Зачем государство спасает олигарха Дерипаску - «Новости Дня» » Новости Дня Сегодня
Зачем государство спасает олигарха Дерипаску - «Новости Дня» 15:00 Среда 0 411
18-07-2018, 15:00

Зачем государство спасает олигарха Дерипаску - «Новости Дня»


Зачем государство спасает олигарха Дерипаску - «Новости Дня»

«Русал» олигарха Олега Дерипаски стал за последние месяцы наиболее ярким индикатором давления на российский бизнес со стороны США и многих других стран, поддержавших новые американские санкции. Компания практически полностью лишилась возможности поставлять свою продукцию за рубеж, биржи закрывали и закрывают торги добытым «Русалом» металлом. А зарубежные партнеры компании должны завершить все дела с ней до 23 октября.


Российское правительство, разумеется, обсуждало поддержку попавших под санкции компаний, включая «Русал». Сам господин Дерипаска ранее просил кабмин компенсировать компании сокращение экспорта и начать закупку алюминия в государственный резерв, однако такое решение принято не было. На этом фоне 27 июня у вице-премьера Дмитрия Козака состоялось совещание, на котором было принято «соломоново решение» – вписать усилия по поддержке «Русала» в комплекс мер по стимулированию всего российского алюминиевого рынка. Речь идет, в частности, о стимулировании повышения спроса на этот металл в 2,5 раза.


Как уже отметили эксперты и представители отрасли, в «сухом остатке» меры по повышению внутреннего спроса, конечно, хороши как для производителей, так и для рынка, однако способы, предусмотренные новой программой вице-премьера, вызывают множество серьезных вопросов у предпринимателей и потребителей. Ведь новая «дорожная карта» предполагает едва ли не осуществление в стране настоящего алюминиевого бума, от которого выиграют далеко не все. Особое, но от этого не менее важное место тут занимает и политический вопрос – «Русал» находится под санкциями, что осложняет спасение компании даже широким фронтом мер.


22 подпорки для растущего спроса


Утвержденная господином Козаком «дорожная карта» развития отрасли до 2023 года предполагает субсидирование промышленности для увеличения потребления алюминия. Также должны быть расширены сферы его применения, существенно сокращен импорт. Предлагаемые меры носят комплексный характер и содержат даже новые требования по локализации для машиностроителей. Нетрудно догадаться, что наращивание потребления алюминия на внутреннем рынке способно вытеснить оттуда компании, которые до известной степени замещали своей продукцией этот металл. Однако рассмотрим предложения по порядку.


Как сообщает «Коммерсант», в распоряжении которого оказался утвержденный документ, «дорожная карта» предполагает осуществление 22-х мероприятий по госзакупкам и закупкам госкомпаний, тарифному регулированию, ограничений на ввоз в страну алюминия и расширения применения этого металла российскими предприятиями. Однако программа, прежде всего, должна поддержать именно «Русал», который до введения санкций США экспортировал 80% своей продукции. Так, в 2017 году в России было выпущено немногим менее 3,6 млн тонн алюминия и лишь около 1 млн тонн «Русал» продал на внутреннем рынке.


План господина Козака, таким образом, должен стать полноценной альтернативой программе развития алюминиевой отрасли до 2024 года, которую еще несколько лет назад разрабатывала рабочая группа под руководством Минпромторга. Однако еще в 2016 году Олег Дерипаска предупреждал, что запланированное увеличение потребления алюминия в России до 2,5 млн тонн потребует затрат в 140 млрд рублей. К слову, об этой же сумме говорил позднее и глава министерства Денис Мантуров.


Утвержденная господином Козаком инициатива, разумеется, содержит и предложения по дополнительному спросу в промышленности, однако эти меры (их всего 10) будут конкретизированы в ходе обсуждения осенью.


Сами участники рынка уже успели положительно оценить инициативу вице-премьера, назвав ее крайне актуальной в нынешних условиях. Так, Алюминиевая ассоциация, в которую помимо «Русала» входят крупнейшие производители алюминиевой продукции, включая американские Arconic и Ball, заявила о наметившемся росте спроса на алюминий в России, а значит, новые меры поддержки помогут закрепить успех.


