Броневики против демонстрантов - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Броневики против демонстрантов - «Военные действия» 17:01 Понедельник 0 435
30-04-2018, 17:01

Броневики против демонстрантов - «Военные действия»


Появившаяся в годы Первой мировой войны бронетехника сразу же стала развиваться по многим направлениям конструкторской мысли. Рухнула плотина общественного недоверия, военные (о которых не зря сложена присказка «как надену портупею, все тупею и тупею»!) наконец-то поняли ленинскую мысль, высказанную им еще в статье «Падение Порт-Артура», что в ХХ веке «Никакая выносливость, никакая физическая сила, никакая стадность и сплоченность массовой борьбы не могут дать перевеса в эпоху скорострельных малокалиберных ружей, машинных пушек, сложных технических устройств на судах…». Поэтому созданию новых средств вооруженной борьбы открыли широкую улицу. Правда, не так, чтобы уж и надолго, поскольку очень скоро «танцующие 20-ые» сменились годами кризиса и депрессии. И тем не менее, даже тогда создавались и новые танки – от самых маленьких и до самых больших, предлагались проекты один удивительнее другого. А многое ведь и воплощалось в металле…


«Фиат-Торино» - один из первых чешский бронеавтомобилей. Казалось бы, чем не машина для полиции? Но… зачем такому БА сразу два пулемета? И где водомет и емкость для воды?

Однако война способствовала не только бурному развитию военной техники — аэропланов, танков и броневиков, но и пробудила к активным действиям значительные группы населения. Уже первое послевоенное десятилетие во многих странах мира ознаменовалось классовыми битвами между властями и радикально настроенными слоями общества.

Еще одна оригинальная разработки чешских инженеров межвоенного периода: средний бронеавтомобиль «Шкода» PA-II «Зельва». Но оригинальный дизайн это одно – а вот реальные боевые возможности – это совсем другое.

Машины эти, что называется, «не пошли», хотя и дожили до немецкой оккупации Чехословакии и даже применялись вермахтом в качестве… полицейских машин.



Например, в то время, как буржуазные классы в той же Англии действительно «танцевали», уже в 1925 году на улицы британских городов вышли шахтеры. Ситуация повторилась и год спустя! И тут слово «битва» в кавычки можно и не брать, потому что на улицах тех же английских городов разгорелись нешуточные баталии. При подавлении выступлений шахтеров для наведения порядка использовали солдат.


Армейский грузовик с солдатами, которые были переведены на военное положение во время забастовки шахтеров 1926 года.

Окна омнибусов пришлось «бронировать» досками, а место водителя и помощника защищать сетками для защиты от камней. Улицы городов патрулировались броневиками. В ряд европейских стран для подавления восстаний пришлось применять огнестрельное оружие и бронетехнику. При этом силы правопорядка активно использовали бронемашины различных типов, оставшиеся с мировой войны. И вот тут-то и выяснилось, что грозные в бою, эти броневые машины малопригодны для того, чтобы разгонять демонстрантов и усмирять разбушевавшиеся толпы горожан.


«Бронированный омнибус» на улице Лондона.

Пришлось импровизировать: штатное вооружение — пулеметы с водяным охлаждением — заменять на более легкие (да и те-то особо были не нужны, расстреливать же из пулеметов собственных граждан?!), дополнительно ставить на бронеавтомобили громкоговорители и устройства для пуска слезоточивого газа. Словом, военную технику пришлось специально конверсировать. Однако, результаты работ, как правило, не удовлетворяли заказчиков. Им не нравилось, что машины дорого стоят, а их эффективность при этом совсем невелика!



Английские бронеавтомобили «Остин», поставлявшиеся, кстати, в Россию в годы Первой мировой войны, на патрулировании улиц английских городов, охваченных беспорядками.

