Абу-Кемаль все еще находится в руках террористов, но проправительственные силы почти полностью окружили его. Кроме того, у боевиков почти не осталось никаких шансов к отступлению — например, недавно их конвой, сумевший выбраться из города, разбомбили иракские вооруженные силы прямо на границе двух государств. Все это говорит о неминуемой сдаче города, правда, ближайшие дни легкими не назовешь, ибо сдаваться правительственным войскам в рядах сирийских террористов почему-то не принято.
Севернее, близ освобожденного Меядина продолжаются сражения. Недавно колонна Исламского государства* наткнулась на сирийских солдат, в результате чего завязалось серьезное сражение. Боевики сообщили, что им удалось уничтожить полсотни сирийских военных, Дамаск эту информацию не прокомментировал. А вот у города Ашара, который немного южнее, наступление разворачивается с двух сторон — подконтрольные Башару Асаду войска успешно зачищают как берег Евфрата, так и районы западнее его. Во всех этих операциях участие принимают российские союзники Дамаска. Наша авиация и флот наносят удары по различным районам восточной Сирии, где в этом есть необходимость. Все это приближает победу над Исламским государством, однако это отнюдь не означает, что будущее Сирии будет без проблем.
Главным геополитическим оппонентом России в регионе являются Соединенные Штаты Америки. Они используют разные способы в надежде навредить планам своего противника. Москва не раз обвиняла их в сотрудничестве с террористами, после того, как фиксировала определенного рода перемещения последних в подконтрольных союзникам Вашингтона районах. Это серьезное обвинение, которое Штаты, разумеется, отрицают. Кроме того, очевидно, что с Россией в этом вопросе солидарны далеко не все страны. А значит, что США могут продолжать делать то, что они делают. И это касается не только дружбы с террористами, но и травли действующего президента Сирии Башара Асада. Это наглядно демонстрируют дебаты в ООН.
России вновь пришлось воспользоваться правом вето в Совбезе, когда американцы пытались протащить свою резолюцию по продолжению работы миссии ООН по расследованию случаев применения химического оружия. Напомним, Запад многократно утверждал, что именно действующий режим прибегал к использованию химоружия в некоторых провинциях Сирии. Дамаск все отрицает, а точно подтвержденные случаи списывает на действия радикальной оппозиции. Почти все в Совете безопасности поддержали США, разве что Китай воздержался, да Боливия не согласилась.
Постпреду Небензе пришлось ветировать. Все бы ничего, если бы это право вето не стало для России своего рода волшебной палочкой. За последние несколько лет РФ пользовалась этой возможностью чаще, чем за все предыдущие годы с момента развала Советского Союза. Это может привести к неприятным последствиям для России, уверен турецкий военный эксперт и журналист Эндер Имрек. Его страна озабочена действиями США в Сирии, о чем уже заявил президент Эрдоган, но с другой стороны поддерживать Асада Анкара так же не намерена. Следовательно, в этой ситуация страна вряд ли будет чьим-либо союзником.
— Расследовать случаи использования химического оружия в Сирии необходимо. Это понимают все стороны, которые участвуют в конфликте. Но надо признать, что пока нет ни одного доказательство, способного убедить специалистов в виновности какой-либо из сторон. Нельзя обвинить в этом Асада, и нет возможности возложить вину на его противников. В этом нельзя обвинять даже Исламское государство, несмотря на то, что это удобнее для всех. С чем это связано? Это вопрос военного времени. Надо помнить, что в Сирии война, и практически нигде нет безопасных районов, даже если их контролирует одна группировка. Но самое главное в том, что те, кто сделали это (применили химоружие — авт.), постараются себя не обнаружить, а значит, они будут препятствовать расследованию и попыткам проникнуть в определенные зоны.
«СП»: - У кого было больше причин сделать это?
— Мы можем обвинить Асада. Он президент, и до того, как в Сирии появились иностранцы, он мог сделать все, что угодно, чтобы остановить своих врагов. И действительно, в этом был смысл, но когда его армия с помощью России начала возвращать под свой контроль провинцию за провинцией, то зачем ему было делать это? Это было очень подозрительно, потому что это могло нанести вред не только Асаду, но и России. Это было бы глупо. Но США сейчас задают России вопрос, почему она запрещает специалистам ООН продолжать исследования (по выявлению фактов применения химического оружия — авт.) и даже обвиняют в неуважении к погибшим от химатаки. Мировое сообщество поддержит это, потому, что Асад раньше позволял себе много спорных решений, в результате его действий погибло много невинных людей. Это война, но теперь она касается не только Сирии.
«СП»: — Очевидно, что у России есть другие причины блокировать американскую резолюцию.
— Да, это точно. Через свою резолюцию США могли получить доступ к тем территориям, что контролирует Асад, а это вредит авторитету и интересам России. Она проделала большую работу в Сирии и заслужила право принимать участие в ее будущем, и США своим вмешательством пытаются навредить этому. Но ситуация такова, что есть международные соглашения, есть ООН, и несмотря на низкую эффективность этого инструмента, его авторитет признается всеми странами, в том числе Россией. Поэтому когда Россия действует только в своих интересах, ее представителей в ООН могут заподозрить в некомпетентности.
«СП»: — Разве механизм вето не существует для того, чтобы страны могли защищать свои интересы?
— Да, это способствует предотвращению многих вредных действий со стороны влиятельных государств, но всегда нужна поддержка со стороны других членов. В последнее время Россия осталась одна, и даже Китай больше ее не поддерживает. При этом надо помнить, что США подняли вопрос не о военной операции где-либо, а о расследовании гибели большого количества людей. Это гуманизм, и тут любой запрет может навредить России и ее друзьям.
«СП»: — Чем это конкретно может навредить России?
— В последние годы функционеры ООН все чаще поднимают вопрос о справедливости предоставления права вето некоторым странам. Россия начала им злоупотреблять, и поэтому эти претензии направлены в ее адрес. Если США поддержат эту идею, то есть риски, что Россия может лишиться этого права.
«СП»: — Но это подставит под удар остальных постоянных членов Совбеза ООН.
— Нет, если специальная комиссия допустит изменения Устава ООН. Сейчас для этого требуется единогласное решение всех членов Совбеза ООН, но при необходимости США смогут найти возможность обойти противостояние со стороны России. Мы должны понимать, что на данный момент у США большие возможности в этом плане.
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.