Алюминиевый занавес или новый протекционизм


Одной из наиболее чувствительных мер, предлагаемых «дорожной картой», является сокращение импорта алюминия. В частности, уже к 15 октября в правительство могут быть внесены предложения по увеличению ввозных пошлин на алюминий выше, чем базовый предусмотренный показатель для стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО). В этом вопросе кроется одна из самых серьезных проблем, которые может встретить на своем пути реализация «дорожной карты».


Дело в том, что в настоящий момент пошлины на ввоз алюминия для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) составляют 5-15%, однако ни одна из стран-членов ЕАЭС не имеет права в одностороннем порядке менять ставки пошлин – для этого требуется согласие остальных государств. Таким образом, мы получаем ситуацию, при которой партнеры России по этому экономическому союзу – Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Молдавия – должны будут «пойти на поводу у российского протекционизма» и одобрить увеличение пошлин. И это в условиях, напомним, когда меры эти прямо направлены на поддержку «Русала», который находится под санкциями США. Для этих государств такое одобрение может стать лишним поводом привлечь к себе внимание со стороны Вашингтона.


В вопросе согласования новых тарифов с ЕАЭС, как отмечают эксперты, есть и обходной маневр. Россия может, например, изъять алюминий из единого таможенного тарифа для стран-членов союза, и тогда станет возможным повышение пошлин без согласования с партнерами. Однако эти меры могут носить только временный характер, тогда как «дорожная карта» все-таки ориентирована на перспективу.


Может ли российский алюминиевый гигант закрыть собой наибольшую часть импорта этого металла? Господин Дерипаска ранее утверждал, что «Русал» обладает широким потенциалом к импортозамещению – до 500 тыс. тонн алюминия в год. При этом, по данным ЕАЭС, в Россию в 2017 году было ввезено 183 тыс. тонн алюминиевой продукции на общую сумму в 930 млн долларов.


Предложения «дорожной карты» по части импорозамещения касаются не только тех, кто ввозит, но и тех, для кого ввозится зарубежная продукция. В частности, документ предлагает внести поправки в ФЗ-44 и ФЗ-223 в части закупок госкомпаниями продукции для использования российскими предприятиями. Это означает, что отечественные предприятия могут перейти на использование российских алюминиевых полуфабрикатов даже в приобретенном импортном транспорте и оборудовании, и даже по офсетным соглашениям. Соответствующий проект, как сказано в «дорожной карте», может быть подготовлен к 1 сентября 2018 года.


К этому же сроку могут быть подготовлены проекты по ограничению или даже полному запрету на доступ иностранного алюминия к госзакупкам и закупкам на муниципальном уровне. Исключения предлагается сделать лишь для товаров из ЕАЭС.


Известно, что алюминий необходим, прежде всего, машиностроительной отрасли. И на совещании у вице-премьера был придумал инструмент давления на машиностроителей с тем, чтобы они переходили на российский алюминий. «Дубинкой» тут выступают изменения в постановление правительства №719 от 17 июля 2015 года, которое содержит описание технологических операций, при выполнении которых тот или иной машиностроитель может получить доступ к субсидиям. Поэтому в «дорожной карте» предлагается ввести новые требования к машиностроителям по использованию компонентов, изготовленных только из российских сплавов.


По этому пункту в «дорожной карте» нет каких-либо деталей, предполагается, что конкретные предложения будут обсуждаться до конца октября. Кроме этого, обозначена и планка – к концу 2019 года должна произойти локализация 90% таких изделий. Примечательно, что сами участники рынка не согласны с такой постановкой вопроса. Планка в 90%, считают они, является абсолютно недостижимой, так как на рынке уже выстроены целые цепочки по поставкам комплектующих, а на разработку этих цепочек уходят годы.


Выиграют не все


Эксперты отметили, что в условиях, когда с машиностроителями необходима долгая проработка «дорожной карты», рост спроса может быть обеспечен массовым сегментом рынка, где многообразие товаров шире, а требования к качеству ниже. И вот в этом вопросе, по мнению участников отрасли, существует еще одна глобальная проблема.


