Как и предполагалось, операция против Исламского государства* в Сирии несколько затягивается. Ранее часть экспертов пророчила скорый успех силам Сирийской арабской армии, другие же делали ставку на так называемые демократические войска, находящиеся в жесткой оппозиции по отношению к официальной власти. Но ни у тех, ни у других пока не получилось разделаться с боевиками. Несмотря на то, что у каждого из участников сирийского конфликта есть могущественный покровитель.
Так правительственная армия обязана своим возрождением России. Несколько лет назад она была практически разгромлена Исламским государством и прочими террористами. Но Москва изменила эту ситуацию, отправив своих военных в арабскую республику. Теперь Дамаск вернул себе большую часть того, что потерял за годы гражданской войны. Судя по последним заявлениям высшего военного руководства Сирии, в ближайшем будущем официальные власти рассчитывают взять под свой контроль и те регионы, что сейчас контролирует оппозиция. Вероятно, с падением псевдохалифата страну ждет еще один затяжной конфликт.
Главных противников Дамаска такой вариант развития событий не устраивает, и они делают все, чтобы усилить свое влияние в стране. Все успехи демократических сил связаны с деятельностью Соединенных Штатов Америки. Вашингтон, пришедший в Сирию с целью сместить Башара Асада, сразу же вступил в союз с наиболее организованной частью вооруженной оппозиции. К таким, несомненно, можно отнести курдов, которые еще до интервенции Запада собрались в Отряды народной самообороны. Позже американцы, дабы оградить себя от обвинений в посягательстве на территориальную целостность республики, смешали с курдскими силами незначительную часть арабских оппозиционных отрядов. Мол, США не заинтересованы в том, чтобы завоеванные СДС территории контролировали исключительно курды. Однако на деле ситуация такова, что северная Сирия довольно стремительно превращается в моноэтнический Курдистан.
Надо отметить, что это беспокоит не только Башара Асада, но и Реджепа Тайипа Эрдогана. Позиция турецкого президента общеизвестна — он против того, чтобы США сотрудничали с сирийскими курдами. Отряды народной самообороны в Турции признаны террористическими. И чем успешнее у курдов идут дела в арабской республике, тем большую угрозу для Анкары они представляют.
Сложно сказать, чем это все закончится, но очевидно, что турки намереваются предпринять серьезные меры, причем в самое ближайшее время. Они стянули столько сил в контролируемую ими часть Сирии, что подобное было трудно даже представить. Кроме того, уже почти неделю курды периодически подвергаются обстрелу со стороны турецких позиций. США этим недовольны, и сейчас в самом разгаре переговоры, но совершенно неизвестно, какое решение будет принято. В надежде прояснить обстановку мы побеседовали с турецким военным экспертом и журналистом Эндером Имреком.
«СП»: — Турция планирует начать полноценную операцию против Отрядов народной самообороны?
— Есть много деталей. Сирия является независимой страной, и террористы действуют на ее территории. Поэтому иногда приходится советоваться с другими странами, обращаться в ООН или говорить в рамках двусторонних отношений. Но они угрожают Турции. Они относятся очень враждебно. Эти группы опасны своей идеологией, своим отношением к Турции и к другим странам или народам, которые их не поддерживают. Известно, что они не уважают арабское население, они выгоняют людей из деревень, некоторых убивают. Их жертвами становятся женщины, старики и дети. Поэтому в интересах Турции и Сирии — избавиться от угрозы со стороны Отрядов народной самообороны.
«СП»: — Турция хочет сделать это военным путем?
— Это обсуждается давно. Турецкие власти многократно поднимали этот вопрос, в том числе в ООН. Сейчас этих мер недостаточно. Недавно Эрдоган заявил, что в Алеппо и Идлибе присутствие курдов наиболее опасно. Они вредят процессу мирного урегулирования, нападают на созданную там зону деэскалации. В ближайшие планы входит освобождение Африна (город на северо-западе провинции Алеппо — авт.). Это говорил президент, но пока наступление на город не начиналось. Сейчас известно о разведывательных операциях западнее и севернее Аазаза (город близ турецко-сирийской границы — авт.).
«СП»: — Курдские источники сообщали об артиллерийских обстрелах в районе Африна.
— Я не думаю, что турецкие войска сейчас в этом нуждаются. Известно, что в районе были распространены листовки, предупреждающие мирное население. Это полезная мера, и пока у мирного населения есть время уйти подальше от места боевых действий. Поэтому пока не должно быть обстрелов.
«СП»: — В этом районе работает российская военная полиция. Как турецкие военные собираются с ней взаимодействовать?
— Турецкие военные могут гарантировать безопасность российским солдатам. Россия и Турция занимаются одним делом — воюют с террористами. Я уверен, что все смогут договориться. Возможно, военная полиция переместится на другую позицию, а потом вернется, когда операция против террористов будет завершена. Никаких проблем не будет.
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.