Сегодня мы с сирийцами зачищаем юго-запад, завтра – приступим к северо-западу, отправившись в Идлиб. Что это за провинция такая? Это – цитадель боевиков, их надёжный оплот под крылом Турции. Турецкий султан обещал не дать в обиду своих мальчиков, но и Сирия с союзниками долго терпеть оккупантов не намерена.
Впереди интересные времена нас ждут – впервые нам предстоит договариваться, либо воевать с боевиками, за которыми стоят иностранные войска. Так что же произойдёт в Идлибщине? Сирийская армия, Россия и Иран против Турции? Или Турции помогут союзники по НАТО? Быть может, всё-таки удастся договориться, и турки выведут свои войска? Давайте постараемся разобраться… Но для начала следует немного обратиться к истории, чтобы лучше понимать происходящее.
Вплоть до текущего года в Сирии существовали четыре зоны деэскалации. Первая – как раз та самая провинция Идлиб, а также частично соседние провинции Алеппо и Хама. Вторая – территории в провинции Хомс; третья – в районе Восточной Гуты в пригороде Дамаска; и четвёртая – на юго-западе Сирии. Почему мы пишем в прошедшем времени – существовали? Да-да, возможно, вы уже и сами догадались – потому что наши военнослужащие решили немного помочь сирийским коллегам, в результате чего весной мы полностью зачистили Восточную Гуту от тамошних боевиков.
Ну а буквально две недели назад, как вы знаете – приступили к зачистке юго-запада Сирии (сейчас идёт активная работа в провинции Даръа). Фактически трёхстороннее соглашение (Россия – США – Иордания) о деэскалации и прекращении огня на юго-западе де-факто прекратило своё существование. Конечно, западные партнёры не устают упрекать нас в том, что мы не умеем держать слово. Да и соседняя Иордания не в восторге от начала боевых действий, равно как Израиль боится иранского влияния у своих границ. Однако если за основу брать принцип, что Сирия – принадлежит сирийцам, и у законного правительства есть все основания вернуть под контроль утраченные территории, то открытие юго-западного фронта укладывается в логическую цепочку.
Только вот боевики в Идлибе уже понимают, что запахло жареным. Дескать, погодите, товарисЧи – это что получается, они там сейчас юго-запад зачислят, и следующие под ударом – окажемся мы? Их тревога вполне объяснима – практика показала, что долго сопротивляться сирийским войскам, особенно в союзничестве России и Ирана, незаконные вооружённые группировки попросту не способны. Чем провинция Идлиб отличается от остальных зон деэскалации? Именно тем, что за боевиками в Идлибе стоят войска иностранного государства – в данном случае Турции. Дело в том, что ранее мы зачищали территории, за которыми не было иностранной регулярной армии, а только вооружённая поддержка местных боевиков. Если мы справимся с юго-западным фронтом, то именно Идлиб выглядит одной из наиболее вероятных точек для нанесения следующего удара. Во-первых, сирийской армии очень хочется зачистить этот рассадник отморозков. Там, действительно, кого только нет: банды «Хайат Тахрир аш-Шам», «Джебхат Тахрир Сурия», «Суккур аш-Шам», «Джейш Ахрар» и «Джейш аль-Изза». Во-вторых, если нам впервые удастся освободить территорию, которая была закреплена за иностранным государством, то это будет мощным сигналом для американцев и французов, которые оккупировали северо-восточные территории.
Только вот добиться этого будет очень непросто. Во-первых, на северо-западе мы также связаны с турками соглашениями по зоне деэскалации. Три района контролируют Россия, Турция и Иран. Во-вторых, турки надёжно окопались – за неполный год они развернули 13 (хотя по соглашению допускалось не более 12-ти) наблюдательных пунктов по периметру сирийской оппозиции в провинциях Идлиб, Алеппо и Хама. И третья причина: сами турки планируют стоять насмерть, потому что не хотят развязывать войну у своих границ. Дескать, вы посмотрите, что вы натворили на юго-западе – почти 300 тысяч беженцев у границ Иордании. За две недели. Повторить такое же у турецких границ?! Не позволим! Отсюда резкая реакция турков на любые попытки Дамаска оттяпать немного территории. Напомним, в январе сирийские войска предприняли попытку отбить аэропорт «Абу Духур» на юге Идлиба. Несмотря на то, что турки не очень верят в перспективы прямого столкновения с Россией, разделительную стену протяжённостью 764 километра на границе с Сирией они, на всякий случай, уже построили.
Так что выдворить турков из Сирии можно будет только мирным путём, то есть по их собственному согласию. Вы верите в прямое столкновение? Мы – не очень. К тому же у нас Турцией есть свои экономические интересы. На подходе поставки в Турцию ракетных комплексов С-400. А учитывая, что у США истерика по этому поводу и угрозы заблокировать продажи истребителей F-35, то мы ещё и поставки туркам наших Су-57 оформим. Почему бы и нет?! Убедить Турцию вывести войска из Сирии будет непросто, но реально, предоставив им железные гарантии. Например, что у турецких границ всё будет спокойно, никаких войн и беженцев. А ещё заверив турков, что за курдами мы тоже присмотрим (хотя это не совсем наша вотчина). Только вот Эрдоган предпочитает не верить ничьим обещаниям, но держать ситуацию под собственным контролем. К тому же с определённого момента у Эрдогана произошёл внутренний сбой, и в какой-то момент он перестал поддерживать Асада. Мол, президент Сирии должен уйти. Так что договориться с турками будет очень непросто. Но, всё же, возможно…
В конце концов, Сирия, Россия и Иран – куда более надёжные гаранты мира и спокойствия, нежели вооружённые отморозки.
Не так ли?!