Ура, Украина спасена и более не зависит от коварного агрессора с его газом и трубопроводом! И заграница, конечно же, поможет Киеву. Но, на самом деле, Киев может справиться и сам, безусловно, при поддержке прогрессивного мирового сообщества! Так или примерно так прозвучало недавнее выступление на одном из местных телеканалов лидера украинской партии «Основа» и депутата Верховной Рады Сергея Таруты:
«Украина имеет колоссальные запасы газа, третьи в Европе и одни из самых больших в мире, — сказал Тарута. — Что нужно на страну? Нужно пять-семь миллиардов инвестиций в нефтегазовую отрасль с применением новых современных технологий, которые полностью обеспечат нам независимость по импорту.»
Также политик пообещал, что уже через 7-10 лет Украина сможет экспортировать огромные объемы газа, что, в свою очередь, позволит опустить цены на газ на внутреннем рынке (с 2016 года Украина перестала закупать газ у «страны-агрессора», приобретая его по реверсу из Европы).
Ну как после таких слов не вспомнить классическое:
«Не беспокойтесь, — сказал Остап. — Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки.»
Или, например, прекрасную комедию Меньшова «Ширли-Мырли», когда благодаря огромному алмазу «Спаситель» постсоветская РФ рассчиталась с внешними долгами и отправила всех своих граждан отдыхать на Канары на три года….
Однако жизнь показывает, что комедия, что литературная, что киношная — это одно, а реальность — совсем другое. Поэтому мы попросили прокомментировать бравурные заявления Таруты ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.
«Традиционные запасы на Украине не столь высоки, они есть, но они небольшие, — убежден эксперт. — На Украине очень подробная разведка газовых месторождений была еще в советские времена, и все легкодоступные месторождения газа – уже разработаны и находятся в стадии естественного истощения. Единственное, что они могут делать – это применять современные технологии, вкладывать деньги в эти месторождения, чтобы хотя бы оставаться на текущем уровне добычи. Добыча газа на той территории началась, по-моему, еще в 1930-е годы, в Прикарпатье. И лучшие времена своей газовой отрасли Украина пережила где-то в 1970-е годы, пик был где-то в 1974-м. И после этого добыча неуклонно снижалась и снижается до сих пор. Тарута говорит про колоссальные запасы, а сам признает, что традиционных локальных запасов нет, значит, он ведет речь о сланцевом газе».
При этом Юшков обращает внимание на то, что предположительно на Украине может быть сланцевый газ, но количество его ничтожно мало.
«Почему-то до сих пор туда никто не пришел. Я понимаю, одна площадь, где предполагают наличие сланцевого газа, есть на востоке, там, где сейчас проходят боевые действия, а вторая — на западе. Ладно, на востоке из-за боевых действий прекратили этот проект. Но на западе-то что мешает работать? Но на запад никто не приходит. Все прекрасно понимают, что будет такая же история, как и с Польшей. Потому что геологическая структура примерно такая же. Что должно измениться, чтобы начали добывать «колоссальные объемы»? Что сейчас мешает это делать? Ничего. Я думаю, что заявления Таруты — только бравада, попытка привлечь каких-то инвесторов».
При этом эксперт отметил, что Киев в желании привлечь инвестиции откровенно расплачивается интересами собственных граждан:
«Они постоянно повышают стоимость газа на внутреннем рынке. Там цены уже больше 300 долларов за тысячу кубов, и они всё повышают и повышают. Говорят, что это делается по требованию МВФ. Но в реальности закупочная цена, по которой берется за рубежом российский газ по реверсу, намного ниже, чем цена, по которой продается газ на внутреннем рынке. Средняя стоимость этого газа ежемесячно публикуется в открытых источниках. О чем это говорит? Что если ты — иностранец, входишь в украинский газовый бизнес, какую-то компанию там покупаешь, которая реализует газ на внутреннем рынке, получается, что ты покупаешь сравнительно дешевый газ за рубежом, а продаешь его внутри по большим ценам. И зарабатываешь большую маржу. А власти тебя прикрывают и говорят: а это все по требованию МВФ. Поэтому просто работать на внутреннем рынке газа на Украине очень выгодно. И вот, соответственно, они, может быть, об этом и говорят: приходите к нам, мы вам дадим работать на внутреннем рынке, вы будете зарабатывать большие деньги и лоббировать наши интересы за это.
При этом никому не интересно вкладываться в разработки новых месторождений, отмечает эксперт. По его мнению, нестабильная ситуация в стране отпугивает инвесторов:
«Никто не будет вкладывать в добычу. Потому что непонятно, что на Украине будет через год и что будет в долгосрочной перспективе. Придут другие и выгонят вас. Поэтому долгосрочные вложения никто делать не будет. В лучшем случае, Украина еще как-то будет заботиться о том, чтобы поддерживать добычу на нынешнем уровне. Но эта психология временщиков, которая там доминирует, приведет к тому, что и на нынешних месторождениях добыча будет снижаться, и никуда от этого не деться.
А вот выход на шельфы, что они имеют в виду, когда говорят о «колоссальных объемах», и разработка нетрадиционных месторождений, сланцевый газ – это уже, действительно, сами они не потянут. Тут нужно привлекать иностранцев. И, прежде всего, даже не оборудование, а деньги. То есть это должно быть долгосрочное вложение, но никто такие вложения в нынешнюю нестабильную Украину делать не будет».
… Выходит, трехлетний отпуск на Канары откладывается на неопределенный срок. А то, что ждет Украину в ближайшее время со стопроцентной степенью вероятности — это повышение цен на газ на внутреннем рынке. Такие вот они — эти Васюки версии майданной власти.