Главком ВМФ заверил: работы над подлодкой 5-го поколения в России продолжаются. Но какой она будет, пока неизвестно.
Новостей со словом «продолжаются» не бывает. Новость – это свершившееся событие. А «продолжается» – это длящееся действие. То есть не событие никак.
Однако заявление главнокомандующего Военно-морского флота России Владимира Королёва событием стало. Хотя это именно он произнёс слово «продолжаются». Потому что нечасто на таком уровне подтверждается, что новое, пятое поколение отечественных подводных лодок – уже не дискуссия, а процесс.
Работы продолжаются, и это хорошо
«Продолжаются работы по созданию следующего, пятого поколения атомных подводных лодок», — заявил главком. И… сразу перешёл на подлодки 4-го поколения, которых сейчас, по его словам, строится целых 11 единиц!
Такая лапидарность, по словам источника «Царьграда» в военно-морской области, объясняется достаточно просто: даже если бы создание нового поколения субмарин не было бы окружено совершенно законной густой вуалью секретности, то рассказывать было бы особе и нечего. Потому что работы по обоим имеющимся проектам лодок 5-го поколения находятся на стадии проектирования, и что получится в конечном итоге, видно пока в довольно общих чертах.
Эти проекты – «Хаски», по атомной многоцелевой подлодке, и «Калина» по обычной. Известно про них немного, что про ту, что про другую.
Первое обязывающее заявление об их разработке прозвучало ещё в 2013 году от генерального директора ЦКБ «Рубин» Игоря Вильнита. Он и сообщил, что его конструкторское бюро приступило к работе над проектами как атомных, так и неатомных субмарин 5-го поколения как атомных, так и неатомных.
Потом долго стоял «белый шум» вокруг этих работ: должностные лица самого разного ранга говорили то одно, то другое – то шли научно-исследовательские работы «по определению облика» подлодки, то приступили к проектированию, то о появлении своих проектов у конкурента «Рубина» – конструкторского бюро «Малахит». Одно было понятно: высказывания эти, в общем, находились в одном «облаке» – что работы идут. То есть – «продолжаются».
Конкретику можно разглядеть в облаке
В этом расплывчатом информационном облаке постепенно сложились облачные же расплывчатые представления о двух основных направлениях работ по лодкам 5-го поколения.
Проект «Хаски» задуман под атомные подводные лодки двух вариантов – противолодочный с противолодочными же ракетами «Калибр» и противокорабельный с гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Речь шла о корабле в 12 тысяч тонн водоизмещением, двухкорпусном, мало шумном и мало видимом, с новейшими средствами связи и обнаружения.
Ходили также слухи, что такие подлодки 5-го поколения будут унифицированы под использование как крылатых, так и баллистических ракет.
Однако один из виднейших военно-морских экспертов России, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев лишь посмеялся в разговоре с Царьградом над подобными, по его словам, «фантазиями». «Баллистические ракеты для многоцелевой подлодки «Хаски» – это абсурд, — отметил он. – Что же до того, что её якобы планируют сделать модульной для двух вариантов — многоцелевого и стратегического, — то в советский период был такой опыт. Но потом от него отказались, признав неэффективным».
Что же касается второго проекта, «Калина», то тут источники в ВМФ называли прессе даже год, когда она уже будет заложена, — 2018, нынешний. Эта лодка должна будет оснащаться воздухонезависимой силовой установкой, то есть такой, которая не будет испытывать потребность во внешнем кислороде. По-научному говоря, анаэробная установка. Причём шумность её, как утверждается, будет сопоставим с природным фоном океана.
Кроме того, тоже обещается «принципиально новый комплекс» радиоэлектроники, навигации и управления вооружением. В итоге лодка будет сочетать серьёзную боевую мощь с большим запасом ходом и крайней малозаметностью. Этакая подводная кошка, которую не услышишь, услышишь – не поймаешь, а если поймаешь, то она вся покажется состоящей из когтей и зубов.
В общем, надо признать, что и известная широкой публике конкретика по подлодкам 5-го поколения конкретна не более рожиц, которые рисуют и тут же стирают шаловливые облака в небесах.
Трудно сказать, что будет, потому что трудно сказать, что нужно
Дело тут не только в секретности. Основная проблема в том, что никто не представляет себе точно характера будущей войны на море. Для, скажем, такой, какой она до сих всем виделась, нужны исполнители эволюционного характера. Хоть 5-го, хоть 6-го, хоть 10-го поколения – но это те же подводные чудовища, до предела уменьшающие свою слышимость и увеличивающие свой потенциал и возможности обнаружения противника. Может, они будут в конечном итоге издавать звуки планктона, хлюпающего в пластинах китового уса синего кита. А противника обнаруживать с помощью прикомандированных к экипажу экстрасенсов. Но они будут всё теми же старыми добрыми подводными кораблями, где наливают стакан красного вина для поднятия тонуса экипажа.
Но есть предположения о буквально наваливающемся революционном пути развития будущего подводного флота. Исходя из небеспочвенных, как многие признают, подозрений аналитиков, что сама подводная война будет совсем не такой, какой представлялась ранее. А именно: война будет сродни нынешней сухопутной, где друг за другом охотятся мелкие подразделения, которые, тем не менее, вполне монолитные задачи исполняют.
Ибо – сетецентричны: все отдельны друг от друга, но все – в одной управляемой информационной системе, где сам начальник генштаба может сидеть у солдата в ухе и смотреть на бой его глазами через камеру в каске, танк будет отыскивать противника при помощи беспилотника, а прицеливаться в него через спутник. Одновременно отплёвываясь от «умных» бомб зарядами активной защиты, а самолёт над ним будет глушить его волю к сопротивлению средствами РЭБ.
Отчего не может такой же сетецентрической войны развернуться и на море? Стая относительно мелких лодок, а то и лодок-роботов летают себе под водой стаями, как какая-нибудь селёдка, каждая выполняет часть своей задачи, а все вместе – нет, не селёдки. Пираньи.
И чем станут тогда подводные крейсера, как не обречёнными жертвами? Может быть, в этом – путь к 5-му поколению? Не киты, а акулы в идеале?
Михаил Ненашев по этому поводу склоняется, скорее, ко второму варианту. «По оценкам разных экспертов, с которыми я разговаривал, — рассказал он Царьграду, — уже через 10 – 15 лет можно ожидать разработок совершенно на других основах. Это будет связано с развитием беспилотников, киберпространства, робототехники. По этому пути создатели вооружений и военно-морской техники двигаются уже сегодня».
Другой собеседник «Царьграда», уже не раз доказывавший свою высочайшую компетентность, высказал не то что более пессимистичную, но более неопределённую оценку будущего. Или – определённую, как посмотреть.
«Сегодня никто точно ничего сказать не может относительно характера будущей войны и будущей военной техники, — заявил он. – Пока нет войны, предполагать можно что угодно. Но всё покажет война – и какой она будет, и что она потребует».