Поэтому уже к концу 20-х гг. в разных странах Европы инженеры обратились к созданию специальных полицейских бронеавтомобилей, которые бы отличались от армейской техники большей простотой, и, следовательно, — были бы более дешевыми, на которых использовалось бы шасси обычных коммерческих грузовиков, но которые в то же время были бы более эффективны именно против толп «бунтовщиков». Понятно, что противопульная броня им точно также не требовалась, а стрелковое вооружение могло быть лишь чисто символическим (обычно одного легкого пулемета было вполне достаточно!). Зато они снабжались емкостями и устройствами для пуска слезоточивого газа и водометами, которым также нужен был изрядный запас воды. Первой такие БА уже в 1928 году для полиции на шасси коммерческих грузовиков 4x2 стала выпускать, к примеру, французская фирма «Рено».

Ну а в центральной Европе положение было еще хуже, чем в Англии и Франции. Эти-то страны хотя бы победили в войне и жили за счет репараций и колоний. А здесь ситуацию дополнительно осложняло то, что созданные на обломках сразу двух империй новые молодые государства были многонациональными и в них то и дело происходили столкновения различной тяжести на межэтнической и многоконфессиональной почве. Правительствам Югославии, Румынии, Венгрии и других стран приходилось иметь дело и с сепаратистами из разных национальных меньшинств, требовавших пересмотреть государственные границы, и с левыми, и с религиозными фанатиками.



«Прага» TNSPE-34 (обр. 1934 г.)

В это время Чехословакия была одним из самых крупных поставщиков вооружений самого разного предназначения в страны этого региона. Республика имела высокоразвитую, по отношению к другим странам Центральной Европы, промышленность, богатые традиции производства боевой техники и… хорошее финансирование. В начале 30-х гг. концерн «Чехоморавска Колбен-Денек», в состав которого входил также и автомобильный завод «Прага», решил в инициативном порядке разработать специальный полицейский бронеавтомобиль тяжелого класса, вооруженный водометом и устройством для пуска слезоточивого газа. Чехи, скорее всего, были осведомлены о полицейском броневике «Рено», но захотели сделать лучше. Как и машина французских инженеров, их разработка — модель «Прага» TNSPE — была построена на шасси от тяжелого грузовика. Выбор конструкторов пал на двухосный семитонный «Прага» TN с 6-цилиндровым бензиновым двигателем, имевшем водяное охлаждение (7 л, 85 л.с., 1600 об/мин). Другой особенностью грузовика было его низкорамное шасси с лонжеронами, загнутыми вверх над мостами. Для выполнения своих полицейских функций на бронемашину поставили цистерну для воды объемом 5000 л, что, кстати, придало ей большую устойчивость на ходу за счет пониженного центра тяжести и большого веса.


«Прага» TNSPE-34. Хорошо видно устройство независимого наведения пулемета и брандспойта.

На шасси грузовика впереди и сзади максимально укоротили раму, обрезав непосредственно у места крепления кронштейнов рессор. На ней был смонтирован кузов, склепанный на каркасе с уголками. При этом от брони конструкторы все же не отказались, но только теперь толщина бронелиста составляла всего лишь 4 мм на башне и 8 мм на корпусе. В башне с круговым вращением размещался легкий пулемет ZB 30 калибра 7,92 мм (боекомплект — 1000 патронов) и водомет. Оба ствола монтировались в индивидуальных шаровых опорах, что давало возможность поднимать и опускать стволы на 20 град, и отклонять их на 10 град в обе стороны без поворота самой башни. Отсек экипажа и управления размещался сразу за моторным. Место водителя находилось справа. Командир и водитель сидели в кабине, а стрелок — в башне. За отсеком управления на раме был смонтирован водяной насос, имевший привод от двигателя. Насос имел производительность 2000 л/мин и обеспечивал избыточное давление до 30 атмосфер. Этого было вполне достаточно, чтобы водяной струей свалить на землю взрослого человека в 10 м от БА. Остальную часть бронекузова занимал водяной бак сложной формы и место для шести баллонов, в которых содержались 100 м3 сжатого слезоточивого газа. Кроме этого, экипаж машины располагал сотней ручных газовых гранат, которые хранились в его кабине в четырех специальных контейнерах. Как видите, бронеавтомобиль «Прага» TNSPE был очень даже неплохо подготовлен к подавлению уличных беспорядков.



