Создание сплошного радиолокационного поля Системы предупреждения ракетного нападения (СПРН) должно завершиться в 2018 году. Об этом заявил в интервью «Коммерсанту» председатель совета директоров концерна «Радиотехнические и информационные системы» (РТИ) Сергей Боев.
Необходимо сказать, что фактически такое поле уже существует с 2016 года, когда началась опытная эксплуатация трех РЛС «Воронеж» в Енисейске, Барнауле и Орске. Но о полной готовности глобальной СПРН можно будет сказать, когда эти станции будут поставлены на боевое дежурство. Боев предполагает, что это событие должно произойти уже в конце этого года.
Неразрывное радиолокационное поле будет получено впервые в истории страны. В Советском Союзе северо-западное направление возможного ракетного нападения не контролировалось.
СПНР имеет три компонента, совместная работа которых обеспечивает глубокоэшелонированную разведку как космического пространства, так и атмосферы на предмет возникающих на дальних подступах угрозах ракетного и авиационного нападения.
1. РЛС высокой заводской готовности «Воронеж», на монтаж которых уходит всего лишь от 12 до 18 месяцев. Станции данного профиля предыдущих поколений строились в течение 4−6 лет. «Воронеж», имеющий дальность от 4 тыс. км до 6 тыс. км, предназначен для обнаружения межконтинентальных баллистических ракет и ракет средней дальности на их космическом участке траектории. Но его дальность, если считать ее по дуге земной поверхности, невелика. Потому что РЛС данного типа не могут заглядывать за горизонт, поскольку сканирующий пространство радиосигнал распространяется прямолинейно. Именно «Воронеж» обеспечит в конце года неразрывность поля, о которой говорил Сергей Боев.
Сеть РЛС «Воронеж», которая начала создаваться в 2011 году, ежегодно обнаруживает и сопровождает до 40 запущенных космических и баллистических ракет. К настоящему моменту она предупредила почти о четырех десятках опасных сближений российской космической группировки с различными космическими объектами, а также 8 раз спасала МКС от столкновения с космическим мусором.
2. Загоризонтные РЛС, дальность действия которых достигает 3 тыс. км. Их работа основана на эффекте новосибирского инженера Николая Кабанова. Эффект представляет собой отражение радиоволн коротковолнового диапазона от ионосферы. Отразившаяся от ионосферы (как отражаются световые лучи от зеркала) волна устремляется к поверхности земли. Затем, натолкнувшись на объект, волна возвращается на приемную антенну тем же путём.
Первая и она же последняя работоспособная советская загоризонтная РЛС «Дуга» была развернута в середине 80-х годов на Дальнем Востоке. Закрыта была в 1989 году «в связи с изменением международной обстановки».
В настоящий момент в России существует ЗГ РЛС следующего поколения «Контейнер», разработанная НИИ дальней радиосвязи (НИИ ДАР), входящим в РТИ. Эта РЛС, как и «Воронеж», отличается высокой технологичностью монтажа и наладки. Для разворачивания «Контейнера» требуется не более полутора лет.
Как говорит в интервью Сергей Боев, данная РЛС видит на глубину до 3000 км абсолютно все объекты, находящиеся в воздушном пространстве, отслеживая их траектории движения. То есть не только самолеты, но и крылатые ракеты, и беспилотные летательные аппараты. Во время наладочных работ на первой ЗГ РЛС специалисты показывали членам комиссии Минобороны, как в Норвегии работает небольшой аэродром, с которого совершают полеты легкие 2−3-местные самолеты. Но при этом, «Контейнер» не способен заглядывать в космос, в отличие от «Воронежа». Эти два типа РЛС дополняют друг друга, позволяя получить полную информацию по воздушным и космическим объектам.
Первый «Контейнер» был поставлен на опытную эксплуатацию в 2013 году в мордовском поселке Ковылкино. Здесь размещены приемные антенны. Передающие находятся в трехстах километрах — в Нижегородской области.
Приемная часть РЛС представляет собой поле с размерами 1300×200 метров, на котором расположены 144 антенных мачты высотой 35 метров. Первоначально сектор обзора составлял 180 градусов, к настоящему моменту он расширен до 240 градусов. Первый «Контейнер» уже поставлен на боевое дежурство. Дальность действия — до 3000 км. Стоимость первой РЛС с учетом разработки — 10 млрд. рублей. Однако впоследствии, когда будут появляться новые РЛС, стоимость каждой из них сократится.
В настоящий момент на Дальнем Востоке строится вторая РЛС «Контейнер». Она должна быть готова в следующем году. В планах РТИ строительство такого количества загоризонтных РЛС, которое позволило бы создать сплошное радиолокационное поле и для станций данного типа. Сплошное загоризонтное поле предполагается получить к 2025 году.
3. Спутниковая группировка, которая обнаруживает пуски МБР по факелам ракетных двигателей. Это самое раннее обнаружение потенциального ракетного нападения на Россию. Сеть таких спутников под названием «Око» начала разворачиваться в конце 70-х годов. К 1987 году в нее входило 9 спутников, оснащенных высокочувствительными датчиками теплового излучения. Затем началась модернизация под названием «Око-1», благодаря которой должна была контролироваться площадь всего Земного шара, а не только Северной Америки. Однако перестройка и последующие за нею годы не позволили полностью реализовать данный проект.
РТИ в настоящий момент разворачивает сеть спутников «Тундра». Запущены только два. И те пока еще не поставлены на боевое дежурство. Продолжаются отладочные работы в тестовом режиме. Данный сегмент СПРН развивается существенно медленнее, чем сегменты РЛС. Первый спутник намеревались запустить в 2009 году. И постепенно перенося данное событие по шкале времен вправо, дошли до 2015 года. Сравнительно недавно, когда на орбиту была выведена первая «Тундра», предполагалось, что в 2018 году должно быть выведено 10 спутников. Однако планы с реальностью не состыковались.
Но Сергей Боев не видит в этом большой трагедии. «В целом наземный эшелон СПРН способен работать и выдавать требуемую информацию и без космического эшелона. Это подтверждается пятью годами боевого дежурства, — считает он. — Однако использование космического эшелона необходимо. Во-первых, для более четкой работы наземного эшелона и нацеливания в те области, где обнаружен пуск. Во-вторых, для повышения достоверности информации о пусках, которая передается руководству для принятия решения об ответных действиях».
Достоверность информации в такой серьезнейшей сфере как угроза ядерной атаки — чрезвычайна важна. Так, из-за несовершенства сети «Око» в 1983 году могла вспыхнуть ядерная война. Ночью 26 сентября на Центральный командный пункт поступил сигнал об одновременном запуске с территории США трех МБР. Дежуривший в эту смену подполковник Станислав Евграфович Петров, проанализировав ситуацию, понял, что это ложный сигнал. И не стал передавать информацию о «ядерном нападении» дальше — руководству страны. В результате расследования инцидента выяснилось, что спутник принял за факел реактивного двигателя отраженные от высотных облаков солнечные лучи.
Нынешние спутники «Тундра» застрахованы от ошибок такого рода. Существенно расширены и их возможности. Например, будут фиксироваться факелы не только МБР, но и ракет средней и малой дальности, а также стратегических крылатых ракет. Есть возможность отслеживать и траекторию полета с предсказанием места, куда направлен удар.