Китайское издание Shanghai news сообщило новость с претензией на сенсацию. Во-первых, в КНР ведут активную работу на созданием многофункционального истребителя шестого поколения. Во-вторых, добиться значительных успехов удалось благодаря нескольким десяткам первоклассных (это подчеркивается особо) российских ученых. В-третьих, президент России Владимир Путин неоднократно требовал их возвращения на родину. Насколько эта сенсация имеет под собой основания?
В статье перечисляются некоторые сведения о самолете, которое китайское издание относит к «самым прогрессивным представителям своего класса». Это, в частности, передовая навигационная система, которая способна эффективно функционировать в сложных метереологических условиях, в любое время дня и года.
В истребителе, получившим название «Хун Лун» («Огненный дракон»), присутствуют инерциальная навигационная система, доплеровский измеритель скорости и сноса, автоматический радиокомпас, навигационная радиотехническая (спутниковая) система, работающая на дальних расстояниях; радиотехническая система ближней навигации, система определения взаимных координат и сигнальный огонь.
Ну и далее, примерно в таком духе. Неспециалисту, правда, сложно будет понять из этого описания, чем подобный истребитель отличается от самолетов пятого или даже четвертого поколения. Специалисту, впрочем, тоже, поскольку до сих пор идут споры относительно того, каковы критерии самолетов шестого поколения.
Тем более, что только-только начинается действительно массовое внедрение пятого поколения — если не брать в расчет США, конечно. В марте этого года сообщалось, что Китай принял на вооружение подобный самолет J-20. Стоит отметить, что впервые он был показан в ноябре 2016 года. Относительно короткий срок от первого показа до принятия на вооружение настораживает, хотя не исключено, что китайские разработчики доводило истребитель до ума, стараясь это не афишировать. Кроме того, специалисты отмечали, что у китайцев есть большие проблемы с двигателями для нового истребителя.
Здесь стоит отметить, что и в России с разработкой двигателя для самолета пятого поколения есть проблемы. В конце августа этого года заместитель министра обороны Юрий Борисов сообщал, что серийные Су-57 (ранее Т-50, а также ПАК ФА) поступят в войска в 2018–2019 годах. Но это будут самолеты с двигателями так называемого «первого этапа».
«Мы переходим к государственным испытаниям первого этапа, и в 2018 году, с поставками в 2019 году уже будут первые серийные образцы самолета Су-57. И начинается второй этап, где будет новый двигатель стоять», — рассказал Борисов на форуме «Армия-2017».
Из общих сведений о двигателе «второго этапа» — предполагается, что он будет значительно превосходить ныне устанавливаемый по топливной эффективности и удельной тяге, а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров будет полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения.
То есть проблема действительно сложная — не сказать, что нерешаемая, но сложная. А потому есть большие сомнения относительно «самого прогрессивного» «Хун Луна».
Но, конечно, куда больше вопросов вызывает информация о нескольких десятках первоклассных российских ученых, которые в поте лица трудятся над созданием суперистребителя для армии КНР. Вообще говоря, для эффективной работы требовалось бы вывезти скорее целое КБ. И понятно, что специалисты — и действительно первоклассные — нужны по самым разным направлениям: двигатели, навигация, системы вооружения, материаловеды и так далее.
То есть, конечно, нельзя исключать, что кто-то в Китае работает — например, ранее неоднократно сообщалось, что в этой стране трудятся специалисты из украинского «Антонова». Но вот действительно ли их столько, чтобы создать самолет, требования которому в среде специалистов даже еще окончательно не сформулированы — большой вопрос. И более чем вероятно, с отрицательным ответом.
Военный эксперт Алексей Леонков отнесся к такой информации скептически. «Похоже на вброс. А «прогрессивная пневматическая конструкция» — это что-то вообще из области паранаучных фактов. Я так подозреваю, что все это фейк», — сказал он.
По словам эксперта, по самолету пятого поколения «мы сотрудничаем с китайцами достаточно давно», но все это «официально и легально». «И сотрудничество идет с трудом, потому что там есть свои определенные ограничения и трудности, которые кое-где преодолеваются, кое-где нет. На их самолете пятого поколения стоят двигатели четвертого поколения», — сказал Алексей Леонков, еще раз подчеркнув, что информация о самолете шестого поколения похожа на вброс.