Американский журнал The National Interest рассказал о разработке в России нового перехватчика, который должен существенно превзойти по боевым возможностям легендарный и лучший в мире истребитель данного профиля МиГ-31. Издание ставит под сомнение возможность России реализовать этот амбициозный проект. И надо признать, сомнения отнюдь не беспочвенные.
Статья отталкивается от громкого заявления генерального директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильи Тарасенко на завершившемся на прошлой неделе Международном военно-техническом форуме «Армия-2017». Заявление не только громкое, но и обескураживающее, которое должно показать, что корпорация вышла на прямо-таки гиперзвуковой режим проведения ОКР. Речь идет о проекте «Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата (ПАК ДП)». Разработка находится на этапе выбора концепции. И вдруг Тарасенко говорит, что готовый самолет начнет поступать в части ПВО в середине 20-х годов. То есть с 2025 года. То есть уже через 7 лет.
Причем на достигнутом результате корпорация не остановится. Вскоре после начала поступления в войска ПАК ДП станет беспилотным самолетом.
Ускорение разработки феноменальное, сроки в сторону их сокращения корректируются прямо на глазах. В середине июня Илья Тарасенко говорил о том, что ПАК ДП находится на стадии выбора концепции самолета и проработки его технического облика. До получения полностью готового продукта, исходя из опыта создания подобного рода машин, уйдет как минимум 10 лет. Следовательно, перехватчик может появиться не раньше 2028 года. И это, считает, гендиректор, абсолютно правильно и обосновано тем, что именно к этому моменту потребуется следующая модернизация перехватчика МиГ-31 (нынешняя модификация — МиГ-31БМ). И подтягивать характеристики самолета, который был принят на вооружение в 1981 году, будет не нужно. Появится новый с большим ресурсом для последующих модернизаций.
А, может быть, самолет окажется таким же опередившим свое время, как и МиГ-31, что о его модернизации не придется задумываться не один десяток лет. Действительно, на МиГ-31 впервые в мире была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой. Второй такой прецедент появился лишь в 2000 году. До сих пор МиГ-31 является самым скоростным самолетом в мире (3000 км/ч). Длительное время он был самым дальнобойным. Является таковым и сейчас после модернизации — дальность ракеты «воздух-воздух» у МиГ-31БМ достигает 300 км.
Составить конкуренцию МиГ-31 мог американский перехватчик F-14 Tomcat. Но он был снят с вооружения в 2006 году. При этом никакой конкуренции не получилось.
Главное качество перехватчика — предельный рубеж перехвата. То есть удаление цели, когда перехватчик, стартовав по тревоге, способен догнать ее и уничтожить. При скорости цели в 2,35 М для МиГ-31 этот параметр составляет 720 км. Для «американца» же цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема не далее, чем на расстоянии в 250 км. При дозвуковой скорости 0,8 М рубежи такие: 1250 км и 800 км.
И это при том, что дальность ракет у «американца» на 25 км выше — 185 км против наших 160 км. Однако возможности бортовых РЛС несоизмеримы. F-14 мог одновременно отслеживать лишь 4 цели, МиГ-31 — 18.
После списания F-14 его функции были возложены на палубный самолет F/A-18E/F Super Hornet. Однако это многоцелевой истребитель, и задачи перехвата он решает не самым лучшим образом. При примерно одинаковых с F-14 летных характеристиках его ракеты имеют существенно меньшую дальность.
О новом перехватчике в РСК «МиГ» говорят уже давно. Вначале разговоры были достаточно реалистичными. О том, что среди не доведенных до конца разработок ОКБ есть задел по многоцелевому истребителю МиГ-1.44, который замышлялся как ответ на первый американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. И тоже должен был стать истребителем пятого поколения. Проект был доведен до полетов прототипа. Но тут же, в 2000 году, работа была свернута из-за прекращения финансирования. Что было связано с тем, что разработка истребителя пятого поколения была переадресована ОКБ Сухого. Результатом этой конкурентной борьбы стал Су-57.
Предполагалось, что многоцелевой самолет можно «обузить», усилив качества, необходимые для перехватчика — скорость, высотность, мощную РЛС. Малозаметность, которая характерна для истребителей пятого поколения, ему не важна, поскольку он всегда выступает в роли «охотника», а ни «дичи», на которую противник ведет охоту.
Скорость у МиГ-1.44 была подходящая — 3200 км/ч. Высотность — более 20000 м — тоже. Казалось бы, бери и делай. Однако ОКБ Микояна и Гуревича долгие годы сотрясали различные неурядицы, что привело к тому, что фирма потеряла доверие, а без доверия, как известно, денег на проекты не дают. Ситуация начала выправляться лишь сейчас, когда был предъявлен прекрасный легкий истребитель МиГ-35.
Но с 2014 года начались совершенно фантастические сообщения о том, что в инициативном порядке на базе МиГ-31 создается МиГ-41, скорость которого будет лежать в пределах от 4 М до 4,3 М. Говорилось и о всяких прочих чудесах. Можно предположить, что эти вбросы были вызваны желанием руководства ОКБ привлечь к себе внимание, продемонстрировав на словах, что компания готова совершать в самолетостроении подвиги.
И вот теперь на повестке дня ПАК ДП. Надо сказать, что этот проект опирается не только на опыт разработки МиГ-31. После запуска этого перехватчика в серийное производство, ОКБ в 80-е годы начало проводить активные работы по развитию линии как МиГ-31, так и тоже вполне успешного перехватчика МиГ-25. К концу 80-х годов были созданы пять прототипов перспективного перехватчика. Был частично скорректирован планер, повышена на 5 тонн взлетная масса, появилось новое радиоэлектронное оборудование. Начались испытания прототипов. Однако вскоре закончились деньги, и всё остановилось.
Но что-то из этого было использовано в МиГ-31-БМ. Модернизация парка МиГ-31 началась в 2008 году. А что-то может быть использовано в ПАК ДП.
Надо сказать, что гендиректор РСК «МиГ» настроен весьма боевито. Его прогнозы относительно сроков создания нового перехватчика самые оптимистичные среди всех, кто заинтересован в этом процессе. Не в последнюю очередь заинтересован в том, чтобы получить новую высококлассную машину, главнокомандующий ВКС Виктор Бондырев. Он заявляет, что ОКР по теме ПАК ДП может начаться не раньше 2019 года. А до этого времени работы будут проводиться в инициативном порядке. То есть без государственного финансирования. Поэтому, как бы ни старались, как бы ни спешили инженеры МиГа, но, скажем, продувку макетов в ЦАГИ никто бесплатно делать не станет. То же относится и к радиоэлектронному оборудованию. Следовательно, перспективный перехватчик может появиться в лучшем случае в конце 20-х годов.
Что же касается создания беспилотной модификации, то это, думается, относится к жанру разговоров за праздничным столом. Атмосфера форума «Армия-2017» к этому располагает. ОБК Сухого, которое закончило создание Су-57, не намерено делать его беспилотную модификацию, перенеся эти работы на истребитель шестого поколения.