Всё больше американцев, которые на выборах голосовали за Трампа, называют его болтуном. После того, как строительство «Великой мексиканской стены» столкнулось с непреодолимыми техническими, юридическими, законотворческими и финансовыми трудностями, нынешний глава Белого дома, скорей всего, нарушит свое второе ключевое обещание, данное избирателям — нарастить флот США до 355 кораблей.
Сегодня Соединенные Штаты, напомним, располагают 275 военными судами, что на 4 единицы больше, чем в 2015 году. И это не идет ни в какое сравнение с флотом времен Рейгана (600 кораблей).
Итак, по плану Трампа, в ближайшие восемь лет флот США должен пополниться 80 новыми кораблями, включая 2 авианосца, 17 эсминцев типа «Арли Берк» с системой Aegis и 16 субмарин класса «Вирджиния». Однако за этот срок придется списать 49 кораблей. То есть даже если Америка будет строить по 10 судов в год, достичь поставленной цели к концу своего срока президент не сможет в любом случае. Ему нужно найти деньги и ресурсы еще на 44 корабля.
Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю, команда Белого дома рассматривает вопрос о капремонте пяти старых крейсеров, годных разве что на металлолом. Это позволит продлить их ресурс еще на 10 лет, правда, исключительно в резерве. Смущает и цена модернизации, с учетом проектных работ — $ 300 млн. за единицу. По американским меркам, слишком мало, чтобы сделать из старья что-то серьезное. Еще предлагается не отправлять в утиль 9 стареньких тральщиков, тоже слегка реконструировав их. Все равно не хватает 30 единиц.
Из ежегодных $ 54 млрд., на которые пополнился военный бюджет США, Пентагон сможет увеличить траты на строительство новых кораблей только на $ 10 млрд. в год, хотя американские адмиралы требуют $ 33 млрд., в том числе и для воздушного сопровождения будущего флота США. Только на эти цели потребуется закупить 225 новых самолетов.
По идее, президенту США придется внести поправки в Закон о контроле над бюджетом и защите бюджета. Однако республиканское большинство в Сенате сократилось с 54 до 52 мест, поэтому нужно заручиться, по крайней мере, согласием еще восьми сенаторов-демократов, чтобы изменить пороговые рамки по расходам, действующие до 2021 года. Учитывая непримиримое отношение Демпартии к Трампу, вряд ли такое возможно, отмечает издание Roll Call (освещающее события законотворческой жизни в Вашингтоне — авт.).
Вероятно, именно поэтому нынешний глава Белого дома, как с цепи сорвался, обвиняет во всех смертных грехах Китай, Россию, Иран и Северную Корею. Но что интересно, демократы в упор не видят угрозы со стороны РФ и КНР, хотя еще год назад утверждали обратное.
В этой связи бюджетное управление Конгресса проанализировало сроки, необходимые для реального выполнения программы «355». Законодатели пришли к выводу, что потребуется 15 лет, чтобы выйти на численность флота, заявленную Трампом, и то если перераспределить финансы, сдвинув вправо сроки по строительству атомных субмарин.
Есть еще одно «но». Адмирал Билл Моран, отвечающий за надзор военного кораблестроения, проговорился о двух больших проблемах на пути к заветной цифре 355 — это, во-первых, нехватка квалифицированных рабочих, и, во-вторых, исторически низкий уровень объемов производства судостроительных заводов, а также ограниченные ресурсы их поставщиков, прежде всего ядерного топлива.
В частности, два крупнейших американских судостроителя — General Dynamics Corp (GD.N) и Huntington Ingalls Industries Inc (HII.N), уже наняли 6 тысяч рабочих, однако необходимо еще 15 тысяч специалистов. Управляющие верфями жалуются, что эмигранты, да и многие коренные американцы нынче не те, что были раньше. Работать они, как волы, не хотят и не могут. И вообще на подготовку кадров уйдет, как минимум, пять лет (а на сварщиков подлодок — не менее 7 лет). Более того, менеджеры GD. N и HII. N сомневаются в политической воле следующих президентов, поэтому заняли выжидательную позицию.
Даже если деньги будут выделены в полном объеме, американские верфи в течение 8 лет имеют потенциал строительства, сверх уже имеющего плана, еще 29 судов, тогда как потребуется спустить со стапелей не менее 70 кораблей, с учетом штатовских стандартов списания военной техники.
Впрочем, не только рабочих, но и матросов тоже не хватает. А ведь нужно найти где-то дополнительные 77 тысяч моряков и еще $ 8,2 миллиардов в год на плату их ратного труда.
Директор программы Азиатско-Тихоокеанской безопасности Центра новой американской безопасности Патрик М. Кронин в этой связи заявил, что он не знает, как США смогут решить эту проблему. По его мнению, флот, напротив, нуждается в сокращении. И чем это быстрее произойдет, тем будет лучше для Соединенных Штатов, поскольку четыре крупных инцидента в 2017 году связаны, прежде всего, с низкой квалификацией и плохой дисциплиной.
Так, 31 января ракетный крейсер класса «Тикондерога» сел на мель недалеко от порта его приписки Йокосука. Еще один ракетный крейсер этого же класса 9 мая столкнулся с южнокорейским рыболовным судном, а 17 июня ракетный эсминец типа «Арли Берк» был протаранен сухогрузом, погибли 7 человек. 21 августа опять случилось столкновение - на этот раз ракетного эсминца «Джон Маккейн» с танкером, и опять смерть 10 матросов. С учетом того, что только 100 кораблей США одновременно находятся в море, статистика выглядит удручающе. Кстати, в докладе об одной из этих катастроф говорится о неадекватном поведении матросов. Вместо четкого реагирования на кризисную ситуацию они кричали «спасайтесь, кто может».
Все дело в том, что все меньше молодых американцев стремятся на флот. Среди белой молодежи сегодня преобладают легкомысленные тинейджеры или физически нездоровые юноши, из других крупных общин — афроамериканской и латиноамериканской — вообще мало кто идет в армию. Служить и тем паче воевать никто, кроме политиков, не хочет.
В итоге нынешние ВМС США имеют острые проблемы с численностью экипажей, что уже привело к 108-часовой средней продолжительности рабочей неделе матросов, констатирует Патрик М. Кронин. Он напоминает, что англичане по этой причине были вынуждены сократить свой флот, введя для офицеров и матросов аттестацию по стандартам Международной морской организации обучения, сертификации и несения вахты. Мол, пусть будет меньше, но лучше. Лондон давно уже понял, что с военной техникой нет особых проблем, зато крайне мало британцев, готовых умереть за интересы политиков.
Джерри Хендрикс, руководитель программы по стратегии обороны Центра новой американской безопасности, комментируя программу Трампа, отметил, что, «к примеру, американский боевой корабль прибрежной зоны типа Littoral Combat Ship имеет ряд технических проблем и конструктивных недостатков, чтобы быть надежным в боевых ситуациях. В целом, многие американские корабельные проекты последних поколений оказались неудачными». Эксперт, впрочем, не отрицает, что, возможно, скоро появится новый план, который изменит типаж кораблей в сторону меньших размеров, но не хуже вооруженных. И тогда заветная цифра «355» будет достигнута.
То есть это ровно тот путь, который выбрала Россия.