Материал комментируют:
Сергей Ермаков
Украина впервые примет Парламентскую ассамблею НАТО в 2020 году. Об этом в воскресенье, 8 октября, сообщила первый заместитель спикера Верховной Рады Ирина Геращенко. «Прекрасная работа нашей делегации на ПА НАТО в Бухаресте, где сегодня было принято это решение», — написала Геращенко в своем Facebook. Она добавила, что Украина находится на «правильном евроатлантическом пути».
Парламентская ассамблея НАТО, для справки, — это межпарламентская организация стран-членов альянса, которая собирается дважды в год. Разумеется, участие в ней Украины носит символический характер. Надо думать, таким образом НАТО поощряет стремление «незалежной» к более тесному сотрудничеству.
Напомним: Киев не раз заявлял, что вступление в Североатлантический альянс является для него приоритетом. Так, в середине июля президент Украины Петр Порошенко, по итогам визита генерального секретаря блока Йенса Столтенберга, торжественно объявил о согласии НАТО обсудить план действий по вступлению страны в альянс. По словам Порошенко, Украина «четко определила» свое «политическое будущее и будущее в сфере безопасности».
А в сентябре 2017-го, выступая с посланием к парламенту, Порошенко впервые сформулировал новые стратегии по сближению с ЕС и НАТО. Он сообщил, что Украина намерена войти в Евросоюз постепенно, путем ассоциации с шенгенский зоной. Восточная граница страны при этом станет фактической границей ЕС, и через секторальное интегрирование Украина будет приближаться к критериям Евросоюза.
Таким же методом секторального объединения, отметил Порошенко, «Украина держит курс на вхождение в НАТО». «Вместе с североатлантическими партнерами мы обустраиваем украинскую армию. Стандартов НАТО Украина достигнет к 2020 году. По сути, не имея формального плана по достижению членства, мы выполняем его в одностороннем порядке. Курс на НАТО необратим, нужно выбрать оптимальный маршрут, средства передвижения и скорость», — заявил глава украинского государства.
То есть, в Киеве прекрасно понимают, что формально стать членом альянса сразу не получится. Расчет строится на том, что НАТО втянется в сотрудничество, и неформально Украина окажется под натовским «зонтиком».
Это не означает, что на Киев будут распространяться гарантии статьи 5 устава НАТО (нападение третьей страны на одного из членов альянса расценивается на нападение на альянс в целом). Но «незалежная» станет в этом случае частью, как ее называют в НАТО, расширенной системы сдерживания и давления на Россию.
Для Киева есть резон в таком повышении статуса. Поэтому для продвижения в этом направлении «незалежная» не просто предоставляет альянсу территорию, но и начинает планировать военное строительство, исходя из того, что станет важной частью системы сдерживания РФ.
В перспективе это приведет к тому, что на своих границах мы получим плацдарм для развертывания НАТО. Плюс НАТО получит украинскую армию, которая будет понимать, как ей взаимодействовать с силами альянса.
Что стоит за приглашением Украины на ПА НАТО, как выглядят реальные перспективы втягивания «незалежной» в Североатлантический альянс?
— Взаимное притяжение между натовской бюрократией и украинской элитой действительно велико: есть и консенсус, и понимание стратегических целей, — отмечает руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков. — Но это, кстати, не означает, что режим Порошенко получил от альянса индульгенцию: этот режим критикуют на всех западных площадках за страшную неэффективность, и могут, в конце концов, поменять.
Однако в целом Украина для Запада представляется перспективным полем для политического маневра. Это то пространство, которое Запад хочет привязать к себе, и потому НАТО будет только углублять степень интеграции с Киевом.
На мой взгляд, альянс будет делать это достаточно гибко, чтобы не вызвать протеста внутри Украины. В частности, для этого украинским военнослужащим, переходящим на стандарты альянса, выплачиваются гранты. Одним этим в украинское общество вносится элемент раскола, и создаются группы, которые сближение с НАТО однозначно поддерживают.
«СП»: — Зачем НАТО предоставляет Украине право принять ПА?
— Парламентская ассамблея НАТО относится к органам, которые напрямую аффилированы с альянсом. Они чрезвычайно важны, поскольку, с одной стороны, демонстрируют стратегический курс и сплоченность рядов, с другой, ни к чему альянс не обязывают.
Но главное, эти органы демонстрируют широкой публике — Западу, Украине, России — что работа по достижению стратегических целей НАТО идет успешно. Реальных успехов не так много, и в таких условиях пропагандистские мероприятия приобретают самостоятельную ценность — и для Брюсселя, и для Киева.
«СП»: — Как скоро «незалежную» удастся превратить в плацдарм для развертывания НАТО?
— Планами альянса этот рубеж определен как 2020 год. Очень маловероятно, что к этому сроку украинская армия будет полностью отвечать натовским стандартам. Зато к стандартам альянса будут приближены фрагменты украинской военной инфраструктуры.
Неслучайно сейчас на Яворовском полигоне в Львовской области работают военные инструкторы из США, Канады, Великобритании, Дании, Литвы и Польши, готовя подразделения украинской армии по программе «Объединенной многонациональной тренировочной группы — Украина (JMTG-U)», плюс занимаются модернизацией самого полигона. А на пресловутой базе ВМС Украины в Очакове, расположенной в 150 км от Крыма, бойцы 1-го Военно-морского мобильного строительного батальона ВМС США возводят военно-морской оперативный центр, предназначенный для общевойсковых и морских учений.
Список таких объектов на территории Украины будет только расширяться. И к 2020 году работа по адаптации украинских военных объектов, думаю, даст первые результаты. США уже сейчас получили неограниченный политический доступ на Украину, но им нужен еще и военно-технический доступ, чтобы американские солдаты могли развернуться на территории «незалежной» в привычных для себя условиях. К 2020-му эта задача будет во многом решена.
Упор сейчас, на мой взгляд, делается именно на этом, а не на реформировании украинских ВС. Думаю, в будущем украинская армия, под руководством натовских стратегов, будет сильно сокращена. И должна будет решать только те задачи, которые определят в ставке Верховного главнокомандования ОВС НАТО в Европе.
«СП»: — Что в такой обстановке делать России?
— Выстраивать свою оборону. Плюс, не снижать усилий в информационной сфере, учитывая, что украинское общество сильно фрагментировано, и далеко не все украинцы поддерживают курс на сближение с НАТО.
Тем более, в Европе нет единого взгляда на углубление военной интеграции с Киевом. Уже сегодня понятно, что за этот проект США будут платить, в основном, европейцы. Здесь между ЕС и США возникают серьезные противоречия, тем более, Европа явно не горит желанием проверять на себе мощь российской военной силы. Именно на этом противоречии Москве нужно попытаться сыграть.