Дело в том, что на совещании у Дмитрия Козака для массового сегмента была заготовлена и еще одна «дубинка». В «дорожной карте» предлагается подготовить к 1 марта 2019 года документ о внесении изменений в постановление правительства №284 от 9 апреля 2016 года. Это постановление касается ставок экологического сбора за утилизацию товаров. Одобренный господином Козаком документ предлагает помочь алюминиевой отрасли за счет роста сбора на пластмассовую продукцию. Фактически повышение спроса на алюминий предлагается обеспечить за счет снижения спроса на пластик. Кроме этого, к 1 сентября Козак поручил представить предложения по регулированию производства алюминиевой тары для алкоголя, которая могла бы вытеснить пластиковую.


Нетрудно догадаться, что данные предложения уже вызвали негативную реакцию многих игроков рынка, включая и пивоваров, которые используют для реализации как пластик, так и алюминий. Представители отрасли отметили, что для тотального перехода с пластика на алюминий, а также для увеличения сбора на пластик необходимы серьезные обсуждения с экологами и другими специалистами. А «наказание» за использование пластика, который крайне необходим во многих отраслях, не должно немедленно приводиться в исполнение.


Кроме этого, специалисты уверены, что те производители, которые по целому ряду причин не смогут или не захотят отказываться от пластика, попросту заложат свои дополнительные траты в конечную стоимость продукции, а значит, эта нагрузка ляжет на плечи потребителей. Парадоксально, но продолжая эту мысль дальше, можно сказать, что плачивать спасение «Русала» и новации в алюминиевой отрасли придется, в том числе, и населению.


В одобренном господином Козаком документе также есть предложения по расширению использования алюминия в электроснабжении зданий и строительстве мостов. Эти предложения должны быть подготовлены к августу и декабрю соответственно. Кроме этого, из внебюджетных источников предлагается создавать литейные производства, которые бы перерабатывали алюминий в сплавы для российской промышленности. Эти предложения должны быть подготовлены к 1 октября.


Таким образом, на совещании у Дмитрия Козака была принята действительно большая и сложная «дорожная карта». Настолько сложная и многоуровневая, что одномоментное введение всех мер просто не представляется возможным. Да, алюминиевая отрасль выиграет. А ведь именно ее представители были приглашены на совещание.


Однако эксперты отмечают, что документ у вице-премьера получился жестким и местами прямо поддерживающим интересы алюминиевой отрасли в ущерб даже тем, кто должен использовать ее продукцию. К этой ситуации добавляются политические и международные торговые мотивы, жизнеспособность которых еще следует доказать на деле. И самое неприятное для алюминиевой отрасли – помощь ей нужна уже сейчас, а проработка мер поддержки может растянуться на годы.


