Материал комментируют:
Василий Авченко
Дмитрий Солонников
Ирина Ланцова
Сегодня вечером в ООН жестко осудили действия КНДР. С заявлением об этом выступил Генеральный секретарь Антониу Гутерриш. Насколько россиянам, особенно дальневосточникам нужно ждать угрозы со стороны КНДР?
Начиналось все даже очень забавно. Курьезное исчезновение с карты Яндекса российского острова Сахалин, случившееся сразу после очередного запуска северокорейской баллистической ракеты, вызвало насмешки в сети, однако, заставило вспомнить о безопасности дальневосточных регионов России в связи с ядерной и ракетной программами КНДР.
Пользователи заметили исчезновение острова около 2 часов ночи (мск). Это наблюдалось как в веб-версиях Яндекса так и в мобильных приложениях для iOS и Android. В компании проблему объяснили сбоем во время обновления. «Скоро Сахалин вернется и в мобильной, и в веб-версии сервиса», — успокоили в пресс-службе. Действительно, днем 29 августа нормальная работа сервиса была восстановлена.
Совпадение сбоя в электронном сервисе с северокорейскими ракетными испытаниями повеселило пользователей интернета. «КНДР промазала по Японии», — такие шутки можно было встретить в сети. Между тем, в потенциальной зоне поражения баллистической ракеты действительно находились и остров Сахалин, и еще более близкий Приморский край, с такими крупными городами как Владивосток, Уссурийск и Находка.
Сегодня же стало известно о расселении россиян, проживающих на приграничных с КНДР территориях. Приказ поступил из краевого департамента гражданской защиты и управлению ГО и ЧС. «Поступило устное указание на расселение 1500 человек в безопасные районы», — цитирует источник Life News со ссылкой на популярный телеграмм-канал Mash. Распоряжение обосновали штабными учениями.
Связано ли расселение людей в Приморье с угрозой со стороны КНДР — не ясно. Однако в Совете Федерации РФ допустили возможность сбивать ее ракеты силами нашей ПВО. «Сбой ракеты с ее пролетом в теории над территорией РФ, конечно, явно неприемлем, и, естественно, эта ракета будет уничтожена, если это случится», — заявил сенатор Франц Клинцевич.
Запущенная утром 29 августа северокорейская ракета, пролетев над территорией Японии, упала в 1180 километрах восточнее острова Хоккайдо. Общая дальность ее ракеты составила 2,7 тысяч километров. Расстояние от северокорейского побережья до американского острова Гуам, которому ранее угрожал Пхеньян, составляет не более 3,4 тысяч километров.
Вероятнее всего речь идет о ракете «Хвасон-12», способной покрывать расстояние в 4,5 тысячи километров. В начале августа агентство ЦТАК распространило информацию, что сдерживающий США превентивный удар предполагает запуск четырех ракет «Хвансон-12», который пролетев над японскими префектурами Симанэ, Хиросима и Коти, упадут в воду в 30−40 км от Гуама.
По требованию Японии, Южной Кореи и США в ООН объявлено экстренное заседание Совета безопасности ООН. Известно, что Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш уже осудил новый запуск баллистической ракеты КНДР, назвав его помехой для диалога по корейской проблеме.
Напомним, в начале августа Россия и Китай поддержали ужесточение санкций против Пхеньяна.
Согласно инсайдерской информации, обнародованной главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым, тактика Москвы в связи с северокорейской проблемой обсуждалась на Совбезе РФ. «С политической точки зрения было признано „необходимым“ поддерживать КНДР, создавая американцам дополнительную точку напряжения», — пишет Венедиктов, оговорившись, что с военной точки зрения России необходим союз с Китаем, Японией.
Востоковед, эксперт по Северной и Южной Корее, доцент СПбГУ Ирина Ланцова считает гарантией безопасности россиян сохранение статус-кво на Корейском полуострове.
— Угроза России возникнет в том случае, если на Корейском полуострове начнется вооруженный конфликт. Пока Россия все-таки не является для КНДР противником и рассматривается как государство, которое хотя бы немного поддерживает Северную Корею. Поэтому сообщения о выселении жителей в Приморье из приграничной с КНДР полосы могут действительно объясняться учениями.
Для правильного понимания потенциальных угроз следует оценить общую ситуацию вокруг КНДР. Совсем недавно Трамп заявлял, что ему нравится поведение Ким Чен Ына. Но сейчас ясно, что ситуация развивается не так, как хотелось бы Трампу, а так, как это удобно северокорейскому лидеру. Все эти испытания ракет свидетельствуют о том, что КНДР очень сильно продвинулась в своей ракетной программе.
Кроме того, ракетные испытания могут иметь не только политическую окраску, но и военно-техническую. Пхеньяну нужны новые эксперименты, новые тесты, чтобы понимать, куда двигаться дальше.
«СП»: — Но при этом технические испытания вызывают вполне политические последствия…
— Обратите внимание, что запущенная сегодня утром ракета пролетела над территорией Японии, однако установленные там системы ПВО не были использованы. Ракету не сбили. Это говорит о том, что ни Южная Корея, ни Япония, ни Штаты к реальной войне не готовы. Ведь если бы они сбили ракету, пусть и над своей территорией, это стало бы прямым поводом для конфликта. Значит, военное развитие событий ими не рассматривается.
