Китай скупает на корню авиацию Украины - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Китай скупает на корню авиацию Украины - «Военные действия» 06:01 Среда 0 597
27-09-2017, 06:01

Китай скупает на корню авиацию Украины - «Военные действия»


Китай скупает на корню авиацию Украины - «Военные действия»

Материал комментируют:

Андрей Фролов

Олег Пантелеев

Авиадвигатели для китайско-украинского учебно-боевого самолета L-15 будут собирать в КНР. Об этом сообщило официальное издание Центрального комитета Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао».

С 19 по 22 сентября в Пекине проходил 17-й Международный авиакосмический салон — самая известная отраслевая выставка, «способствующая коммерческому развитию авиационного сектора КНР». Как отмечает издание, Чунцинская компания по авиационным двигателям «Тяньао», находящаяся в подчинении пекинской компании авиационной промышленности и инвестиций «Тяньао», совместно с украинской компанией «Мотор Сич» продемонстрировали шесть авиадвигателей — «новые результаты китайско-украинского сотрудничества».

По словам технического персонала, одной из важных задач на следующем этапе для двух сторон является сотрудничество в производстве турбовентиляторных двигателей AI-322−25 (ранее Украина поставляла в КНР двигатели АИ-222−25, возможно, это индекс для китайского изделия), а именно — организация их сборки в Китае.

Как замечает «Жэньминь жибао», учебно-боевой Hongdu L-15, который также называется «Цзяолянь-10», — идеальный самолетов для летчиков, работающих на самолетах третьего и четвертого поколений, включая поставленные Россией Су-30МКК и Су-30МК2. Однако поскольку ранее двигатели невозможно было производить в Китае, их применение подвергалось определенному ограничению.

Двухместные китайские учебно-боевые самолеты Hongdu L-15 оснащаются украинскими двигателями АИ-222−25, разработанными запорожским КБ «Ивченко-Прогресс», выпускает их АО «Мотор Сич».


Сам самолет L-15 создавался китайской авиапромышленной группой Hongdu Aircraft Industry Group в 1990-е и 2000-е годы при участии российского ОКБ Яковлева — по некоторым данным, в течение трех лет специалисты предприятия оказывали помощь в оценке концепции самолета и осуществляли научно-техническое сопровождение. Этот факт, а также то, что L-15 находится в одном сегменте с российским самолетом Як-130, дают повод некоторым экспертам говорить, что L-15 — фактически китайская модификация российского Як-130. Впрочем, другие эксперты оспаривают этот тезис.

L-15 можно использовать не только как переходный учебно-боевой самолет, но в качестве легкого истребителя-штурмовика. В мае 2017 года в Китае состоялась выкатка L-15B — модифицированного боевого варианта L-15 (JL-10). Как отмечали СМИ, L-15B должен быть оснащен АИ-222−25Ф с форсажной камерой (с форсажным вариантом двигателя АИ-222−25, а также — бортовой РЛС (с пассивной ФАР), комплексом самообороны, комплексом управления вооружением, и иметь 11 узлов внешней подвески.

Интересно, что во время президентства Януковича ходили слухи о возможной локализации сборки L-15 на территории Украины. Тем более что в начале 2000-х годов министерства обороны Украины и России рассматривали возможность совместного производства во многом схожих учебно-боевых самолетов Як-130 для своих ВВС. Информация о сборке китайских учебно-боевых самолетов на Украине появлялась в 2015 и 2016 годах, но насколько она была достоверна — вопрос.

В русле китайской политики — постепенное освоение новых компетенций в высокотехнологичных секторах, создание собственного производства, которое могло бы в той или иной степени локализовать сборку изделий на своей территории, замечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

— Плюсы очевидны — у Китая есть возможность инвестировать средства в закупку самых современных станков, оборудования, что для КНР более привлекательно, чем инвестировать в такой же проект на территории Украины. Кроме того, таким образом китайцы могут сократить логистические издержки. Однако вопрос, связанный с тем, что изначально в АИ-222−25 использовались преимущественно материалы российского происхождения, требует дальнейшего уточнения. Но вполне вероятно, что прямые поставки необходимых материалов в Китай не встретят препятствий с российской стороны.

