Начало новой статьи в The National Interest напоминает восточную сказку на геронтологическую тему о старичке с жидкой бородкой, расшвыривающим дюжину признанных мастеров кунг-фу: «Истребитель F-16 Fighting Falcon („Атакующий сокол“), выпускаемый компанией Lockheed Martin в течение уже нескольких десятилетий, остается основой американских и союзнических военно-воздушных сил. С годами этот самолет из легковесного бойца ближнего боя превратился в мощный многоцелевой истребитель, способный выполнять многочисленные задачи — от подавления вражеской противовоздушной обороны до завоевания превосходства в воздухе».
Статья посвящена сравнению боевых возможностей «Атакующего сокола» не с МиГ-29, который относится к тому же самому поколению, четвертому, и который также является легким истребителем, а с тяжелым многоцелевым истребителем поколения 4++ Су-35, принятым на вооружение две недели назад. Надо сказать, весьма дерзкое решение.
Вызывает недоумение и то, почему автор статьи Дейв Маджумдар выбрал в спарринг партнеры нашему Су-35, который он называет «смертельно опасным», самолет, последние модификации которого (C/D) эксплуатируются с 1981 года. А все последующие модернизации производятся на уже находящихся в строевых частях истребителях.
Но при более тщательном изучении вопроса становится понятно, что такой выбор сделан не от хорошей жизни. Дело в том, что уже года три как место F-16 в ВВС США должен был занимать истребитель F-35А. Но мало того, что широко разрекламированную новинку компании «Локхид Мартин» никак не доведут до ума, так еще и в случае его принятия на вооружение «супер-новичок» окажется слабее старослужащего «Атакующего сокола». Об этом свидетельствуют результаты регулярно проводящихся компьютерных боев между этими самолетами, в которых F-16 чаще одерживает победы.
Так что этой машине, разработанной компанией «Дженерал Динамикс» и производящейся на заводах «Локхид Мартин», придется еще долго представлять в ВВС США класс легких истребителей. Поэтому скорая замена парка из почти тысячи этих истребителей не предвидится.
Правда, ситуацию можно было бы несколько выправить, наладив закупки хороших и относительно недорогих французских, европейских или шведских истребителей. Однако компания «Локхид Мартин» всеми правдами и неправдами не допустит причинения ущерба своему бизнесу. Ну, и, разумеется, значительную роль сыграет американский снобизм: дескать, американское оружие — самое лучшее в мире.
Так что же представляет собой самая совершенная модификация F-16, эксплуатирующаяся в американской истребительной авиации? F-16С Block 52 — одноместный самолет с одним двигателем, развивающим тягу в 7900 кгс. На форсаже она возрастает до 12900 кгс. Отклоняемого вектора тяги нет, что не лучшим образом влияет на маневренность самолета. Нормальная взлетная масса не столь и плоха для однодвигательного истребителя — 14500 кг. При этом максимальная ракетно-бомбовая нагрузка достигает 7800 кг. Но максимальная скорость на высоте довольно посредственная — 2100 км/ч. Невысок и потолок самолета — 15000 м. Дальность тоже оставляет желать лучшего — 2600 км с подвесными топливными баками (ПТБ). Для сравнения: у Су-35, с которым предлагают сразиться «Атакующему соколу», — 3600 км без ПТБ и 4500 км с ПТБ.
Впрочем, у самолета широкий набор ударных средств — ракеты «воздух-воздух» ближней и средней дальности, ракеты «воздух-поверхность» различных типов, среди которых есть противорадиолокационные, корректируемые и свободнопадающие бомбы.
Последние мероприятия по снижению заметности проводились в далеком 1987 году. Так что самолет более заметен, чем Су-35, у которого ЭПР снижена до 0,7 кв.м.
Боевые возможности современного многоцелевого истребителя можно разделить на три группы характеристик.
Летные характеристики
Тут преимущество Су-35 совершенно очевидно. На его сверхманевренность «Атакующему соколу» ответить нечем. У российского истребителя также выше скорость, потолок, боевой радиус. Еще меньше и нагрузка на крыло, а тяговооруженность выше. Су-35 в бесфорсажном режиме развивает скорость, превышающую скорость звука — 1,1 М. Что является одним из признаков принадлежности самолета к пятому поколению. То есть американский самолет по летным характеристикам не конкурент российскому. Пожалуй, только скороподъемность у них почти одинаковая: 280 м/с у Су-35 и 275 м/с у F-16. Так что российский самолет полностью оправдывает эпитет, который ему присвоили на авиасалоне Ле Бурже — «Русский НЛО».
Ракетное вооружение
Поскольку The National Interest пытается определить победителя при столкновении этих двух самолетов, то ракеты «воздух-поверхность» к делу не относятся. Отметим лишь вскользь, что у «американца» лучше корректируемые бомбы. Но у «россиянина» ракеты для работы по наземным целям имеют существенно большую дальность.
