В Киеве под предводительством беглого грузинского президента Саакашвили и ряда оппозиционных националистических партий начались акции протеста перед Верховной радой. Пока в числе официально озвученных требований смены власти нет, но и предыдущий Майдан начинался с малого.
Формально митингующие (а их набралось несколько тысяч) выдвинули требования: отменить депутатскую неприкосновенность, проводить парламентские выборы только по партийным спискам, без голосования в мажоритарных округах, создать антикоррупционный суд.
Спору нет, многие избранные в одномандатных округах украинские депутаты, независимо от своих прежних обещаний, начинали поддерживать власть взамен каких-то преференций для их бизнеса. Что, конечно, не нравилось лидерам оппозиции, желающим сохранить полный контроль над своими однопартийцами.
Но если отменить депутатский иммунитет, то тот же президент через своего кума, генпрокурора Луценко, сможет добиться лояльности практически любого депутата Рады уже не пряником, а кнутом — под угрозой возбуждения уголовного дела. Тем более что найти однозначно честного человека в том бандеровско-коррупционном паноптикуме, в который превратился украинский парламент после мятежа на Майдане, очень сложная задача — посадить там можно любого.
Для отмены депутатского иммунитета надо минимум 300 голосов тех самых депутатов, которых после этого могут начать сажать силовики Порошенко. То есть такое их решение выглядит маловероятным. Но, возможно, на это и рассчитывают Саакашвили и его сторонники. Ведь он заявил с трибуны митинга 17 октября, что если эти требования не будут выполнены, то протестующие начнут добиваться и отставки президента, и роспуска Верховной рады.
Конечно, несколько тысяч агрессивно настроенных радикальных националистов — не многотысячные толпы времен Майдана почти четырехлетней давности. Киевляне и жители других регионов Украины не поддерживают особо рвущихся к власти бандеровцев. Но ведь лозунги-то можно подкорректировать в любой момент. Например, пообещать продавать газ украинской добычи населению по себестоимости, как давно предлагает экс-премьер Юлия Тимошенко.
А уж если удастся организовать картинку зверского избиения правоохранителями очередных студентов или еще лучше — получить сакральную жертву, обязательный пункт госдеповской методички по организации любой цветной революции, — тогда ситуация может перемениться в любой момент. Главное, чтобы соответствующее освещение давали ведущие украинские телеканалы.
Между тем в СМИ уже несколько месяцев появляются сведения о антипорошенковском союзе, заключенном владельцами основных медиаимперий — олигархами Коломойским, Фирташем и Пинчуком.
Дополнительную интригу добавляет участие в протестах «Гражданского корпуса Азов», якобы политического крыла карательного полка аналогичного названия, который даже привычные ко всему американские конгрессмены обвинили в неонацистских симпатиях. «Азовцы» своего командира, ныне депутата Рады Билецкого открыто именуют «белым вождем» и «фюрером». Они изображают на своем знамени руну «волчий крюк», стилизованную свастику, за которую в современной ФРГ можно получить несколько лет тюрьмы.
Но ведь «Азов» открыто «крышуется» главой МВД Арсеном Аваковым, формально входя в структуру министерства. А полиция и нацгвардия теоретически должны защищать парламент и президента от новых «майдаунов». Это как-то сильно напоминает ироническую остроту «пчелы против меда». Или же Аваков, стоящий за ним экс-премьер Яценюк и другие «заклятые друзья» Порошенко только и ждут случая, чтобы вместе с нацистскими боевиками под зиц-председательством беглого грузинского экс-президента свалить «шоколадного гетмана»?
Но в принципе даже если полиция и нацгвардия сохранят формальную лояльность главе государства, она однозначно будет слишком вялой, не чета преданности присяге «Беркута» времен Януковича. Потому что после шельмования тех же беркутовцев захватившими власть мятежниками вряд ли найдется значительное число правоохранителей в своем уме, которые рискнут — до последнего, с риском потом оказаться на скамье подсудимых — защищать обанкротившихся и ненавидимых в народе политиков.
Так что, несмотря на сравнительную малочисленность участников очередного Майдана, заранее предрекать им поражение не стоит: власть Порошенко и правительственной коалиции тоже висит на волоске. Сам Порошенко пока никак не комментировал вчерашние события, но около его загородного дома в Козине оцепление из правоохранителей увеличилось в несколько раз.
Конечно, немало будет зависеть и от позиции Вашингтона. Но, во-первых, не факт, что сейчас там кому-то из первых лиц США вообще есть какое-то дело до проблем своего мелкого сателлита у границ России. А, во-вторых, американцы всегда были большими любителями если не устраивать самим, то разрешать перезагрузки власти у таких сателлитов. Так у местного населения создаются иллюзии возможности перемен к лучшему. Хотя, такие перемены в принципе невозможны при сохранении прежнего гибельного курса Киева на конфронтацию с Россией и вассальную интеграцию-капитуляцию с ЕС и остальным Западом.
Ну а если не выгорит эта «перезагрузка» или выльется в анархию и откровенную «махновщину», то США тоже будет польза. У границ России и ЕС, также конкурента для американцев, появится «новое Сомали» — постоянная «головная боль» и для россиян, и для европейцев.
Впрочем, конечно, не исключено, что текущий Майдан закончится полным фиаско. В любом случае, надо дождаться хотя бы ухода митингующих из-под Рады. А пока там тлеет очаг напряженности, и он может в любой момент вспыхнуть.