Как Ту-22М3 стал крылатым ужасом НАТО - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Как Ту-22М3 стал крылатым ужасом НАТО - «Новости Дня» 21:00 Суббота 0 389
16-06-2018, 21:00

Как Ту-22М3 стал крылатым ужасом НАТО - «Новости Дня»


Как Ту-22М3 стал крылатым ужасом НАТО - «Новости Дня»

«Бомбардировщик, который может потопить авианосец». Это – из названия статьи о российском самолете Ту-22М3. Статьи из американского издания National Interest, которое вряд ли можно заподозрить в излишней любви к нашему оружию.


«В годы холодной войны Backfire (такое кодовое обозначение получили наши самолеты в НАТО. – «НВО») и арсенал его ракет были настоящим проклятием для ВМС США», – указывается в статье и подчеркивается, что в том числе и для борьбы с армадой уникальных советских ракетоносцев-бомбардировщиков Пентагону пришлось создать не менее уникальный авиационный комплекс в составе истребителя F-14 и ракеты «Феникс» с дальностью пуска около 190 км. Однако ракета была снята с вооружения в 2004 году, а истребитель – в 2006-м. Защищать авианосцы от Ту-22М3 сегодня фактически некому. По крайней мере, по мнению зарубежных экспертов, у ВМС США нет возможности перехватить все «тушки» в случае нанесения ими группового удара.


Впрочем, потопить американский атомный многоцелевой авианосец и нанести мощные удары по боевикам в Сирии – это еще не все, на что способен этот уникальный самолет, созданный в ОКБ А.Н. Туполева. Более же подробно об истории создания, конструкции, эксплуатации, боевом применении и модернизации ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 можно прочитать в новой книге серии «Знаменитые летательные аппараты», вышедшей в издательстве «Полигон-пресс».


Уникальный труд


Подготовленная известными отечественными историками авиации Александром Затучным, Владимиром Ригмантом и Павлом Синеоким книга «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» получилась, вне всякого сомнения, уникальной. В полной мере соответствующей тому самолету, которому она посвящена. В данном труде максимально подробно рассказано о зарождении, создании, эксплуатации и совершенствовании как самолета Ту-22М3, так и созданного на его базе авиационного комплекса. Основанная на кропотливом сборе и исследовании уникальных документов, она представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей, увлекающихся историей отечественной боевой авиации.


Данная книга – уже четвертая в серии «Знаменитые летательные аппараты», подготовленная указанными авторами. В 2015 году вышел труд о пассажирском Ту-144, в 2016-м – о ракетоносце Ту-160, а в 2017-м – о семействе Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС. Все они выдержаны в едином стиле, отличительные особенности которого: эксклюзивный материал, уникальные фотографии и иллюстрации, подробные схемы и информационно емкие графики и таблицы, а также, что тоже немаловажно, прекрасное полиграфическое качество. По большому счету каждая из книг – это настоящий шедевр, каким и должен быть фундаментальный труд, посвященный упомянутым выше уникальным самолетам, каждый из которых – символ своей эпохи.


Следует отметить при этом, что рассматриваемый нами труд посвящен не только Ту-22М3, как может показаться из его названия, но весьма подробно излагает историю всего семейства Ту-22. Первая глава, в которой кратко, но емко описан весь путь, проделанный ОКБ А.Н. Туполева от Ту-22 к Ту-22М3, так и называется «От Ту-22 к Ту-22М3».


«Перед вами редкая книга об истории создания в Советском Союзе самого прорывного проекта тяжелого самолетостроения XX века, проекта, послужившего началом создания тяжелых сверхзвуковых военных и гражданских самолетов, – отмечает генерал-лейтенант Михаил Опарин, подготовивший это своеобразное предисловие. – И я благодарен судьбе за то, что вместе с моими товарищами стал не только свидетелем, но и активным участником этих событий».