Что касается слухов о локализации производства L-15 на Украине, то с экономической точки зрения в таком проекте мало смысла. Низкая серийность не даст возможность окупить это производство. Определенные экспортные перспективы в таком случае есть, но Китай так или иначе все равно будет стремиться делать все самостоятельно. Со временем к этому придут все потенциальные крупные заказчики, останутся лишь небольшие игроки, для которых освоение производства любой высокотехнологичной продукции будет трудной задачей.

«СП»: — Можно допустить, что Украина при таком сценарии закупит самолеты L-15?

— Если в перспективе ситуация в украинской экономике стабилизируется, то маловероятно, что она в качестве учебно-боевых машинах будет приобретать Як-130. Это могут быть или машины со вторичного рынка европейского производства, или новые чешские самолеты, или китайские. Китайский вариант здесь более реалистичный. Но когда ситуация стабилизируется настолько, чтобы у украинцев появилась возможность закупать новые самолеты, пусть и по довольно низким ценам, — это вопрос, который к авиации не имеет отношения.

«СП»: — Машина может быть использована Киевом в штурмовом варианте?

— Теоретически, да — как носитель некоторого количества контейнеров или блоков с ракетами. На нынешние учебно-боевые самолеты устанавливаются современная авионика, контейнеры с вооружением, в ряде случаев — оптико-электронные станции. Эта машина едва ли будет эффективнее специализированного легкобронированного штурмовика, но ее плюсы — привлекательная цена и универсальность. С точки зрения оснащения ВВС Украины L-15 — неплохой вариант.

«СП»: — На ваш взгляд, L-15 корректно называть модификацией Як-130?

— Вот итальянский М-346 Master итальянской компании Alenia Aeromacchi можно назвать модификацией, а китайский — нет. Конечно, в какой-то период времени все самолеты одного назначения и одного поколения имеют общие черты. Но внешнее сходство и использование некоторых компонентов не означает, что это один в один похожие самолеты.

Исключать влияние Як-130 на L-15 нельзя, но надо признать, что китайцы по части создания учебно-боевой машины, откровенно говоря, пошли дальше. Они сделали выбор в пользу сверхзвукового самолета с учетом использования форсажного двигателя. Кстати, российский НПЦ газотурбостроения «Салют», который у нас выпускает АИ-222−25, сейчас прорабатывает возможность создания двигателя с увеличенной тягой. Это в принципе даст возможность и «яковлевцам» создать самолет, который на форсаже выйдет на сверхзвук. Была бы только в этом потребность.


Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что новость о планируемой сборке двигателей в Китае можно рассматривать в контексте последней скандальной истории на Украине. Недавно выяснилось, что СБУ пытается заблокировать сделку, поскольку собственником «Мотор Сич» станут китайские компании, которые ранее позиционировали себя как инвесторы запорожского производителя авиатехники.

Вкратце, история такова. В феврале 2015 года «Мотор Сич» и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co подписали меморандум о совместном строительстве в китайском городе Чунцин нового завода по производству двигателей для вертолетов и самолетов.

В апреле 2016-го другая китайская компания — Skyrizon Aircraft Holdings Limited выдала, украинскому предприятию кредит на 100 миллионов долларов под довольно маленький процент. А в июне 2017 года в Антимонопольный комитет Украины пришло письмо с просьбой разрешить гражданину Китая сконцентрировать у себя 56,0009% акций «Мотор Сич».

— Судя по всему, Китай постепенно перетягивает технологии и привлекает украинцев к производству в КНР, — отмечает Андрей Фролов. — В китайской прессе уже пишут, что Чунцин готов принять 2−3 тысячи украинских специалистов авиастроительной отрасли. Другой вопрос, что это, очевидно, не согласовано с украинскими властями.

