Геополитика сопряжена с экономикой. Без второй составляющей невозможно стать независимым игроком и защищать национальный суверенитет. Сегодня протекционизм, защита своего рынка сбыта и производителей становятся ключевыми в глобальной игре. Вашингтон, Брюссель, Москва и Пекин фактически вступили в новую торгово-экономическую войну
Так, американский Президент Дональд Трамп намерен в ближайшие дни подписать указ о введении специальных тарифов на ввоз в США стали (пошлина может составить 25%) и алюминия (10%) для защиты собственного рынка и американских металлургических корпораций. Это, пожалуй, самый жесткий вариант протекционистских ограничений из тех, что предложило главе Белого дома Министерство торговли США. Ранее Дональд Трамп неоднократно заявлял, что намерен возродить сталелитейную и алюминиевую промышленность в стране. По его мнению, американские металлурги в течение десятилетий сталкивались с демпингом со стороны других стран, в особенности КНР и Канады.
Решение нынешней администрации США нанесет серьезный урон торговым партнерам Америки, но приведет к тому, что металлургические предприятия в самих Соединенных Штатах получат второе дыхание. Да, это нарушает нормы «свободной международной торговли», но кто же будет критиковать главу Белого дома в собственной стране, если он печется о поддержке национального производителя? Уже сейчас можно предположить, что Пекин и Оттава попытаются нанести ответный удар. Но уязвимость США минимальная, потому что именно эта страна является основным потребителем стали и алюминия, а значит, потеря американского рынка для китайских и канадских металлургов смерти подобна. Заместить этот рынок сбыта практически невозможно.
Решение администрации президента Трампа уже ошарашило Пекин и Брюссель, где его сочли «вопиющим вмешательством» для… защиты американской металлургической промышленности. Согласитесь, довод для Вашингтона весьма хлипкий. Прикрываясь защитой «свободного рынка и свободной торговли», правительство США работает исключительно в своих интересах и плевать хотело на возгласы о беспрецедентном вмешательстве и протекционизме.
Глава Европейской комиссии Ж-К.Юнкер заявил, что Евросоюз примет соразмерные решения, но по факту, это «крик вопиющего в пустыне». Так же, как и словесные попытки Китая (например, ввод запрета на ввоз соевых бобов) напугать США. Слова, слова, слова… Но самый большой рынок сбыта помахал им ручкой.
Решение администрации Трампа наносит удар и по нашим металлургам. Доля российского алюминия в структуре импорта США составляет, как минимум, 6%, а доля нашей стали — 9% (за 9 месяцев минувшего года, новых данных пока нет, за океан было постановлено 2,4 млн тонн). «Под нож» попадает трубная продукция таких наших металлургических гигантов, как НЛМК, ТМК и «Евраз». В российском Минпромторге уже заявили, что попытаются помочь отечественным металлургам и переориентировать сбыт на другие рынки, но все эксперты сходятся во мнении, что сделать это на практике будет очень сложно. Удивляет наивность наших чиновников, которые намерены оспорить решение Вашингтона о введении спецтарифов на ввоз в США стали и алюминия в суде ВТО. Они искренне верят, что «ширма» для т.н. «свободной торговли» сможет встать на нашу сторону, сторону российских металлургов? Этого не будет, потому что изначально ВТО создавалась, как организация, которая преследует односторонние интересы «старых учредителей», среди которых пальма первенства принадлежит исключительно Соединенным Штатам.
Что может реально помочь отечественным металлургам? Ответ будет неожиданным – цена на сталь в США. Даже после введения спецпошлин, она остается выгодной для наших предприятий. Так, цена на стальной лист на американском рынке достигает $850 за тонну, а наша экспортная цена составляет $600 за тонну. Для российских металлургических гигантов экспорт в США остается высоко маржинальным бизнесом. Что касается алюминия, то напрямую отгрузка не осуществляется, вся продукция продается через биржевые площадки.
Какой можно сделать вывод из нового решения американской администрации? Во-первых, Трамп поступательно идет в обозначенном им еще во время предвыборной компании фарватере – защита и поддержка производства непосредственно в своей стране. Во-вторых, Вашингтону плевать на «свободный рынок и торговлю», когда речь заходит об интересах национальной экономики. В-третьих, и это самое главное для нас, Россия должна отказаться от порочной веры в рыночный фундаментализм, от веры во «всемогущую руку рынка», которая все проблемы решит без вмешательства государства. Государство – серьезный игрок, который своими действиями либо ослабевает, либо укрепляет производство в собственной стране. Если этого не понять и не осознать, судьба наших промышленных предприятий незавидная.
Поощрение собственного производства, увеличение объемов национального рынка, протекционизм, стратегическое планирование развития, стимулирование благосостояния граждан и экспорта продукции – фундаментальная основа для устойчивого поступательного развития России. Тем более, мы с вами имеем яркий успешный пример, где выше изложенная парадигма уже была воплощена – российский ОПК. Продукция, продемонстрированная накануне во время ежегодного послания президента страны — яркое тому подтверждение.
Америка защищает свой рынок сбыта и наращивает собственное производство. Убежден, что пришло время, когда подобные решения должны быть приняты и в России. Наращивание промышленного потенциала – новые производственные мощности, новые рабочие места, рост доходов и фискальной базы. Всё очевидно, осталось одно — послать финансовых спекулянтов куда подальше и поддержать тех, кто производит и создает.