Схема устройства БА «Прага»

Машина, развивавшая скорость до 45 км/ч, могла двигаться со скоростью 9 км/ч на самой низкой передаче 4-ступенчатой коробки передач. Специальные шины не боялись проколов и пулевых пробоин, но сзади, за большим круглым люком, «на всякий случай» было спрятано еще и запасное колесо.



Вид сзади на запасное колесо, скрытое за бронированным люком, и скошенный задний броневой лист корпуса.

Чехословакия предложила свой бронеавтомобиль «Прага» TNSPE полицейским ведомствам всех стран — своих традиционных партнеров, включая и Турцию. Однако заказ, и тот всего только на три машины (в варианте 1934 г.), сделала только лишь одна Румыния. Опробовав эти машины в деле, румыны пожелали приобрести еще четыре экземпляра в улучшенном варианте, что и было вскоре исполнено.

На заводе «Прага» под этот заказ сделали новую модификацию бронеавтомобиля TNSPE-37 (обр. 1937 г.). Поставили на раму более мощный 105-сильный мотор. Чтобы улучшить обзор сзади крыши отсека для водяного бака выполнили скошенной вниз, а для компенсации объема — значительно его расширили. В левом борту поставили вытяжной вентилятор с круглым коллектором. Смонтировали также новые передние крылья, сделанные уже из броневой стали.

Боевой вес машины составлял 12000 кг. Основные размеры модифицированного образца не изменились: длина — 7985 мм, ширина корпуса — 2200 мм, высота без башни — 2650 мм, база — 5200 мм, колея — 1650/1660 мм.



БА румынского заказа мод.1937 г.

Автомобили «Прага» TNSPE, базировавшиеся в промышленных центрах Румынии, эксплуатировались в этой стране почти до конца 40-х гг. Для своего времени это были лучшие в Европе бронемашины для полиции.
Автор: В.Шпаковский