Кстати

Выставка Aviation Expo China проходит с 1984 года каждые два года в сентябре. На ней представлены самолеты, оборудование, технологии, системы и услуги гражданской, военной авиации и т. д. В числе организаторов и спонсоров выставки множество ведущих организаций и компаний авиационной отрасли Китая.


Материал комментируют: Андрей Фролов Олег Пантелеев Авиадвигатели для китайско-украинского учебно-боевого самолета L-15 будут собирать в КНР. Об этом сообщило официальное издание Центрального комитета Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао». С 19 по 22 сентября в Пекине проходил 17-й Международный авиакосмический салон — самая известная отраслевая выставка, «способствующая коммерческому развитию авиационного сектора КНР». Как отмечает издание, Чунцинская компания по авиационным двигателям «Тяньао», находящаяся в подчинении пекинской компании авиационной промышленности и инвестиций «Тяньао», совместно с украинской компанией «Мотор Сич» продемонстрировали шесть авиадвигателей — «новые результаты китайско-украинского сотрудничества». По словам технического персонала, одной из важных задач на следующем этапе для двух сторон является сотрудничество в производстве турбовентиляторных двигателей AI-322−25 (ранее Украина поставляла в КНР двигатели АИ-222−25, возможно, это индекс для китайского изделия), а именно — организация их сборки в Китае. Как замечает «Жэньминь жибао», учебно-боевой Hongdu L-15, который также называется «Цзяолянь-10», — идеальный самолетов для летчиков, работающих на самолетах третьего и четвертого поколений, включая поставленные Россией Су-30МКК и Су-30МК2. Однако поскольку ранее двигатели невозможно было производить в Китае, их применение подвергалось определенному ограничению. Двухместные китайские учебно-боевые самолеты Hongdu L-15 оснащаются украинскими двигателями АИ-222−25, разработанными запорожским КБ «Ивченко-Прогресс», выпускает их АО «Мотор Сич». Сам самолет L-15 создавался китайской авиапромышленной группой Hongdu Aircraft Industry Group в 1990-е и 2000-е годы при участии российского ОКБ Яковлева — по некоторым данным, в течение трех лет специалисты предприятия оказывали помощь в оценке концепции самолета и осуществляли научно-техническое сопровождение. Этот факт, а также то, что L-15 находится в одном сегменте с российским самолетом Як-130, дают повод некоторым экспертам говорить, что L-15 — фактически китайская модификация российского Як-130. Впрочем, другие эксперты оспаривают этот тезис. L-15 можно использовать не только как переходный учебно-боевой самолет, но в качестве легкого истребителя-штурмовика. В мае 2017 года в Китае состоялась выкатка L-15B — модифицированного боевого варианта L-15 (JL-10). Как отмечали СМИ, L-15B должен быть оснащен АИ-222−25Ф с форсажной камерой (с форсажным вариантом двигателя АИ-222−25, а также — бортовой РЛС (с пассивной ФАР), комплексом самообороны, комплексом управления вооружением, и иметь 11 узлов внешней подвески. Интересно, что во время президентства Януковича ходили слухи о возможной локализации сборки L-15 на территории Украины. Тем более что в начале 2000-х годов министерства обороны Украины и России рассматривали возможность совместного производства во многом схожих учебно-боевых самолетов Як-130 для своих ВВС. Информация о сборке китайских учебно-боевых самолетов на Украине появлялась в 2015 и 2016 годах, но насколько она была достоверна — вопрос. В русле китайской политики — постепенное освоение новых компетенций в высокотехнологичных секторах, создание собственного производства, которое могло бы в той или иной степени локализовать сборку изделий на своей территории, замечает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Плюсы очевидны — у Китая есть возможность инвестировать средства в закупку самых современных станков, оборудования, что для КНР более привлекательно, чем инвестировать в такой же проект на территории Украины. Кроме того, таким образом китайцы могут сократить логистические издержки. Однако вопрос, связанный с тем, что изначально в АИ-222−25 использовались преимущественно материалы российского происхождения, требует дальнейшего уточнения. Но вполне вероятно, что прямые поставки необходимых материалов в Китай не встретят препятствий