Эксклюзив во всем


Первая же крупная глава – около 100 страниц – посвящена реализации концепции многорежимного ударного самолета. «Принятое на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ во второй половине 1960-х годов семейство сверхзвуковых дальних ударных самолетов Ту-22 не смогло ни количественно, ни качественно с учетом новых требований полноценно заменить семейство массового дальнего дозвукового самолета Ту-16 и тем самым решить на новом техническом уровне требуемые задачи, – указывают авторы. – Изучив особенности боевого применения самолетов Дальней авиации, состояние и перспективы развития систем бортового вооружения, радиоэлектронных комплексов навигации и управления самолетом и его системами, а также состояние и направления совершенствования техники ПВО, ОКБ совместно с ВВС принимают концепцию многорежимного самолета-носителя. Эта концепция нашла свою практическую реализацию в СССР во второй половине 1960-х и в 1970-е годы в ходе проектирования, постройки, доводок и освоения самолета Ту-22М».


Следующие главы – «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» (около 80 страниц), «Конструкция Ту-22М3» (более 200 (!) страниц) и «Эксплуатация Ту-22М2 и Ту-22М3» (70 страниц) – в каком-то специальном представлении не нуждаются. Из их названия и так ясно, о чем идет речь. Поэтому единственное, что можно здесь сказать, – это колоссально: и по объему подаваемой информации, и с художественной, иллюстративной точки зрения ее подачи.


Здесь полезные для себя сведения найдет каждый: и историк или любитель авиации, и специалист по истории боевого применения Дальней авиации, и даже авиамоделист. Настолько все здесь расписано подробно, четко и с большим количеством иллюстраций.


Причем в первой из трех упомянутых глав можно найти сведения о некоторых проектах и предлагавшихся модификациях на базе Ту-22М3, о которых многие, вероятно, и не слышали. Например, дальний перехватчик Ту-22ДП (ДП-1) для борьбы с ударными самолетами противника на больших удалениях от защищаемых объектов, а также уничтожения самолетов ДРЛО врага и даже целых соединений его транспортных самолетов. Или перспективный авиационно-ракетный космический комплекс «Скиф» для выведения с помощью специальной ракеты – космического разгонщика на низкую околоземную орбиту малогабаритных, массой до 300 кг, спутников.


А помните шум, поднявшийся в СМИ по поводу идеи сделать на базе «стратега» Ту-160 пассажирский вариант? В книге вы найдете аналог – проект созданного на базе Ту-22М3 сверхзвукового пассажирского (административного) самолета Ту-344. Представлены различные проработки его компоновок.


Отдельные главы посвящены Дмитрию Сергеевичу Маркову – главному конструктору самолета, Герою Социалистического Труда, ведущему, а затем главному конструктору ОКБ А.Н. Туполева по самолетам, начиная с Ту-2 и заканчивая Ту-22М3, а также Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова (сегодня – филиал ПАО «Туполев» в составе ОАК), где и строились эти машины.


Изюминкой книги является обилие воспоминаний участников создания, постройки и эксплуатации самолетов семейства Ту-22М.


«В этот самолет нельзя было не влюбиться – с первого взгляда, – вспоминает, к примеру, полковник запаса Александр Магащук, проходивший службу в 185-м гвардейском краснознаменном кировоградско-будапештском тяжелом бомбардировочном авиаполку и бывший старшим техником на лидерном Ту-22М3. – Он был не похож ни на один бомбардировщик. Несмотря на внушительные размеры, самолет выглядел очень изящно даже по сравнению со своим предшественником Ту-22М2. Все в нем поражало и удивляло».


Подарок филателистам


Несколько слов необходимо сказать и о приложениях. В первом – полный реестр самолетов семейства Ту-22М всех модификаций. Второе приложение – не совсем радостное: это как бы фоторепортаж о том, как в 2002–2006 годы министерства обороны Украины и США в рамках «Программы совместного сокращения угрозы» порезали шесть десятков самолетов Ту-22М2/М3. Оставили тогда всего четыре машины, передав их музеям. Третье приложение – традиционное для этой серии: Ту-22М3 на знаках почтовой оплаты. Вот, к примеру, почтовый блок Гвинеи-Бисау. Он полностью посвящен российской авиации, а самолеты марки «Ту» заняли в нем 2 из 5 позиций (Ту-22М3 и Ту-144). А на почтовом блоке Республики Джибути Ту-22М соседствует с американскими самолетом-шпионом «Черный дрозд» (SR-71) и бомбардировщиком XB-70 «Валькирия».


Кстати, в этом году в том же издательстве вышла отдельная книга-справочник «Самолеты АНТ и Ту на знаках почтовой оплаты», которая станет отличным подарком не только филателистам, но и любителям авиации. Это книгу, подготовленную Александром Затучным, отличает необычный и оригинальный подход к знакомству читателей с разработками ОКБ А.Н. Туполева. Объем материала можно оценить даже по тому факту, что в общей сложности 34 самолета, созданных ОКБ А.Н. Туполева, оказались на марках, конвертах и открытках 55 стран мира!


«Эта книга – замечательный материал для познания исторического хода развития тяжелой авиации как для молодых специалистов, так и для историков авиации. Она же является хорошим учебным пособием по авиационной технике для летного и инженерно-технического состава частей Дальней авиации, – подчеркивает генерал-лейтенант Михаил Опарин, заслуженный военный летчик России, командующий Дальней авиации РФ в 1997–2002 годы. – Ее авторам удалось собрать редкие документы из истории отечественного сверхзвукового тяжелого самолетостроения. Опираясь на уникальные первоисточники, они смогли скомпоновать и так подобрать материалы, что даже сегодня, по прошествии десятилетий, они вызывают в наших душах живые воспоминания о тех далеких и близких нашему поколению годах настоящего авиационного счастья служить великой авиационной державе – Российской Федерации и русскому народу».


Добавить к этому, пожалуй, и нечего. Разве что привести напоследок еще одну цифру, которая уже сама по себе говорит о многом: в книге насчитывается 1400 (!) иллюстраций – фотографий, рисунков, чертежей и пр. Многие из них – уникальны и не публиковались ранее.


«Бомбардировщик, который может потопить авианосец». Это – из названия статьи о российском самолете Ту-22М3. Статьи из американского издания National Interest, которое вряд ли можно заподозрить в излишней любви к нашему оружию. «В годы холодной войны Backfire (такое кодовое обозначение получили наши самолеты в НАТО. – «НВО») и арсенал его ракет были настоящим проклятием для ВМС США», – указывается в статье и подчеркивается, что в том числе и для борьбы с армадой уникальных советских ракетоносцев-бомбардировщиков Пентагону пришлось создать не менее уникальный авиационный комплекс в составе истребителя F-14 и ракеты «Феникс» с дальностью пуска около 190 км. Однако ракета была снята с вооружения в 2004 году, а истребитель – в 2006-м. Защищать авианосцы от Ту-22М3 сегодня фактически некому. По крайней мере, по мнению зарубежных экспертов, у ВМС США нет возможности перехватить все «тушки» в случае нанесения ими группового удара. Впрочем, потопить американский атомный многоцелевой авианосец и нанести мощные удары по боевикам в Сирии – это еще не все, на что способен этот уникальный самолет, созданный в ОКБ А.Н. Туполева. Более же подробно об истории создания, конструкции, эксплуатации, боевом применении и модернизации ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 можно прочитать в новой книге серии «Знаменитые летательные аппараты», вышедшей в издательстве «Полигон-пресс». Уникальный труд Подготовленная известными отечественными историками авиации Александром Затучным, Владимиром Ригмантом и Павлом Синеоким книга «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» получилась, вне всякого сомнения, уникальной. В полной мере соответствующей тому самолету, которому она посвящена. В данном труде максимально подробно рассказано о зарождении, создании, эксплуатации и совершенствовании как самолета Ту-22М3, так и созданного на его базе авиационного комплекса. Основанная на кропотливом сборе и исследовании уникальных документов, она представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей, увлекающихся историей отечественной боевой авиации. Данная книга – уже четвертая в серии «Знаменитые летательные аппараты», подготовленная указанными авторами. В 2015 году вышел труд о пассажирском Ту-144, в 2016-м – о ракетоносце Ту-160, а в 2017-м – о семействе Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС. Все они выдержаны в едином стиле, отличительные особенности которого: эксклюзивный материал, уникальные фотографии и иллюстрации, подробные схемы и информационно емкие графики и таблицы, а также, что тоже немаловажно, прекрасное полиграфическое качество. По большому счету каждая из книг – это настоящий шедевр, каким и должен быть фундаментальный труд, посвященный упомянутым выше уникальным самолетам, каждый из которых – символ своей эпохи. Следует отметить при этом, что рассматриваемый нами труд посвящен не только Ту-22М3, как может показаться из его названия, но весьма подробно излагает историю всего семейства Ту-22. Первая глава, в которой кратко, но емко описан весь путь, проделанный ОКБ А.Н. Туполева от Ту-22 к Ту-22М3, так и называется «От Ту-22 к Ту-22М3». «Перед вами редкая книга об истории создания в Советском Союзе самого прорывного проекта тяжелого самолетостроения XX века, проекта, послужившего началом создания тяжелых сверхзвуковых военных и гражданских самолетов, – отмечает генерал-лейтенант Михаил Опарин, подготовивший это своеобразное предисловие. – И я благодарен судьбе за то, что вместе с моими товарищами стал не только свидетелем, но и активным участником этих событий». Эксклюзив во всем Первая же крупная глава – около 100 страниц – посвящена реализации концепции многорежимного ударного самолета. «Принятое на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ во второй половине 1960-х годов семейство сверхзвуковых дальних ударных самолетов Ту-22 не смогло ни количественно, ни качественно с учетом новых требований полноценно заменить семейство массового дальнего дозвукового самолета Ту-16 и тем самым решить на новом техническом уровне требуемые задачи, – указывают авторы. – Изучив особенности боевого применения самолетов Дальней авиации, состояние и перспективы развития систем бортового вооружения, радиоэлектронных комплексов навигации и управления самолетом и его системами, а также состояние и направления совершенствования техники ПВО, ОКБ совместно с ВВС принимают концепцию многорежимного самолета-носителя. Эта концепция нашла свою практическую реализацию в СССР во второй половине 1960-х и в 1970-е годы в ходе проектирования, постройки, доводок и освоения самолета Ту-22М». Следующие главы – «Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3» (около 80 страниц), «Конструкция Ту-22М3» (более 200 (!) страниц) и «Эксплуатация Ту-22М2 и Ту-22М3» (70 страниц) – в каком-то специальном представлении не нуждаются. Из их названия и так ясно, о чем идет речь. Поэтому единственное, что можно здесь сказать, – это колоссально: и по объему подаваемой информации, и с художественной, иллюстративной точки зрения ее подачи. Здесь полезные для себя сведения найдет каждый: и историк или любитель авиации, и специалист по истории боевого применения Дальней авиации, и даже авиамоделист. Настолько все здесь расписано подробно, четко и с большим количеством иллюстраций. Причем в первой из трех упомянутых глав можно найти сведения о некоторых проектах и предлагавшихся модификациях на базе Ту-22М3, о которых многие, вероятно, и не слышали. Например, дальний перехватчик Ту-22ДП (ДП-1) для борьбы с ударными самолетами противника на больших удалениях от защищаемых объектов, а также уничтожения самолетов ДРЛО врага и даже целых соединений его транспортных самолетов. Или перспективный авиационно-ракетный космический комплекс «Скиф» для выведения с помощью специальной ракеты – космического разгонщика на низкую околоземную орбиту малогабаритных, массой до 300 кг, спутников. А помните шум, поднявшийся в СМИ по поводу идеи сделать на базе «стратега» Ту-160 пассажирский вариант? В книге вы найдете аналог – проект созданного на базе Ту-22М3 сверхзвукового пассажирского (административного) самолета Ту-344. Представлены различные проработки его компоновок. Отдельные главы посвящены Дмитрию Сергеевичу Маркову – главному конструктору самолета, Герою Социалистического Труда, ведущему, а затем главному конструктору ОКБ А.Н. Туполева по самолетам, начиная с Ту-2 и заканчивая Ту-22М3, а также Казанскому авиационному заводу им. С.П. Горбунова (сегодня – филиал ПАО «Туполев» в составе ОАК), где и строились эти машины. Изюминкой книги является обилие воспоминаний участников создания, постройки и эксплуатации самолетов семейства Ту-22М. «В этот самолет нельзя было не влюбиться – с первого взгляда, – вспоминает, к примеру, полковник запаса Александр Магащук, проходивший службу в 185-м гвардейском краснознаменном кировоградско-будапештском тяжелом бомбардировочном авиаполку и бывший старшим техником на лидерном Ту-22М3. – Он был не похож ни на один бомбардировщик. Несмотря на внушительные размеры, самолет выглядел очень изящно даже по сравнению со своим предшественником Ту-22М2. Все в нем поражало и удивляло». Подарок филателистам Несколько слов необходимо сказать и о приложениях. В первом – полный реестр самолетов семейства Ту-22М всех модификаций. Второе приложение – не совсем радостное: это как бы фоторепортаж о том, как в 2002–2006 годы министерства обороны Украины и США в рамках «Программы совместного сокращения угрозы» порезали шесть десятков самолетов Ту-22М2/М3. Оставили тогда всего четыре машины, передав их музеям. Третье приложение – традиционное для этой серии: Ту-22М3 на знаках почтовой оплаты. Вот, к примеру, почтовый блок Гвинеи-Бисау. Он полностью посвящен российской авиации, а самолеты марки «Ту» заняли в нем 2 из 5 позиций (Ту-22М3 и Ту-144). А на почтовом блоке Республики Джибути Ту-22М соседствует с американскими самолетом-шпионом «Черный дрозд» (SR-71) и бомбардировщиком XB-70 «Валькирия». Кстати, в этом году в том же издательстве вышла отдельная книга-справочник «Самолеты АНТ и Ту на знаках почтовой оплаты», которая станет отличным подарком не только филателистам, но и любителям авиации. Это книгу, подготовленную Александром Затучным, отличает необычный и оригинальный подход к знакомству читателей с разработками ОКБ А.Н. Туполева. Объем материала можно оценить даже по тому факту, что в общей сложности 34 самолета, созданных ОКБ А.Н. Туполева, оказались на марках, конвертах и открытках 55 стран мира! «Эта книга – замечательный материал для познания исторического хода развития тяжелой авиации как для молодых специалистов, так и для историков авиации. Она же является хорошим учебным пособием по авиационной технике для летного и инженерно-технического состава частей Дальней авиации, – подчеркивает генерал-лейтенант Михаил Опарин, заслуженный военный летчик России, командующий Дальней авиации РФ в 1997–2002 годы. – Ее авторам удалось собрать редкие документы из истории отечественного сверхзвукового тяжелого самолетостроения. Опираясь на уникальные первоисточники, они смогли скомпоновать и так подобрать материалы, что даже сегодня, по прошествии десятилетий, они вызывают в наших душах живые воспоминания о тех далеких и близких нашему поколению годах настоящего авиационного счастья служить великой авиационной державе – Российской Федерации и русскому народу». Добавить к этому, пожалуй, и нечего. Разве что привести напоследок еще одну цифру, которая уже сама по себе говорит о многом: в книге насчитывается 1400 (!) иллюстраций – фотографий, рисунков, чертежей и пр. Многие из них – уникальны и не публиковались ранее.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 954 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl