Материал комментируют:
Александр Храмчихин
Андрей Фролов
Россия и Китай скоро возненавидят новый супертанк США «Абрамс», предупреждает американское издание The National Interest.
Первый танк M1A2 SEP v3, разработанный компанией General Dynamics Land Systems, должен появиться на свет уже в этом месяце в рамках поставки первоначальных опытных образцов. «Конечная цель сухопутных войск состоит в модернизации всего парка танков M1A2, включающего в свой состав более 1 500 машин», — рассказала пресс-секретарь подразделения наземных боевых систем Эшли Гивенс.
В опытных образцах M1A2 SEP v3 будет модернизировано оборудование связи, повышены показатели надежности, живучести, топливной экономичности, усилена броневая защита. У танка появится вспомогательная силовая установка для обеспечения дополнительной топливной экономичности, усовершенствованные материалы для брони, модернизированные двигатели, трансмиссия и система привода на 28 вольт. Также танк получит общий дисплей с высоким разрешением для наводчика и командира, а современные элементы электроники будут заменены на новые быстросменные модули. Это относится к блоку отображения командира, к панелям управления механика-водителя и наводчика, к блоку управления башней и к общему дисплею с высоким разрешением.
Также начата интеграция усовершенствованных каналов передачи данных о боеприпасах с боевыми электронными устройствами: такими, как установки радиочастотного подавления дистанционных самодельных взрывных устройств.
Как отмечает The National Interest, полученный General Dynamics Land Systems контракт на модернизацию предусматривает и соответствующие усилия по созданию к 2020 году еще более современного варианта «Абрамса» M1A2 SEP v4. Этот танк будет обладать большей огневой мощью, лучшей защитой, получит новые приборы обнаружения, а также усовершенствованное и более эффективное оружие. По плану, в 2023 году американцы должны перейти к производству M1A2 SEPv4, а на вооружение в войска машина должна поступить с 2025 года. Танк M1A2 SEP v4 получит усовершенствованный многоцелевой 120-миллиметровый снаряд AMP, который заменит боеприпасы нескольких типов, сочетая в себе их различные характеристики.
Усовершенствованные сетевые технологии, прицелы, датчики, системы наведения нового поколения, сетевые технические средства — все это ключевые элементы продолжающейся модернизации, которая проводится для того, чтобы танк мог успешно вести боевые действия в условиях быстро возникающих новейших угроз — вроде перспективного российского танка Т-14 «Армата» и китайской машины 3-го поколения Тип 99, отмечает The National Interest.
Некоторые российские СМИ поспешили назвать новую версию «Абрамса» американской «Арматой», но это не соответствует действительности. Ни о какой радикальной модернизации бронемашины армии США речи не идет, подразумеваются лишь локальные улучшения в бронезащите, системе управления огнем и т. д. Поэтому, что бы ни говорили на Западе о новой версии «Абрамса» или немецкого «Леопарда», но после появления Т-14 танки классической компоновки сразу же устарели. Другой вопрос — а насколько серьезно США заинтересованы в создании собственного прорывного танка, учитывая географические условия?
— В современных реалиях танк «Абрамс» с его многочисленными модификациями для США — скорее вооружение престижа и, так сказать, «на всякий случай», — полагает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Американцы обязаны иметь в виду войну с Россией и Китаем, осуществлять соответствующее планирование. Соответственно, на этот случай им нужно иметь современные бронемашины.
Другое дело, что танки с танками на поле боя уже давно не воюют, и представить их применение в реальности при сценарии большой войны довольно сложно. Тем не менее, все войны по умолчанию ведутся с применением бронетанковой техники.
А вот какой танк считать хорошим или не очень хорошим — вопрос из разряда философских. «Абрамс» воевал больше всех несоветских танков вместе взятых. И поэтому оказался как бы худшим из них. На самом деле, никаких лучших и худших, видимо, просто нет, по крайней мере среди машин одного поколения. И вообще потери танков определяются лишь интенсивностью их участия в боевых действиях. Чем больше участвуешь, тем больше теряешь. Суммарно «Абрамсов» потеряно уже 100 штук, начиная с 1991 года и заканчивая войнами всех пользователей танков, то есть стран, у которых он стоит на вооружении. Мало это или нет — также философский вопрос.
— Конструкторы наземных или воздушных платформ изначально закладывают в технику возможности для модернизации. «Абрамсы» стоят на вооружении с 1980-х годов, — замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Тот факт, что американцы решили пойти на очередной этап модернизации 1500 машин и после 2020 года рассматривают уже следующий, говорит о том, что, во-первых, бронемашина еще не исчерпала свой ресурс. Во-вторых, американцы не статичны и стараются совершенствовать свою технику.
«Абрамсы» имеют богатый опыт боевого применения не только армией Соединенных Штатов, но и вооруженными силами тех стран, куда они поставлялись. И понятно, что машины, как для внутреннего, так и экспортного потребления должны постоянно улучшаться. Собственно, на протяжении десятилетий на «Абрамсах» совершенствовались приборы обнаружения, броня, повышалась живучесть машины, мобильность, ее огневая мощь.
«СП»: — Как показали события в Сирии, Ираке танк остается неотъемлемой частью современного боя.
— Даже иррегулярные формирования пытаются заполучить бронемашины в свое распоряжение, потому что без них крайне сложно взламывать подготовленную оборону противника. Поэтому танки как оружие прорыва будут еще долго актуальны. С другой стороны, активные инвестиции России и Китая в новое поколение танков — некий вызов для США. В случае какого-либо многонационального конфликта «Абрамсы» также должны воевать не хуже их, поэтому они стараются оптимизировать машину, разрабатывают новые боеприпасы. Соединенные Штаты — мягко говоря, не самая миролюбивая страна и во всех конфликтах, в которых они принимали участие, так или иначе фигурировали танки. Идея сделать ставку на бронеавтомобили «Страйкер» во всех экспедиционных операциях все равно не будет реализована.
«СП»: — Американцы заявляют, что у них после 2030 года в планах новых танк.
— Пока они не особо активны на этом направлении, и как я понимаю, не очень-то и хотят вкладываться в новую машину. Думаю, что будут до последнего использовать «Абрамсы». Но в перспективе они могут решиться на новую машину, потому что уже и европейцы задумываются о своем франко-германском танке, который должен начать производить концерн KNDS, созданный путем слияния немецкой компании Krauss Maffei Wegmann и французской Nexter Systems.
«СП»: — А что касается разработки новых боеприпасов и совершенствования динамической защиты танка?
— Навесная динамическая защита танка ARAT также совершенствовалась, элементы ARAT II стали размещаться не только на бортах корпуса, но и на крыше башни. Вообще, основные отличия танка M1A2 SEP v3 от M1A2 SEP v2 заключаются в следующем. Во-первых, в боекомплект вводится новый 120-мм подкалиберный бронебойный снаряд повышенной бронепробиваемости и выстрел с программируемым взрывателем. Таким образом будет достигнута унификация боекомплекта.
Во-вторых, будет модернизирована система управления огнем.
В-третьих, прицел наводчика получит новый тепловизионный прибор.
В-четвертых, на крышу башни танка будет установлен дистанционно управляемый командиром модуль с 12,7-мм пулеметом и круглосуточной системой наблюдения и прицеливания. Да, это локальные изменения, но они так или иначе улучшат боевые возможности «Абрамса».