То есть все громогласные заявления Трампа последнего времени были нужны, чтобы заставить Китай давить на КНДР. Это может быть связано с тем, что у Трампа не все хорошо в плане советников по региону. Он не на того ставил, пытаясь привлечь для решения проблемы Китай. Пекин хотя и не заинтересован в обострении ситуации, но заинтересован в том, чтобы КНДР в принципе существовала как буфер между Китаем и американскими базами на юге Корейского полуострова.
Мы видим, что громкие заявления ни к чему не ведут. Реальных действий нет. Рычагов воздействия нет. Северная Корея продолжает делать то, что ей удобно. Даже если Совбез ООН примет новую резолюцию.
«СП»: — То есть международное сообщество и Россия в том числе, промахнулось, используя санкции против КНДР?
— Санкции против КНДР преследовали две цели: первая — снизить поступления в бюджет и таким образом снизить финансирование ракетно-ядерной программы, и вторая — расшатать режим. Но в данном случае, это ущербная логика. Вместо торговли будет контрабанда и средства на ракеты найдутся все равно. А вместо расшатывания режима произойдет, скорее, мобилизация корейского общества.
Санкции в принципе неэффективны. Существуют специальные исследования на эту тему. Эффект может быть достигнут против демократических государств, но против них они обычно не вводятся.
Тот статус-кво, который сложился на Корейском полуострове, в большей или меньшей степени выгоден абсолютно всем сторонам. Но чтобы сохранить его, КНДР надо в ближайшее время довести свою ракетно-ядерную программу до той степени, когда она реально сможет в случае необходимости дать отпор США и чтобы в США это знали. Есть такое понятие — гарантированный ответный удар. В Вашингтоне должны понимать, что северокорейские ракеты, пусть даже с простыми боеголовками, смогут долететь до Америки, если КНДР будет атакована.
«СП»: -Как действовать России теперь?
— Позиция России по северокорейской проблеме вполне взвешенная. Есть, конечно, искушение использовать северокорейскую угрозу против США, но это порочное желание. В том, что делает КНДР ничего хорошего, конечно, нет. Это все идет в обход резолюции ООН, размывает нормы международного права и т. п. Поэтому реагировать на действия Пхеньяна надо. Другое дело, что Россия и Китай пытаются выступать противовесом, а главное — предложить программу урегулирования. Но похоже в ней никто, включая КНДР, не заинтересован.
— Из-за запуска северокорейской ракеты сегодня ночью безопасность россиян никак не изменилась, — уверен директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. — Во-первых, видно, что все запуски во время испытаний направлены на восток. Пхеньян явно указывает, кто его враг — это США, а также их союзники Япония и Южная Корея. Ни одного сбоя, ошибки, в результате которой ракета прилетела бы в наши территориальные воды, никогда не было. Поэтому опасаться нам нечего. Пугать своих союзников Пхеньяну не нужно.
Опасаться надо того, что северокорейские ракеты в подобных сегодняшнему случаях, станут сбивать. Это может стать началом обмена ударами. Это уже будет серьезная неприятность.
Писатель из Владивостока Василий Авченко не чувствует реальную угрозу со стороны Северной Кореи.
— Чтобы утверждать за всех, наверное, требуется проведение социологических исследований. Но если говорить о моём частном ощущении как жителя Приморья, то паники в связи с ракетными испытаниями КНДР не наблюдается.
Например, когда грохнула «Фукусима», было тревожнее. Не сказать, что это была паника, но некоторые литрами пили йод, другие нажимали на привычную водку под предлогом выведения радионуклидов, кое-кто ходил по городу со счётчиком Гейгера, в кафе появился суп «Фукусима» и т. д. К тому же из Японии тогда нет-нет да завозили «фонящие» машины, а правый руль в Приморье — больше, чем правый руль…
А теперь — ну ракета и ракета, впервой это, что ли? Бряцания американские, бряцания северокорейские — мы это не раз проходили, мы живём с этим. Я не очень верю, что Америка ударит по Северной Корее и совсем не верю в то, что Корея первой ударит куда-либо. Другое дело, что история малопредсказуема, и завтра может случиться что угодно — но, скорее всего, не то, чего мы ожидаем. Мы давно живём по заветам Ницше — у подножия вулкана, привыкли к этому.
«СП»: — Пишут, что россиян, живущих в приграничном с КНДР районе, выселяют в безопасное место…
— Что касается сомнительных сообщений о том, что будто бы «департаменту гражданской защиты и управлению ГО и ЧС Владивостока приказали расселить жителей, проживающих у границы с КНДР», то это сильно напоминает «сенсации» о том, как Ким Чен Ын расстрелял очередных 20 министров из реактивных миномётов с контрольным сбросом атомной бомбы в голову. Сочиняют эти шутки явно люди, далёкие от Приморья и не знающие о том, что Хасанский район (я вернулся оттуда вчера, всё там спокойно, только рыба что-то не клюёт), южная оконечность которого граничит с КНДР, подчиняется краевым, а не городским властям.