Появившаяся в годы Первой мировой войны бронетехника сразу же стала развиваться по многим направлениям конструкторской мысли. Рухнула плотина общественного недоверия, военные (о которых не зря сложена присказка «как надену портупею, все тупею и тупею»!) наконец-то поняли ленинскую мысль, высказанную им еще в статье «Падение Порт-Артура», что в ХХ веке «Никакая выносливость, никакая физическая сила, никакая стадность и сплоченность массовой борьбы не могут дать перевеса в эпоху скорострельных малокалиберных ружей, машинных пушек, сложных технических устройств на судах…». Поэтому созданию новых средств вооруженной борьбы открыли широкую улицу. Правда, не так, чтобы уж и надолго, поскольку очень скоро «танцующие 20-ые» сменились годами кризиса и депрессии. И тем не менее, даже тогда создавались и новые танки – от самых маленьких и до самых больших, предлагались проекты один удивительнее другого. А многое ведь и воплощалось в металле… «Фиат-Торино» - один из первых чешский бронеавтомобилей. Казалось бы, чем не машина для полиции? Но… зачем такому БА сразу два пулемета? И где водомет и емкость для воды? Однако война способствовала не только бурному развитию военной техники — аэропланов, танков и броневиков, но и пробудила к активным действиям значительные группы населения. Уже первое послевоенное десятилетие во многих странах мира ознаменовалось классовыми битвами между властями и радикально настроенными слоями общества. Еще одна оригинальная разработки чешских инженеров межвоенного периода: средний бронеавтомобиль «Шкода» PA-II «Зельва». Но оригинальный дизайн это одно – а вот реальные боевые возможности – это совсем другое. Машины эти, что называется, «не пошли», хотя и дожили до немецкой оккупации Чехословакии и даже применялись вермахтом в качестве… полицейских машин. Например, в то время, как буржуазные классы в той же Англии действительно «танцевали», уже в 1925 году на улицы британских городов вышли шахтеры. Ситуация повторилась и год спустя! И тут слово «битва» в кавычки можно и не брать, потому что на улицах тех же английских городов разгорелись нешуточные баталии. При подавлении выступлений шахтеров для наведения порядка использовали солдат. Армейский грузовик с солдатами, которые были переведены на военное положение во время забастовки шахтеров 1926 года. Окна омнибусов пришлось «бронировать» досками, а место водителя и помощника защищать сетками для защиты от камней. Улицы городов патрулировались броневиками. В ряд европейских стран для подавления восстаний пришлось применять огнестрельное оружие и бронетехнику. При этом силы правопорядка активно использовали бронемашины различных типов, оставшиеся с мировой войны. И вот тут-то и выяснилось, что грозные в бою, эти броневые машины малопригодны для того, чтобы разгонять демонстрантов и усмирять разбушевавшиеся толпы горожан. «Бронированный омнибус» на улице Лондона. Пришлось импровизировать: штатное вооружение — пулеметы с водяным охлаждением — заменять на более легкие (да и те-то особо были не нужны, расстреливать же из пулеметов собственных граждан?!), дополнительно ставить на бронеавтомобили громкоговорители и устройства для пуска слезоточивого газа. Словом, военную технику пришлось специально конверсировать. Однако, результаты работ, как правило, не удовлетворяли заказчиков. Им не нравилось, что машины дорого стоят, а их эффективность при этом совсем невелика! Английские бронеавтомобили «Остин», поставлявшиеся, кстати, в Россию в годы Первой мировой войны, на патрулировании улиц английских городов, охваченных беспорядками. Поэтому уже к концу 20-х гг. в разных странах Европы инженеры обратились к созданию специальных полицейских бронеавтомобилей, которые бы отличались от армейской техники большей простотой, и, следовательно, — были бы более дешевыми, на которых использовалось бы шасси обычных коммерческих грузовиков, но которые в то же время были бы более эффективны именно против толп «бунтовщиков». Понятно, что противопульная броня им точно также не требовалась, а стрелковое вооружение могло быть лишь чисто символическим (обычно одного легкого пулемета было вполне достаточно!). Зато они снабжались емкостями и устройствами для пуска слезоточивого газа и водометами, которым также нужен был изрядный запас воды. Первой такие БА уже в 1928 году для полиции на шасси коммерческих грузовиков 4x2 стала выпускать, к примеру, французская фирма «Рено». Ну а в центральной Европе положение было еще хуже, чем в Англии и Франции. Эти-то страны хотя бы победили в войне и жили за счет репараций и колоний. А здесь ситуацию дополнительно осложняло то, что созданные на обломках сразу двух империй новые молодые государства были многонациональными и в них то и дело происходили столкновения различной тяжести на межэтнической и многоконфессиональной почве. Правительствам