«Русал» олигарха Олега Дерипаски стал за последние месяцы наиболее ярким индикатором давления на российский бизнес со стороны США и многих других стран, поддержавших новые американские санкции. Компания практически полностью лишилась возможности поставлять свою продукцию за рубеж, биржи закрывали и закрывают торги добытым «Русалом» металлом. А зарубежные партнеры компании должны завершить все дела с ней до 23 октября. Российское правительство, разумеется, обсуждало поддержку попавших под санкции компаний, включая «Русал». Сам господин Дерипаска ранее просил кабмин компенсировать компании сокращение экспорта и начать закупку алюминия в государственный резерв, однако такое решение принято не было. На этом фоне 27 июня у вице-премьера Дмитрия Козака состоялось совещание, на котором было принято «соломоново решение» – вписать усилия по поддержке «Русала» в комплекс мер по стимулированию всего российского алюминиевого рынка. Речь идет, в частности, о стимулировании повышения спроса на этот металл в 2,5 раза. Как уже отметили эксперты и представители отрасли, в «сухом остатке» меры по повышению внутреннего спроса, конечно, хороши как для производителей, так и для рынка, однако способы, предусмотренные новой программой вице-премьера, вызывают множество серьезных вопросов у предпринимателей и потребителей. Ведь новая «дорожная карта» предполагает едва ли не осуществление в стране настоящего алюминиевого бума, от которого выиграют далеко не все. Особое, но от этого не менее важное место тут занимает и политический вопрос – «Русал» находится под санкциями, что осложняет спасение компании даже широким фронтом мер. 22 подпорки для растущего спроса Утвержденная господином Козаком «дорожная карта» развития отрасли до 2023 года предполагает субсидирование промышленности для увеличения потребления алюминия. Также должны быть расширены сферы его применения, существенно сокращен импорт. Предлагаемые меры носят комплексный характер и содержат даже новые требования по локализации для машиностроителей. Нетрудно догадаться, что наращивание потребления алюминия на внутреннем рынке способно вытеснить оттуда компании, которые до известной степени замещали своей продукцией этот металл. Однако рассмотрим предложения по порядку. Как сообщает «Коммерсант», в распоряжении которого оказался утвержденный документ, «дорожная карта» предполагает осуществление 22-х мероприятий по госзакупкам и закупкам госкомпаний, тарифному регулированию, ограничений на ввоз в страну алюминия и расширения применения этого металла российскими предприятиями. Однако программа, прежде всего, должна поддержать именно «Русал», который до введения санкций США экспортировал 80% своей продукции. Так, в 2017 году в России было выпущено немногим менее 3,6 млн тонн алюминия и лишь около 1 млн тонн «Русал» продал на внутреннем рынке. План господина Козака, таким образом, должен стать полноценной альтернативой программе развития алюминиевой отрасли до 2024 года, которую еще несколько лет назад разрабатывала рабочая группа под руководством Минпромторга. Однако еще в 2016 году Олег Дерипаска предупреждал, что запланированное увеличение потребления алюминия в России до 2,5 млн тонн потребует затрат в 140 млрд рублей. К слову, об этой же сумме говорил позднее и глава министерства Денис Мантуров. Утвержденная господином Козаком инициатива, разумеется, содержит и предложения по дополнительному спросу в промышленности, однако эти меры (их всего 10) будут конкретизированы в ходе обсуждения осенью. Сами участники рынка уже успели положительно оценить инициативу вице-премьера, назвав ее крайне актуальной в нынешних условиях. Так, Алюминиевая ассоциация, в которую помимо «Русала» входят крупнейшие производители алюминиевой продукции, включая американские Arconic и Ball, заявила о наметившемся росте спроса на алюминий в России, а значит, новые меры поддержки помогут закрепить успех. Алюминиевый занавес или новый протекционизм Одной из наиболее чувствительных мер, предлагаемых «дорожной картой», является сокращение импорта алюминия. В частности, уже к 15 октября в правительство могут быть внесены предложения по увеличению ввозных пошлин на алюминий выше, чем базовый предусмотренный показатель для стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО). В этом вопросе кроется одна из самых серьезных проблем, которые может встретить на своем пути реализация «дорожной карты». Дело в том, что в настоящий момент пошлины на ввоз алюминия для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) составляют 5-15%, однако ни одна из стран-членов ЕАЭС не имеет права в одностороннем порядке менять ставки пошлин – для этого требуется согласие остальных государств. Таким образом, мы получаем ситуацию, при которой партнеры России по этому экономическому союзу – Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Молдавия – должны будут «пойти на поводу у российского протекционизма» и одобрить увеличение пошлин. И это в условиях, напомним, когда меры эти прямо направлены на поддержку «Русала», который находится под санкциями