Су-35 вооружен ракетой ближнего действия Р-73. Точнее — ее модификацией РВВ-МД. Она обладает высокой маневренностью — способна поражать цели, которые маневрируют с перегрузкой 12g. F-16 выдерживает 9g. Максимальная скорость цели — 2500 км/ч. Как было сказано выше, «Атакующий сокол» такую скорость развить не может. К достоинствам ракеты относится возможность ее запуска при любых скоростях самолета и при активном маневрировании. Максимальная дальность пуска — 40 км. Ширина угла поиска цели инфракрасной головкой самонаведения — 120 градусов.
Принятая на вооружение в 1983 году Р-73 длительное время была одной из лучших (по некоторым данным — самой лучшей) ракетой «воздух-воздух» ближнего действия. Однако американцы за счет серии модернизаций совсем недавно вывели AIM-9 на лидирующие позиции. Это, прежде всего, относится к системе самонаведения. «Американка» имеет матричную ИК ГСН, что сводит к минимуму возможность ее «обмануть» не только при помощи отстреливаемых тепловых ловушек, но и используя лазерную систему противодействия. Соответственно, у нее шире угол поиска и захвата цели. Еще одно достоинство этой ракеты — управляемый вектор тяги. Эта модификация имеет индекс AIM-9Х.
Однако AIM-9Х еще только начинает внедряться на истребители «вышей лиги» — F-22, а заодно и на F-35, которые принадлежат к пятому поколению. F-16 вынужден довольствоваться ракетой AIM-9M, которая не имеет управляемого вектора тяги и оснащена обычной ИК ГСН. По боевым возможностям она несколько уступает РВВ-МД. Однако, конечно, когда-нибудь дойдет дело и до перевооружения «Атакующего сокола» ракетой AIM-9Х.
Р-27 (РВВ-АЕ) — ракета средней дальности, которой оснащен Су-35. Максимальная дальность пуска — 110 км. Скорость полета — 4 М. Радиолокационная ГСН. Поражает цели, имеющие скорость 3600 км/ч. Су-35, как было сказало выше, совсем молодой самолет. И происходит его дооснащение ракетным оружием. В связи с тем, что Минобороны сократило заказ на закупку Су-57, некоторое вооружение для него предназначенное, будет переброшено на Су-35. Следует ожидать, что в ближайшее время самолет получит ракету «воздух-воздух» большой дальности Р-37 с дальностью пуска 300 км. F-16 тут может противопоставить только AIM-120C-7, улетающую на 120 км.
Авионика
Это самое слабое место «Атакующего сокола». У него много чего нет, в отличие от Су-35. Нет оптически-локационной станции, которая позволяет обнаруживать цели при выключенной РЛС, что существенно уменьшает заметность самолета. Нет станции радиоэлектронной борьбы. Точнее — есть станция помех AN/ALQ-165, но она уже давно устарела и удовлетворяет лишь требованиям борьбы с партизанскими соединениями, вооруженными «Стингерами».
Американская РЛС AN/APG-68 существенно слабее российской РЛС «Ирбис». AN/APG-68 способна обнаружить самолет с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 75 км. Ну, а Су-35 подкрадется еще ближе, поскольку у него ЭПР равна 0,7 кв.м. У «Ирбиса» такие данные: 1 кв.м. — 300 км, 0,01 кв.м. — 90 км. То есть принцип «первый увидел — первый выстрелил» способен использовать лишь пилот истребителя Су-35.
Поскольку российский самолет имеет преимущества по всем трем группам характеристик, то у американского пилота крайне мало шансов на победу при столкновении с Су-35.
Однако, как утверждает The National Interest, ситуацию можно выправить. Для этого достаточно оснастить F-35 авионикой, которая устанавливается на экспортные модификации самолета. Так, на истребителях, поставляющихся в ОАЭ, есть оптико-локационная станция, а также РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-80. Но, видимо, автора публикации завораживает словосочетание «активная фазированная антенная решетка (АФАР)». Да, данный тип РЛС отличается повышенной надежностью и увеличенной функциональностью. Но на главные боевые параметры это не влияет. У AN/APG-80 дальность обнаружения лишь на 10% больше, чем у AN/APG-65. Так что повысить качество самолета можно, но не настолько, чтобы всерьез обсуждать его боевые возможности в бою с Су-35.
Правда, компания «Локхид Мартин» намерена еще подтянуть возможности ветерана ВВС. Она объявила о работах по созданию новой модификации — F-16 Viper («Гадюка»). Она получит РЛС с АФАР, новый бортовой компьютер и усовершенствованную кабину. При этом новые самолеты делать не будут, предполагается оснащать новой авионикой уже эксплуатирующиеся. Несомненно, это связано с катастрофической затяжкой разработки F-35.
Статья имеет стандартное окончание: «Поэтому США должны как можно скорее инвестировать средства в производство истребителей следующего поколения». Однако, как мы уже выясняли в предыдущих публикациях, и истребитель следующего поколения F-35 слабее, чем Су-35. Как говорится, не в коня корм.