Материал комментируют:
Джон Блакслэнд
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло. Американцы в последние годы обвиняют Россию по поводу и без повода, так что никто не удивился, что Пентагон выступил с подобными претензиями. Вероятно, любое решение, принимаемое РФ, даже если оно соответствует интересам самих США, американцы будут критиковать. Но если все же отвлечься от предвзятости Минобороны Соединенных Штатов и вернутся в реальность, то возникает вопрос — какова вероятность того, что РФ в самое ближайшее время выведет большую часть своих войск из Сирии? Президент сказал, значит, надо выполнять — он является верховным главнокомандующим, следовательно, ему и решать. Однако нельзя быть настолько наивным, чтобы не осознавать уровень военных специалистов России, занимающихся вопросами Сирии и Ближнего Востока. Разумеется, все они понимают, какие риски создает отсутствие нашего контингента в арабской республике.
Позиции преданного Москве Башара Асада значительно окрепли, но в случае обострения с курдами, ему вряд ли удастся избежать потерь. Отряды народной самообороны сами по себе являются мощной силой, при этом, Вашингтон продолжает их поддерживать.
Разумеется, никто из них не хотел связываться с российскими военными, но если представить, что их нет, то ситуация ничем не будет отличаться от 2014 года. Тогда курды и другие оппозиционные группировки нещадно завоевывали владения официального Дамаска, и Сирийская арабская армия ничего не могла с этим поделать. Конечно, теперь нет Исламского государства*, которое сыграло очень важную роль во всех этих многочисленных поражениях подконтрольной Асаду армии. Однако теперь курды стали намного сильнее и обладают оружием, предоставленным США.
В общем, без России перед Дамаском снова возникнет угроза обострения гражданской войны и государственного переворота. В этом практически нет никакого сомнения, потому как американцы со своими многочисленными союзниками продолжают поддерживать оппозицию, ненавидящую Асада. Даже в Лиге арабских государств Сирию представляет оппозиция. Ликвидация или смещение Асада — по-прежнему один из приоритетов Запада и его местных союзников. Неужели в Москве могут об этом забыть? Едва ли. Так что нет ничего удивительно, что США засомневались в том, что Россия так просто возьмет и выведет своих солдат из САР. Этот было бы нелогично.
О том, что по этому поводу думают союзника США, мы поговорили с австралийским экспертом Джоном Блакслэндом.
«СП»: — Почему США сомневаются в выводе российских войск из Сирии?
— В этом сомневаются не только США. Разве в России в этом никто не сомневается? Россия потратила миллиарды на Сирию, и неужели она забудет о них? Нет, она должна их вернуть. Асад может, что угодно говорить о том, что Сирия сильная и сама может восстановиться и рассчитаться со всеми, кому должна, но он начнет говорить по-другому, если ему не напоминать, кто спас его. Его спасла Россия, и поэтому он должен рассчитаться с ней. Это могут быть не только деньги. Сейчас для России, наверное, важнее влияние в этом регионе. Она работает с Турцией, Ираном, Индией и везде добивается определенного успеха. Это соответствует экономическим интересам, но нельзя добиваться поставленной цели любыми путями. Россия делает именно это. Она ответственна за ядерную программу Ирана, она помогала армии режима в Сирии вести боевые действия против не представляющих угрозу оппозиционеров. Поэтому много сомнений, что она оставит Сирию для того, чтобы международное сообщество без нее решало эту проблему. Вероятнее всего, что Россия не выведет свои войска, может, небольшую часть, но остальные останутся. Они ей нужны здесь не только для того, чтобы поддерживать Асада.
«СП»: — Для чего еще?
— Сирия не единственная страна, которая интересует Россию. Точно известно, что в Иракском Курдистане постоянно находится группа вооруженных людей из России. Об этом сообщали солдаты Пешмерга. Их сложно идентифицировать. Они не носят опознавательных знаков, но имеют оружие и говорят на русском языке. Есть информация, что они защищают интересы российских государственных компаний, занимающихся энергетическими проектами в Ираке.
«СП»: — Это могут быть добровольческие отряды. Частные военные компании. Кто угодно!
— Скорее всего, это не просто наемники. Вряд ли Москва доверит безопасность самой важной отрасли обычным наемникам. После того, как правительство Иракского Курдистана подписало крупные договоры с российскими компаниями, необходимость в военных станет еще больше. Это опасно для безопасности в Ираке. Между местным правительством и властями Ирака существует конфликт, который может привести к вооруженным столкновениям. Россия может усложнить ситуацию. Еще известно, что в Афганистане обнаружены следы российского присутствия.
«СП»: — А Афганистан России зачем?
— Сложно сказать, зачем России Афганистан, возможно, это связано с соперничеством, которое Путин хочет навязать США, но это очень странно. Представитель США и других стран, которые участвовали в войне против афганских террористов, несколько раз отмечали, что Талибан** регулярно получает поставки российского оружия. Исходя из этого, можно предположить, что с большей вероятностью Россия перебросит в будущем часть своих войск из Сирии в Ирак или Афганистан, чем отправит их домой.
Между тем мы видим, с какой радостью встречают российских военных дома. Эти встречи выдумать или преувеличить радость от них, точно невозможно. Или они тоже рассчитаны на западную публику?
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Движение «Талибан» решением Верховного суда от 14.02.2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.