США. Для этих государств такое одобрение может стать лишним поводом привлечь к себе внимание со стороны Вашингтона. В вопросе согласования новых тарифов с ЕАЭС, как отмечают эксперты, есть и обходной маневр. Россия может, например, изъять алюминий из единого таможенного тарифа для стран-членов союза, и тогда станет возможным повышение пошлин без согласования с партнерами. Однако эти меры могут носить только временный характер, тогда как «дорожная карта» все-таки ориентирована на перспективу. Может ли российский алюминиевый гигант закрыть собой наибольшую часть импорта этого металла? Господин Дерипаска ранее утверждал, что «Русал» обладает широким потенциалом к импортозамещению – до 500 тыс. тонн алюминия в год. При этом, по данным ЕАЭС, в Россию в 2017 году было ввезено 183 тыс. тонн алюминиевой продукции на общую сумму в 930 млн долларов. Предложения «дорожной карты» по части импорозамещения касаются не только тех, кто ввозит, но и тех, для кого ввозится зарубежная продукция. В частности, документ предлагает внести поправки в ФЗ-44 и ФЗ-223 в части закупок госкомпаниями продукции для использования российскими предприятиями. Это означает, что отечественные предприятия могут перейти на использование российских алюминиевых полуфабрикатов даже в приобретенном импортном транспорте и оборудовании, и даже по офсетным соглашениям. Соответствующий проект, как сказано в «дорожной карте», может быть подготовлен к 1 сентября 2018 года. К этому же сроку могут быть подготовлены проекты по ограничению или даже полному запрету на доступ иностранного алюминия к госзакупкам и закупкам на муниципальном уровне. Исключения предлагается сделать лишь для товаров из ЕАЭС. Известно, что алюминий необходим, прежде всего, машиностроительной отрасли. И на совещании у вице-премьера был придумал инструмент давления на машиностроителей с тем, чтобы они переходили на российский алюминий. «Дубинкой» тут выступают изменения в постановление правительства №719 от 17 июля 2015 года, которое содержит описание технологических операций, при выполнении которых тот или иной машиностроитель может получить доступ к субсидиям. Поэтому в «дорожной карте» предлагается ввести новые требования к машиностроителям по использованию компонентов, изготовленных только из российских сплавов. По этому пункту в «дорожной карте» нет каких-либо деталей, предполагается, что конкретные предложения будут обсуждаться до конца октября. Кроме этого, обозначена и планка – к концу 2019 года должна произойти локализация 90% таких изделий. Примечательно, что сами участники рынка не согласны с такой постановкой вопроса. Планка в 90%, считают они, является абсолютно недостижимой, так как на рынке уже выстроены целые цепочки по поставкам комплектующих, а на разработку этих цепочек уходят годы. Выиграют не все Эксперты отметили, что в условиях, когда с машиностроителями необходима долгая проработка «дорожной карты», рост спроса может быть обеспечен массовым сегментом рынка, где многообразие товаров шире, а требования к качеству ниже. И вот в этом вопросе, по мнению участников отрасли, существует еще одна глобальная проблема. Дело в том, что на совещании у Дмитрия Козака для массового сегмента была заготовлена и еще одна «дубинка». В «дорожной карте» предлагается подготовить к 1 марта 2019 года документ о внесении изменений в постановление правительства №284 от 9 апреля 2016 года. Это постановление касается ставок экологического сбора за утилизацию товаров. Одобренный господином Козаком документ предлагает помочь алюминиевой отрасли за счет роста сбора на пластмассовую продукцию. Фактически повышение спроса на алюминий предлагается обеспечить за счет снижения спроса на пластик. Кроме этого, к 1 сентября Козак поручил представить предложения по регулированию производства алюминиевой тары для алкоголя, которая могла бы вытеснить пластиковую. Нетрудно догадаться, что данные предложения уже вызвали негативную реакцию многих игроков рынка, включая и пивоваров, которые используют для реализации как пластик, так и алюминий. Представители отрасли отметили, что для тотального перехода с пластика на алюминий, а также для увеличения сбора на пластик необходимы серьезные обсуждения с экологами и другими специалистами. А «наказание» за использование пластика, который крайне необходим во многих отраслях, не должно немедленно приводиться в исполнение. Кроме этого, специалисты уверены, что те производители, которые по целому ряду причин не смогут или не захотят отказываться от пластика, попросту заложат свои дополнительные траты в конечную стоимость продукции, а значит, эта нагрузка ляжет на плечи потребителей. Парадоксально, но продолжая эту мысль дальше, можно сказать, что плачивать спасение «Русала» и новации в алюминиевой отрасли придется, в том числе, и населению. В одобренном господином Козаком документе также есть предложения по расширению использования алюминия в электроснабжении зданий и строительстве мостов. Эти предложения должны быть подготовлены к августу и декабрю

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl