влетело и мне, и ротному. Кое-как зашил обычными нитками, но при первой же пробежке они опять разорвались. А мастерской тут нигде нет. Говорят теперь, покупай за свой счет новые…
Стоит армейская обувь, заметим, от 1700 до 3500 тысяч рублей. Рядовые срочной службы получают ежемесячно 2000 рублей, на которые им приходится покупать много чего, включая элементарные бытовые предметы, как-то зубная паста и нашивки на рукава.
— Мне тоже приходилось слышать нелестные отзывы о современной солдатской форме, — сказал корреспонденту «СП» Виктор Алкснис, полковник в отставке, народный депутат СССР в 1989—1991 гг., общественный деятель РФ. — В частности, о берцах. Они появились в нашей армии, кажется, во времена президента Ельцина, который имел привычку заимствовать на Западе все, что только можно. Коснулось это и армии. Может быть, для службы на юге Европы, или, к примеру, в южных штатах США они и удобны, но в России, с её суровым климатом на большей части территории, категорически противопоказаны. Другое дело, кирзовые сапоги. В них везде пройдешь! За 25 лет службы в Советской армии я имел возможность не однажды убедиться в этом. Современное — не всегда лучшее — такой слоган я бы предложил держать в уме тем, кто обеспечивает войска обмундированием. И, прежде чем менять форму, надо в обязательном порядке проводить опросы среди солдат, сержантов, старшин — тех, кто не в штабах сидит, а регулярно «месит грязь» на полигонах, участвует в учениях, а то и в реальных военных действиях.
«СП»: — Опрашивают?
— Ну что вы!.. В свое время с оптимальной на тот момент формой помог определиться Афганистан, где воевали наши бойцы из числа, так называемого, ограниченного контингента. В те годы было принято решение отказаться, в частности, от гимнастерок и очень неудобных кителей.
«СП»: — Часто менялась военная форма в годы СССР?
— За те четверть века, что я отдал службе, только дважды. А вот в постсоветский период уже, как минимум, четыре раза, а то и больше. Такое впечатление, что денег у армии просто девать некуда, почему ж не «выбросить» несколько десятков миллиардов рублей на обновление обмундирования?..
«СП»: — Как вам идея «Военторга» торговать одежкой с солдатского плеча за рубежом? Насколько я понимаю, сама идея не нова. Года три-четыре назад американская компания Authentic Apparel Group выпустила коллекцию мужской одежды, вдохновившись армейской униформой и получив официальную лицензию Министерства обороны США. Пентагон впервые в своей истории дал разрешение на использование брендинга и названия U.S. Army. Теперь вот наши.
— Эта известная история. В Минобороны РФ тогда только ленивый не язвил по этому поводу. Теперь сами пошли тем же путем. Что тут сказать? С одной стороны, форменная одежда не предназначена для массового использования. И популярности армии точно не прибавит. Даже если вся страна станет вдруг ходить в армейском камуфляже. С другой стороны, если она будет продаваться без знаков отличия, нашивок и других атрибутов, почему не продавать? Охотники, рыбаки, дачники считают её удобной. Пусть носят. Иностранцам нравится? Пусть покупают. Но рассчитывать, что престиж самой Российской армии при этом резко вырастет, как минимум, наивно.
«СП»: — Заработать, наверное, можно неплохо на её продаже за границей.
— Не думаю. Это не военная техника, не оружие. Униформу во многих странах давно научились шить качественную.