На иранском геополитическом направлении тучи быстро сгущаются. Иранское руководство получило ряд тревожных внешних сигналов. Во-первых, американская администрация без предварительных условий вышло из так называемой ядерной сделки, теперь США не будут выполнять каких-либо обязательств, но предоставят это дело иранскому руководству. Если что-то пойдет не так, последуют новые санкции и не исключено — ракетные удары. Во-вторых, израильский премьер-министр на параде в Москве 9 мая оказался на трибуне как бы в центре, по правую руку был президент Российской Федерации, а по левую — старый-новый местный премьер-министр. Символично ли это или просто так решил протокол, однако внимательные зрители могли это заметить.
В-третьих, руководство Казахстана открыло для военных США свои порты на Каспии. В-четвертых, быстро сменилась власть в Армении. Некоторые уверены — таково решение наиболее влиятельных лиц из мировой армянской диаспоры. В-пятых, ВВС Израиля практически безнаказанно наносят удары по средствам ПВО Сирии и проиранским силам, действующим на стороне сирийского правительства.
Что дальше? Дальше остается привести к власти крайних радикалов в Иране и практически можно начинать широкомасштабные боевые действия в составе большой антииранской коалиции, которая в общих чертах оформлена. Никто, естественно, за Иран воевать не будет, будут торговать, накладывать уже никому не нужное вето в ООН, а воевать не будут.
Между тем, Иран является сырьевым полем для Китая и Турции и новым рынком (после отмены санкций) для Европы. Вот только в этом все и дело. Можно почти гарантировать, что на этом направлении Россия будет выступать лишь как младший партнер Европейского Союза.
Действительно, какое дело России до исторических разбирательств персов и израильтян? Однако, чем же в таком случае занимались с сентября 2015 года российские военные в Сирии? Вопрос сложный и окончательный ответ будет дан по результатам политического процесса в Сирии. Заметно, что к примирению сторон организаторы гражданской войны в Сирии совершенно не стремятся.
Российское руководство оказалось в довольно сложной ситуации, с одной стороны оно не может просто так взять и бросить все усилия (и человеческие жизни), затраченные в Сирии, а с другой стороны оно оказалось в качестве наблюдателя на ТВД, где США и Израиль собрались избивать Иран и Сирию. Полный демонтаж Ирана не интересен и османам, поскольку это резко усилит позиции Саудовской Аравии и Израиля в регионе.
Российская внешнеполитическая позиция будет дрейфовать между интересами Израиля, Турции и Евросоюза. Однако, по большому счету, никто ни о чем спрашивать не будет. Дело сделано, «ядерная сделка» закончена. Президент Трамп — не более чем политический катализатор по всем возможным направлениям.
Судя по тому, что правительство России принципиально не меняется при любых внешних раскладах, а новый руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин готовится войти в курс дела реальной российской экономики (не стартовала ли операция «Преемник» на нулевом цикле?), ожидаются времена далеко не легкие. Россия в очередной раз демонстрирует предел гибкости, однако это ровным счетом никак на повлияет на то, что после Ирана она следующая.
Китай слишком велик численно и слишком «заорганизован», а вот Россия, разделенная на части и противопоставленная Китаю — «это как раз то, что надо». Алексей Кудрин, если потребуется, вероятно вполне обеспечит.
И дело вовсе не в том, какой Иран, «хороший» или «плохой». Дело в том, что США и региональные партнеры готовятся ликвидировать очередное неугодное государство с населением 82 млн. человек и международное право на это не оказывает ровно никакого влияния.
Основной вопрос: как далеко готовы будут идти Турция и Китай в защите своих экономических интересов в Иране. Первая страна — государство НАТО, готовое покупать российские комплексы ПВО С-400, вторая страна — самый крупный американский торговый партнер, уже купивший аналогичные российские комплексы. Аналогичное вооружение поставляется и в Саудовскую Аравию. В Иран тоже со скрипом поставлена самая ранняя версия (речь об С-300). Война — войной, а торговля — торговлей. В этом плане все вокруг Ирана так и будет развиваться.
Иран будет использоваться как очередной военно-экономический стимулятор. И война тоже будет настоящей. Высокоточное оружие и неядерные средства сдерживания. Контингенты вооруженных фанатиков, противопоставленных друг другу.
ПОДЕЛИТЬСЯ