Материал комментируют:
Эндер Имрек
В Дэйр-эз-Зоре война пока не закончилась, несмотря на громкие заявления о полной победе и громким разбирательствам между Россией и Коалицией, кто из сторон присвоил победу в Сирии себе. Остатки Исламского государства* все еще продолжают противостоять большим силам противника. Сирийская арабская армия и Сирийские демократические силы оказывают давление на террористов практически в одном районе. Они, конечно, действуют не совместно, во всяком случае, об этом не сообщается, тем не менее, и те, и другие сейчас ведут боевые действия близ Евфрата.
Более того, на днях в окрестностях Абу-Кемаля бомбардировку произвела российская авиация, а чуть позже примерно в этой же зоне свои бомбы сбросили самолеты Коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами Америки. Из этого можно сделать много выводов. Во-первых, соприкосновение враждебных друг другу сил чревато неприятными последствиями. Они, конечно, в открытую не воюют между собой, тем не менее, Дамаск крайне отрицательно относится к планам курдов, мечтающих о независимом и признанном Курдистане. Обострения уже случались, но пока удавалось избегать резкого роста напряжения. Вторым последствием может оказаться усугубление конфликта между Москвой и США. Если сегодня они умудряются чуть ли ни одновременно бомбить один город, не будучи при этом партнерами по операции, то завтра кто-то может отправить свои силы в зону контроля другой стороны.
По всей видимости, Москва и Вашингтон стараются опередить друг друга, при этом попутно говоря о своей исключительной роли в уничтожении Исламского государства. Победу себе хочет присвоить каждый, но в этом противостоянии все равно нельзя переходить определенные границы. Во-первых, это может окончательно испортить российско-американские отношения, которые и так переживают не самые лучшие времена, во-вторых, повышаются риски столкновения вооруженных сил одной страны с вооруженными силами другой.
Можно из всей этой ситуации сделать и определенные выводы о взаимодействии сторон. Вряд ли можно бомбардировать город, предварительно не обсудив данные о вылетах. Это было бы крайне безрассудно. Однако, подобного рода инциденты имели место быть — США порой пренебрегали правилами безопасности и приличия. Они позволяли себе несколько раз сбить сирийские летательные аппараты, также сообщалась о бомбардировках в зоне контроля Сирийской арабской армии. Поэтому о будущем сирийской военной операции нельзя говорить со стопроцентной уверенностью.
О возможных последствиях мы поговорили с турецким военным экспертом Эндером Имреком.
«СП»: — Стоит ли ждать каких-нибудь осложнений в Дэйр-эз-Зоре?
— Если мы говорим об Исламском государстве, то оно уже неспособно изменить ситуацию. Исламское государство не сможет выстоять, поэтому его скоро уничтожат. Террористы побеждены в Ираке, в Сирии. То, что у них осталось, не получится удерживать дольше двух месяцев. За пределами Дэйр-эз-Зора они смогут дольше сопротивляться, потому там пока нет таких интенсивных сражений. Ситуация на границе с Израилем для них удобна, поэтому там террористы чувствуют себя безопаснее. Больше ИГИЛ не опасно, но заканчивать с его уничтожением надо быстрее.
«СП»: — А если говорить о действиях курдов и правительственной армии?
— От их взаимоотношений зависит много. Это нехорошо, но избавляет от необходимости проводить бесконечные переговоры с третьими сторонами. Курды не заинтересованы в войне с Россией, поэтому они не могут начать войну с Асадом. Они иногда нападали, но ничего серьезного не было. Но Асад хотел бы избавиться от их влияния. Возможно, он выступает за войну, но его удерживает Россия. Ей этого не нужно после нескольких лет боевых действий против ИГ.
«СП»: — Могут ли США спровоцировать конфликт?
— Может каждый. США останутся в Сирии, как они оставались в Ираке, и им для этого не нужно ничего, кроме денег. И они могут оставаться там очень долго, пока не дождутся подходящего времени. Но надо понимать, что «большую войну» никто не хочет, даже самые агрессивные генералы. Их главная провокация уже состоялась. Они выбрали Отряды народной самообороны для операции в Ракке, но потом продолжили работать с курдами в Хасаке, Дэйр-эз-Зоре, Алеппо. Это не устраивает многих, но изменить это пока никому не удавалось. Но сейчас происходит кое-что интересное. США больше не отправляют курдам оружие, а финансирование сократилось, потому что американцы знают, когда надо тратить деньги.
Сейчас война с ИГ уже не требует таких затрат, поэтому Отряды народной самообороны остались почти без денег, а других источников у них немного. Также их членство в Сирийской демократической армии не устраивает других ее членов. Это провоцирует отчуждение среди солдат. Так начинается раскол. Некоторые руководители арабских отрядов уже перешли на сторону России, на сторону Асада. Недавно была информация о переходе командира Абу ль-Маджда Рафии (бывший командир отрядов Сирийской свободной армии, затем стал полевым командиром в Сирийских демократических силах — авт). Некоторые курды следуют этому примеру. На юге Дэйр-эз-Зора, недалеко от Абу-Кемаля курдский отряд сдался в плен армии режима. Если в этом процессе будет участвовать Россия, то из него можно будет извлечь пользу. Тогда всем станет легче договариваться. России, Турции и Ирану следует продолжить консультироваться по вопросам мира и безопасности в Сирии.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.