с российской стороны. Что касается слухов о локализации производства L-15 на Украине, то с экономической точки зрения в таком проекте мало смысла. Низкая серийность не даст возможность окупить это производство. Определенные экспортные перспективы в таком случае есть, но Китай так или иначе все равно будет стремиться делать все самостоятельно. Со временем к этому придут все потенциальные крупные заказчики, останутся лишь небольшие игроки, для которых освоение производства любой высокотехнологичной продукции будет трудной задачей. «СП»: — Можно допустить, что Украина при таком сценарии закупит самолеты L-15? — Если в перспективе ситуация в украинской экономике стабилизируется, то маловероятно, что она в качестве учебно-боевых машинах будет приобретать Як-130. Это могут быть или машины со вторичного рынка европейского производства, или новые чешские самолеты, или китайские. Китайский вариант здесь более реалистичный. Но когда ситуация стабилизируется настолько, чтобы у украинцев появилась возможность закупать новые самолеты, пусть и по довольно низким ценам, — это вопрос, который к авиации не имеет отношения. «СП»: — Машина может быть использована Киевом в штурмовом варианте? — Теоретически, да — как носитель некоторого количества контейнеров или блоков с ракетами. На нынешние учебно-боевые самолеты устанавливаются современная авионика, контейнеры с вооружением, в ряде случаев — оптико-электронные станции. Эта машина едва ли будет эффективнее специализированного легкобронированного штурмовика, но ее плюсы — привлекательная цена и универсальность. С точки зрения оснащения ВВС Украины L-15 — неплохой вариант. «СП»: — На ваш взгляд, L-15 корректно называть модификацией Як-130? — Вот итальянский М-346 Master итальянской компании Alenia Aeromacchi можно назвать модификацией, а китайский — нет. Конечно, в какой-то период времени все самолеты одного назначения и одного поколения имеют общие черты. Но внешнее сходство и использование некоторых компонентов не означает, что это один в один похожие самолеты. Исключать влияние Як-130 на L-15 нельзя, но надо признать, что китайцы по части создания учебно-боевой машины, откровенно говоря, пошли дальше. Они сделали выбор в пользу сверхзвукового самолета с учетом использования форсажного двигателя. Кстати, российский НПЦ газотурбостроения «Салют», который у нас выпускает АИ-222−25, сейчас прорабатывает возможность создания двигателя с увеличенной тягой. Это в принципе даст возможность и «яковлевцам» создать самолет, который на форсаже выйдет на сверхзвук. Была бы только в этом потребность. Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что новость о планируемой сборке двигателей в Китае можно рассматривать в контексте последней скандальной истории на Украине. Недавно выяснилось, что СБУ пытается заблокировать сделку, поскольку собственником «Мотор Сич» станут китайские компании, которые ранее позиционировали себя как инвесторы запорожского производителя авиатехники. Вкратце, история такова. В феврале 2015 года «Мотор Сич» и Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co подписали меморандум о совместном строительстве в китайском городе Чунцин нового завода по производству двигателей для вертолетов и самолетов. В апреле 2016-го другая китайская компания — Skyrizon Aircraft Holdings Limited выдала, украинскому предприятию кредит на 100 миллионов долларов под довольно маленький процент. А в июне 2017 года в Антимонопольный комитет Украины пришло письмо с просьбой разрешить гражданину Китая сконцентрировать у себя 56,0009% акций «Мотор Сич». — Судя по всему, Китай постепенно перетягивает технологии и привлекает украинцев к производству в КНР, — отмечает Андрей Фролов. — В китайской прессе уже пишут, что Чунцин готов принять 2−3 тысячи украинских специалистов авиастроительной отрасли. Другой вопрос, что это, очевидно, не согласовано с украинскими властями. Кстати Выставка Aviation Expo China проходит с 1984 года каждые два года в сентябре. На ней представлены самолеты, оборудование, технологии, системы и услуги гражданской, военной авиации и т. д. В числе организаторов и спонсоров выставки множество ведущих организаций и компаний авиационной отрасли Китая.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl