Аэропорт Домодедово. 8 утра. Один за другим на российскую землю приземляются крылатые иномарки. В основном Боинги и Аэробусы. Отечественные АНы, Илы и Суперджеты здесь – большая редкость. 95% отечественных авиаперевозок осуществляется зарубежными крылатыми машинами. Эксперты-авиаторы говорят, железная привязка к западной технике грозит одним росчерком крыла отправить в крутое пике весь сектор.
«Наши авиакомпании покупают самолёты или берут в лизинг за доллары, ремонтируют самолёты или покупают запасные части за доллары, тренажёры покупают за доллары, переучивают пилотов и инженеров за доллары, а билетики то продают за рубли, а рубль рухнул. Рублей, вырученных за продажу авиабилетов, авиакомпаниям не хватает для конвертации их в эти валютные платежи. По определению специалистов, у нас 6-9 компаний ждёт судьба «ВИМ-Авиа»», — заявил президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.
Западная зависимость может принести нашей стране не только экономический урон, но и ущерб национальной безопасности. Авиация всегда была горячим мобилизационным резервом вооруженных сил. Гражданским пилотам просто меняли погоны на военные и ставили новые задачи. Однако теперь, в случае наступления времени «Ч», лайнеры могут попросту не взлететь. Все Боинги и Аэробусы имеют зарубежную регистрацию.
«Вы, если летите на самолете, обратите внимание на бортовой номер. На нём обычно написано VP-B, VQ-B – это значит Бермудская регистрация. За подготовку пилотов отвечает Россия, но после того, как мы проверили пилота и приняли его на работу, мы должны запросить обязательно бермудскую валидацию, и Бермуды одобряют приём на работу в российскую компанию российского пилота», — сообщил корреспонденту лётный директор авиакомпании UTair Андрей Ситнянский.
И если время «Ч» пока не объявлено, то экономическая война идёт полным ходом. Санкции в отношении нашей страны с каждым годом всё усиливаются. Когда ограничения коснутся авиационной отрасли – лишь вопрос времени.
«Представьте себе, если вдруг с завтрашнего дня будут объявлены Боинги и Аэробусы в санкционных списках. Что произойдёт? Произойдёт коллапс воздушного транспорта. Как доберёшься из Калининграда до Петропавловска Камчатского? На лошадях, на оленях или на собаках? Ой, как это долго и неудобно», — добавляет Олег Смирнов.
На круглом столе в Общественной палате говорили, необходимо развивать отечественное авиастроение. Большие надежды возлагаются на новейший магистральный пассажирский лайнер МС 21, который должен составить конкуренцию тем же Боингам и Аэробусам. Однако эксперты уверены, чтобы дать самолёту дорогу в светлое будущее, сперва необходимо обеспечить потребительский спрос. Полёты на самолётах могут себе позволить лишь 5% населения России.
«Не нужны ваши самолеты. Не нужны. Для того, чтобы возить, например, меня в командировки, для этого достаточно Боингов – купим. И не надо развивать отечественную авиацию. А для того, чтобы развивать, нужно, чтобы наш простой народ мог летать – тогда нужны будут самолеты. Главная причина всех экономических кризисов – это недостаточный покупательский спрос», — считает академик РАН Роберт Нигматулин.
Ещё одна проблема отечественной авиации – утечка лётных кадров. В российских авиакомпаниях числится 16 тысяч пилотов гражданской авиации. Но в последнее время их число стремительно сокращается. Только с начала года в Китай и другие страны Азии перешли уже 300 командиров воздушных судов.
«Мы сейчас в кабине самолёта делаем все те же операции, которые делает пилот British Airways или Air France, говорим на том же английском языке, выполняем те же операционные процедуры. Адаптация занимает минимум времени, а зарплата там от 16 тысяч долларов. Жизненный ресурс пилота ограничен, он хочет как можно быстрее заработать на старость», — прокомментировал ситуацию Андрей Ситнянский.
Руководство «Аэрофлота», в группу которого входит авиакомпания Россия, утвердило зарплаты до 430 тысяч рублей для капитанов воздушных судов и до 250 тысяч для вторых пилотов. Деньги немалые — если считать в рублях. Если перевести в доллары, то иностранные коллеги получают почти в 2 раза больше. Отечественные пилоты начинают хитрить, чтобы увеличить свой заработок.
«Есть небольшое количество пилотов, которые оформляют отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет. И оставаясь действующими сотрудниками российских авиакомпаний, одновременно работают по найму в зарубежных компаниях, используя схему рекрутинговых договоров. Они сохраняют, по сути, своё рабочее место, а параллельно получают выплаты от основного работодателя или через фонды социального страхования», — заявил пресс-секретарь авиакомпании «Россия» Сергей Стариков.
Эксперты уверены, возрождение отечественной авиации необходимо начинать с создания единого полномочного органа госрегулирования гражданской авиации. Россия — единственная страна в мире, где ответственность и обязанности за развитие отрасли размыты по другим структурам. Результаты всем известны. Если в кратчайшие сроки не принять волевые решения по восстановлению российского авиастроения, то крутое пике для всей отрасли авиационных перевозок неизбежно.