Югославии, Румынии, Венгрии и других стран приходилось иметь дело и с сепаратистами из разных национальных меньшинств, требовавших пересмотреть государственные границы, и с левыми, и с религиозными фанатиками. «Прага» TNSPE-34 (обр. 1934 г.) В это время Чехословакия была одним из самых крупных поставщиков вооружений самого разного предназначения в страны этого региона. Республика имела высокоразвитую, по отношению к другим странам Центральной Европы, промышленность, богатые традиции производства боевой техники и… хорошее финансирование. В начале 30-х гг. концерн «Чехоморавска Колбен-Денек», в состав которого входил также и автомобильный завод «Прага», решил в инициативном порядке разработать специальный полицейский бронеавтомобиль тяжелого класса, вооруженный водометом и устройством для пуска слезоточивого газа. Чехи, скорее всего, были осведомлены о полицейском броневике «Рено», но захотели сделать лучше. Как и машина французских инженеров, их разработка — модель «Прага» TNSPE — была построена на шасси от тяжелого грузовика. Выбор конструкторов пал на двухосный семитонный «Прага» TN с 6-цилиндровым бензиновым двигателем, имевшем водяное охлаждение (7 л, 85 л.с., 1600 об/мин). Другой особенностью грузовика было его низкорамное шасси с лонжеронами, загнутыми вверх над мостами. Для выполнения своих полицейских функций на бронемашину поставили цистерну для воды объемом 5000 л, что, кстати, придало ей большую устойчивость на ходу за счет пониженного центра тяжести и большого веса. «Прага» TNSPE-34. Хорошо видно устройство независимого наведения пулемета и брандспойта. На шасси грузовика впереди и сзади максимально укоротили раму, обрезав непосредственно у места крепления кронштейнов рессор. На ней был смонтирован кузов, склепанный на каркасе с уголками. При этом от брони конструкторы все же не отказались, но только теперь толщина бронелиста составляла всего лишь 4 мм на башне и 8 мм на корпусе. В башне с круговым вращением размещался легкий пулемет ZB 30 калибра 7,92 мм (боекомплект — 1000 патронов) и водомет. Оба ствола монтировались в индивидуальных шаровых опорах, что давало возможность поднимать и опускать стволы на 20 град, и отклонять их на 10 град в обе стороны без поворота самой башни. Отсек экипажа и управления размещался сразу за моторным. Место водителя находилось справа. Командир и водитель сидели в кабине, а стрелок — в башне. За отсеком управления на раме был смонтирован водяной насос, имевший привод от двигателя. Насос имел производительность 2000 л/мин и обеспечивал избыточное давление до 30 атмосфер. Этого было вполне достаточно, чтобы водяной струей свалить на землю взрослого человека в 10 м от БА. Остальную часть бронекузова занимал водяной бак сложной формы и место для шести баллонов, в которых содержались 100 м3 сжатого слезоточивого газа. Кроме этого, экипаж машины располагал сотней ручных газовых гранат, которые хранились в его кабине в четырех специальных контейнерах. Как видите, бронеавтомобиль «Прага» TNSPE был очень даже неплохо подготовлен к подавлению уличных беспорядков. Схема устройства БА «Прага» Машина, развивавшая скорость до 45 км/ч, могла двигаться со скоростью 9 км/ч на самой низкой передаче 4-ступенчатой коробки передач. Специальные шины не боялись проколов и пулевых пробоин, но сзади, за большим круглым люком, «на всякий случай» было спрятано еще и запасное колесо. Вид сзади на запасное колесо, скрытое за бронированным люком, и скошенный задний броневой лист корпуса. Чехословакия предложила свой бронеавтомобиль «Прага» TNSPE полицейским ведомствам всех стран — своих традиционных партнеров, включая и Турцию. Однако заказ, и тот всего только на три машины (в варианте 1934 г.), сделала только лишь одна Румыния. Опробовав эти машины в деле, румыны пожелали приобрести еще четыре экземпляра в улучшенном варианте, что и было вскоре исполнено. На заводе «Прага» под этот заказ сделали новую модификацию бронеавтомобиля TNSPE-37 (обр. 1937 г.). Поставили на раму более мощный 105-сильный мотор. Чтобы улучшить обзор сзади крыши отсека для водяного бака выполнили скошенной вниз, а для компенсации объема — значительно его расширили. В левом борту поставили вытяжной вентилятор с круглым коллектором. Смонтировали также новые передние крылья, сделанные уже из броневой стали. Боевой вес машины составлял 12000 кг. Основные размеры модифицированного образца не изменились: длина — 7985 мм, ширина корпуса — 2200 мм, высота без башни — 2650 мм, база — 5200 мм, колея — 1650/1660 мм. БА румынского заказа мод.1937 г. Автомобили «Прага» TNSPE, базировавшиеся в промышленных центрах Румынии, эксплуатировались в этой стране почти до конца 40-х гг. Для своего времени это были лучшие в Европе бронемашины для полиции. Автор: В.Шпаковский

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl