Немецкоязычный портал Contra Magazin утверждает, что у российского истребителя пятого поколения нет соперников в воздушном бою ни на Востоке, ни на Западе. При этом сравнивать его с американскими самолетами F-22 Raptor и F-35 Lightning II не имеет смысла, поскольку они обладают плохой маневренностью. Лучшим среди натовских истребителей Contra Magazin называет европейский самолет Eurofighter Typhoon, хоть он и не относится к пятому поколению.
Заявление, надо сказать, смелое. Однако авторами статьи движут не только патриотические чувства — «Тайфун» является разработкой консорциума, в который вошли германская, британская, испанская и итальянская авиастроительные компании. И немцы среди прочих равных как бы «всех равнее» — штаб-квартира консорциума Eurofighter Jagdflugzeug находится в Баварии.
Слабость американских истребителей по сравнению с российским Contra Magazin объясняет концептуальными и чуть ли ни мировоззренческими ошибками. Американцы при создании F-22 и F-35 решили идти «революционным путем», то есть не принимать в расчет конструкторские наработки, полученные при разработке и эксплуатации самолетов F-15, F-16 и F/A-18, а создать абсолютно новые истребители. Это отразилось не только на качестве машин, но и на сроках получения полностью годной продукции. Так, искоренение ошибок и недочетов, заложенных в F-35, продолжается уже неприлично долго. И окончание этого процесса не просматривается.
В России же пошли эволюционным путем, который дал прекрасные результаты. ОКБ Сухого не начинало создавать каждый новый самолет с нуля, а аккумулировало достижения и корректировало слабые места прошлых разработок. На базе Су-27 был создан Су-33, затем Су-30. Далее эту линейку продолжил Су-35. И, наконец, появился Су-57.
С особым ожесточением Contra Magazin описывает несостоятельность F-35 на фоне «родного» «Тайфуна». И это вполне понятно. К объективным мотивам добавляются и субъективные — не технические, а патриотические. Дело в том, что Германия намеревалась обновлять парк истребительной авиации ВВС за счет «Тайфуна». И вдруг минувшим летом начали появляться сообщения о том, что германское правительство подумывает о том, чтобы закупить у «Локхид Мартин» F-35. Ну, а сейчас такие намерения стремительно приближаются к фазе подписания контракта.
Собственно, ларчик тут открывается достаточно просто. Крен в сторону американского истребителя возник сразу же после встречи Ангелы Меркель с Дональном Трампом. На ней американский президент попенял германскому канцлеру на то, что немцы не в полной мере обслуживают свои обязательство перед НАТО (читай — перед США). И даже привел какие-то незамысловатые расчеты с результирующей суммой со многими нулями. Не случайно Contra Magazin посвящает американскому истребителю такой пассаж: «Боже, храни США, потому что с F-35 они не смогут защитить себя сами».
Вполне понятно, что от оскорбленного до глубины души автора публикации в Contra Magazin досталось не только откровенно слабому F-35, но и, несомненно, хорошему самолету F-22. Потому что F-22 совмещает в себе не только радикально пониженную заметность, но и другие неплохие качества — летные (хоть и без сверхманевренности) и ударные. А F-35 может похвалиться только малозаметностью, да и та у него хуже, чем у более возрастного истребителя F-22.
Если сравнивать «обиженный» Ангелой Меркель «Тайфун» с F-35 по летным характеристикам, то о сверхманевренности «американца» говорить не приходится. У него нет отклоняемого вектора тяги. У «Тайфуна», правда, тоже нет. Но его планер в совокупности с эффективной механизацией крыла, а также компьютерной программой, позволяющей пилоту выполнять сложные маневры на сверхзвуковых скоростях, не оставляют F-35 никаких шансов в ближнем бою.
А вот объективные показатели, характеризующие маневренность. Скороподъемность «Тайфуна» — 315 м/с, у F-35 — 240 м/с. Нагрузка на крыло, характеризующая маневренность в горизонтальной плоскости — 350 кг/кв.м., у F-35 — 560 кг/кв.м.
У другого «американца» — F-22 — в этом плане ситуация значительно лучше. У него нагрузка на крыло 370 км/кв.м. Но скороподъемность примерно как и у F-35. При этом есть отклоняемый вектор тяги. Правда, отклоняется он только в вертикальной плоскости. У Су-57 отклонение вектора тяги всеракурсное. Уж если его предшественника — истребитель Су-35 — называют «русским НЛО», то этот самолет способен совершать в воздухе еще более сложную «акробатику». А две рассматриваемые нам характеристики у него таковы: 384 м/с и 325 кг/кв.м. То есть он безусловный лидер.
Правда, американские эксперты воздушных сражений утверждают, что ближний бой — это пережиток прошлого. Что малозаметные истребители, будучи не видимыми на радаре противника, с дальней дистанции выпускают дальнобойную ракету. И этим якобы поединок заканчивается. Однако, во-первых, процент попадания с первого выстрела у ракет «воздух-воздух» дальнего действия не столь и велик. Во-вторых, самолет, обладающий сверхманевренными качествами, способен уклониться от такой ракеты. И, в-третьих, при условии высоких скоростей противостояние способно стремительно перейти в фазу ближнего боя. А максимальные скорости у исследуемых нами самолетов таковы: F-35 — 1930 км/ч, F-22- 2400 км/ч, «Тайфун» — 2400 км/ч, Су-57 — 2600 км/ч.
Существует репортаж с американской элитной базы, укомплектованной истребителями F-22. На ней пилоты постоянно готовятся к воздушным сражениям с русскими самолетами. Как теоретически, так и практически, для чего используются имитирующие «повадки» наших истребителей самолеты. Так вот, доведение сражений до фазы ближнего боя считается катастрофой, завершающейся потерей F-22. И такие катастрофы происходят достаточно часто.
Важнейшие характеристики современного истребителя — малозаметность и эффективность бортовой РЛС. Тут «Тайфун» относится к классу «крепких середнячков». Заметность у него снижена, но не настолько, чтобы он считался «невидимкой», как F-22. ЭПР составляет порядка 1 кв. м или даже ниже. То есть примерно, как и у нашего истребителя Су-35, который также относится к поколению 4++. И хоть у «Тайфуна» РЛС самая современная — с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), но при столкновении с F-22 ему придется нелегко.
А вот расправиться с F-35 «Тайфуну» не столь уж и сложно. На нем установлена уникальная РЛС с АФАР Captor-M, которая способна заглядывать в свою заднюю полусферу. Это достигнуто за счет того, что в горизонтальной плоскости ее сектор обзора равен 200 градусов, что на 80 градусов больше, чем у F-22 и F35. И дальность у нее практически такая же, как и у F-35. При этом, во-первых, следует учитывать, что F-35 более заметен для радара, чем F-22. Во-вторых, высокая маневренность «Тайфуна» имеет немалое значение и в бою на большой дистанции. На ближней же дистанции евроистребитель на голову выше.
Сравнивать шансы F-35 и Су-57 особого смысла не имеет. Для российского истребителя единственным соперником, выступающим в той же «весовой категории», является F-22. Разумеется, точных данных об ЭПР современных истребителей не существует. Рекламные сведения изрядно расходятся с реальными характеристиками, которые засекречены. Эксперты в области радиотехники приводят какие-то оценочные сведения об этом параметре, они приблизительные. Так вот, тут Су-57 занимает промежуточное положение между двумя «американцами».
Что же касается РЛС, то здесь обратная картина по отношению к F-22. На Су-57 установлена РЛС с АФАР Н036 «Белка» более совершенная, чем американская станция AN/APG-77. «Белка» пришла в военную авиацию на замену РЛС Н035 «Ирбис», превысив его возможности. Поскольку характеристики «Белки» засекречены, то для сравнения с американской РЛС воспользуемся характеристиками «Ирбиса». Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится.
К достоинствам Су-57, которыми не обладает F-22, также относится наличие оптико-локационной станции, работающей как в видимом, так и в инфракрасном спектрах. Помимо главной РЛС используются еще две боковые станции того же самого сантиметрового диапазона, а также две РЛС дециметрового диапазона, которые прекрасно различают любого невидимку на расстоянии в 2?3 сотни километров.
У них не столь высокая точность наведения ракет, однако в ракетах дальнего действия высокой точности и не требуется, поскольку на финише ракету ведет к цели головка самонаведения. Ну, а дальности у российских ракет «воздух-воздух», специально создаваемых корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» специально для Су-57, более чем достаточно. Ракета КС-172 имеет максимальную дальность стрельбы до 400 км. Это вдвое больше, чем у американской ракеты AIM-120D, улетающей на 180 км.
Все вышеперечисленное делает встречу с Су-57 крайне опасной для пилота F-22. Так что портал Contra Magazin абсолютно справедливо отдает российскому самолету пальму первенства. Что же касается «Тайфуна», то тут не все так однозначно. Евроистребитель в чем-то уступает «американцу», а в чем-то и превосходит его. Но, понятно, такой массированной рекламы у него нет. А вот F-35 проигрывает «Тайфуну» практически по всем статьям. Но США при помощи выкручивания рук навязывает их всем союзникам, в том числе немцам. И это порталу Contra Magazin, разумеется, крайне обидно.