1 марта президент РФ Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральному Собранию. Никто не ждал, что 14-е по счету послание главы государства станет всемирной сенсацией. И поначалу выступление шло обычным ходом: полчаса президент рассказывал о планах по развитию инфраструктуры страны, созданию новых рабочих мест, развитию ипотеки и сети фельдшерских пунктов. Еще полчаса — про меры по налаживанию инвестиционного климата и поддержке малого и среднего бизнеса.
Гром грянул в начале второго часа, когда Путин перешел к оборонке. Бегло пересказав историю одностороннего выхода США из договора по ПРО, президент особо подчеркнул: Штаты проигнорировали все предложения Кремля по сотрудничеству. И потом уверенно взяли курс на девальвирование российского ядерного потенциала.
«С нами никто не хотел разговаривать», — отметил Путин. В глазах западных партнеров, пояснил он, Россия выглядела значительно слабее СССР. Ее экономика не могла существовать без кредитов МВФ, на Кавказе шла гражданская война, а 46% вооружений СССР оказались на территориях бывших союзных республик. В такой обстановке, отметил Путин, американцы не приняли всерьез заявлений Кремля, что РФ в ответ вынуждена будет совершенствовать свои стратегические вооружения.
А дальше Путин подошел к главному. К тому, ради чего, — как стало ясным только теперь, — послание и задумывалось. Глава государства подробно рассказал о принципиально новых стратегических вооружениях, которые имеются только у России, и которые неуязвимы для любых оборонительных систем США. В том числе- для пресловутой ПРО.
Вот как выглядит список нашего нового супероружия:
— крылатая ракета Х-101 со сверхмалой ядерной силовой установкой, имеющая неограниченную дальность полета;
— подводный необитаемый глубоководный аппарат, также со сверхмалой ядерной установкой и неограниченной дальностью, способный двигаться в несколько раз быстрее подводных лодок и надводных кораблей — неуязвимый «убийца авианосцев»;
— маневрирующий гиперзвуковой блок авиационного базирования «Кинжал», стартующий с истребителя;
— гиперзвуковой блок «Авангард», способный двигаться в плотных слоях атмосферы, раскаляясь до 1600?2000 градусов, маневрируя и огибая районы ПРО;
— боевые лазеры, в 2017 году уже начавшие поступать в войска.
«С нами никто не хотел разговаривать. Нас никто не слушал. Послушайте сейчас», — заключил Путин. Присутствующие в Манеже депутаты и сенаторы, мэры и губернаторы, члены кабмина в полном составе и представители общественности, — дружно встали при этих словах и зааплодировали.
Послание президента РФ действительно оказалось знаковым — для Запада. Одним только своим выступлением Путин разрушил ряд военных программ США. Вслед за программой ПРО, ставшей в один миг бессмысленной, бессмысленными оказались и планы Пентагона по понижению порога применения ядерного оружия.
Как подчеркнул Путин, Россия никому не угрожает, но будет рассматривать применение противником даже ядерного заряда малой мощности как полноценное ядерное нападение. Стало быть, в любом подобном случае ответ последует от РВСН. Глава государства не стал развивать мысль, но логика прозрачная: в этом случае в ответ будут пущены все инновационные стратегические вооружения, которые гарантированно не оставят от Америка камня на камне.
Путин не только смешал карты американским стратегам, но и мгновенно проделал необъятную дыру в военной экономике США: он в считанные минуты обессмыслил разработки, на которые затрачены миллиарды долларов.
Что меняет послание Владимира Путина с точки зрения геополитики, чем Соединенные Штаты ответят России?
— Президент Путин объявил о создании принципиально новых классов вооружений — как стратегических, так и оперативно-тактических, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Крылатая ракета с ядерной энергетической установкой неограниченной дальности полета; подводный глубоководный беспилотный мини-аппарат с ядерной установкой, который двигается со скоростями, которые никем не достигались под водой; гиперзвуковой маневрирующий блок, который можно использовать как для МБР, так и для оперативно-тактических ракет. Все это — новые классы вооружений, которые ранее вообще не существовали.
Это, я считаю, в корне меняет стратегическую обстановку и стратегический баланс между Россией и США. В частности, полностью обнуляет вложения США и их союзников по НАТО в системы ПРО. Мало того, в случае масштабного конфликта новые вооружения полностью обнуляют еще и возможности авианосных ударных групп США, в которые американцы также вложили гигантские средства.
Все это происходит, замечу, на фоне попыток США доминировать в военной области — попыток выстроить глобальную ПРО и реализовать концепцию мгновенного глобального удара. Что после этого остается от американской концепции третьего технологического сдвига, в ходе которого США якобы достигнут превосходства над Россией в области военных технологий, — вопрос отныне риторический.
Думаю, в Вашингтоне после выступления Путина испытают жестокое разочарование.
С другой стороны, надо ведь как-то опускать американцев на землю из виртуальной реальности гибридных войн с Россией. Чтобы они могли протереть глазки, и осознать свое место.
«СП»: — Каких действий можно теперь ожидать со стороны США?
— Я не работаю ни президентом США Дональдом Трампом, ни сумасшедшими конгрессменами, которые живут в виртуальной реальности вмешательства России в выборы. Поэтому мне трудно понять их образ мыслей и психологию.
Скажу так: на сегодня мер противодействия — в области военной техники — новейшим системам и классам вооружений, представленных Путиным, не имеется ни у кого.
«СП»: — Сколько времени потребуется американцам, чтобы преодолеть отставание в вооружениях?
— В военном бюджете США на 2019 год подобных вооружений нет. А американцы, замечу, достаточно открыты в области планирования и финансирования.
Это означает, им на ответ потребуется минимум пять лет при самом оптимистичном раскладе. Плюс гигантские финансовые вложения, чтобы выйти хотя бы на опытные образцы таких вооружений.
— Послание Путина стало месседжем нашим западным партнерам, которые уповают на ПРО, и считают себя неуязвимыми, — отмечает военный эксперт Виктор Литовкин. — Президент РФ показал, и прежде всего американцам, что их претензии на глобальное господство на планете, по меньшей менее, несостоятельны.
Выскажу предположение, что сверхмалый ядерный двигатель, о котором рассказывал Путин, является одновременно и ядерной боеголовкой. Если так, одна и та же боеголовка может использоваться как в крылатых ракетах Х-101, так и в боевых блоках «Сармата».
Именно поэтому, я считаю, «Сармат» — точнее, его боеголовки (их более 10) — получили возможность достигать территории Америки как через Северный, так и через Южный полюс.
«СП»: — Какая реакция последует со стороны Вашингтона?
— Американцы безусловно снова обвинят нас в растущей агрессивности. Хотя Путин и просто напомнил положения нашей ядерной доктрины. Ее суть: мы не собираемся применять ядерное оружие первыми. Мы его можем пустить в дело только в двух случаях. Первый — если на нас нападет государство или коалиция государств, обладающих ядерным оружием. Второй — его напавшее государство или коалиция, пусть без ядерного оружия, поставит под сомнение существование России как государства.
А вот США в своем новейшем «Обзоре ядерной стратегии» записали, что могут применять ядерное оружие просто «в интересах Америки». Другими словами, американцы развязали себе руки, и попытались легитимировать применение ядерного оружие в тактических целях.
После послания Путина, надо думать, эти планы придется пересмотреть.