Российская певица украинского происхождения Лолита Милявская в интервью украинской журналистке Светлане Крюковой заявила, что считает Крым украинским. Это спровоцировало множество негативных откликов, однако критики певицы не правы. Напротив, ее следует поблагодарить и задуматься над вопросом, как заставить украинцев признавать Крым частью России.
«Если вы правда полагаете, что сегодня мнение Лолиты по поводу Крыма – главная новость человечества и больше говорить не о чем, срочно к психиатру», – написал в «Фейсбуке» Андрей Макаревич.
Обычно, когда фронтмен «Машины времени» высказывается о Крыме, соглашаться с ним не хочется. Но сейчас он как никогда прав: реакция на высказывание певицы получилась нездоровая. Дошло до того, что первый вице-спикер крымского парламента Ефим Фикс посоветовал Лолите больше в Крым не приезжать.
А заявила она, напомним, следующее: «Для меня Крым – это по-прежнему Украина, в душе. И когда я приезжаю в Крым, пою на украинском языке».
Это спровоцировало в Рунете и СМИ всполохи гнева и серию отповедей в адрес певицы со стороны профессиональных патриотов. Милявской тут же припомнили украинское происхождение, житье-бытье во Львове и Киеве и желание проголосовать за Ксению Собчак на президентских выборах. Выявили, так сказать, пятую колонну.
К сожалению, мало кто обратил внимание на уточнение «в душе», и певице пришлось прояснять свою позицию: «Мой горшок с детства стоял в Ялте… Я там выросла, у родителей была трехкомнатная квартира… Это мое внутреннее ощущение, для меня это была Украина».
Проще говоря, выросшая на Украине и конкретно в Крыму Милявская привыкла считать Крым частью украинского мира. Это, что называется, сугубо личное, никакого политического содержания скандальная фраза не несет. А доказать это довольно просто. Прежде певица, критиковавшая, помимо прочего, Навального и выступавшая в поддержку Путина, о самом факте перехода Крыма в состав РФ высказывалась исключительно одобрительно. Пример:
«Я за то, чтобы, например, в Крыму не стреляли. По мне, лучше бескровно и назад в Россию Крым, где люди ходят и улыбаются на улицах. Я с ними общаюсь и знаю, что они счастливы. А если и есть какие-то экономические трудности, то для них это фигня, когда они смотрят сейчас на Донецк. Я не вижу никакой агрессии со стороны России, я вижу желание договориться и вижу, что давят на Россию. И не считаю, что нужно подставлять щеки. Хватит, наподставлялись!»
Никаких противоречий тут нет: «в душе» украинки Милявской Крым по-прежнему Украина, но Россия правильно поступила, забрав его себе и не допустив крови. «Я люблю Украину, но не приемлю ту власть, которая сейчас там есть», – заявляла, в частности, она.
О характере отношений Лолиты с украинской властью можно судить и по такому факту: в прошлом году украинские пограничники сняли певицу с поезда в Конотопе и не позволили ей навестить заболевшую дочь из-за «несанкционированной» поездки во все тот же Крым. Теперь Милявской запрещен въезд на Украину, где также проживает мать певицы. При этом погранслужба этой страны не удержалась от издевательских комментариев.
Хуже того, мать певицы, как следует из все того же интервью, избили на улице из-за того, что она посмела говорить по-русски. «Мама возвращалась с дочкой из школы, до дома – всего два светофора. Она возвращалась, неся в руках кошелек, хлеб. Сзади какая-то скотина сказала: «Ты что, по-русски говоришь?» – и мама получила в голову», – рассказала певица, уточнив, что не делилась этой историей раньше, поскольку «дочке надо было доучиться в школе».
Тем не менее считать малую родину фашистской страной Милявская отказывается: «Ублюдки есть везде».
Таким образом, скандал вокруг певицы не имеет под собой вообще никаких оснований. Но случился он ко времени – вся эта ситуация заставляет задуматься над проблемой, имеющей непосредственное отношение к Крыму.
Еще накануне было объявлено, что официальный Киев продлил запрет на въезд в страну для российских мужчин от 16 до 60 лет, введенный одновременно с военным положением. Впрочем, женщин на украинской границе тоже регулярно разворачивают. При этом и тех и других подвергают допросу, допытываясь, чей Крым, кто развязал войну в Донбассе и кто сбил малайзийский «Боинг». Какие ответы считаются «правильными» и являются своеобразным пропуском в страну, объяснять не нужно.
При этом в начале следующего года в России должен быть принят закон, облегчающий предоставление гражданства украинцам. Его анонсировал лично президент Путин, а о необходимости такого закона говорили давно: полностью лояльные России люди, вынужденные спасаться от войны и репрессий, проходят здесь несколько кругов бюрократического ада.
Однако не все соискатели российского гражданства – идейные русофилы. Помимо политических, у украинцев есть и сугубо экономические причины переезжать в РФ. Уровень жизни на Украине продолжает падать, и особых перспектив в этом смысле для страны не прослеживается.
В связи с этим не лишним будет задуматься над тем, чтобы желающие стать россиянами украинцы проходили базовый текст на лояльность. Таким тестом могло бы стать письменное заявление о признании Крыма частью России.
Возможно, его стоит брать и с тех украинцев, кто въезжает РФ только на время. Пока законопроект находится на стадии написания, подобную возможность необходимо как минимум обсудить.
Лолита, как и любой другой гражданин России, вправе иметь любое мнение о статусе Крыма. Во времена «русской весны» этого мнения не спрашивали (был референдум в Крыму о воссоединении с Россией, но не было референдума в России о воссоединении с Крымом), но единодушия государство не требует, запрещая только экстремистские высказывания и «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ».
Например, в стране спокойно функционируют политические партии, декларирующие украинскую принадлежность полуострова («Яблоко», ПАРНАС), а то, что они крайне непопулярны у избирателей и располагают рейтингом на грани статистической погрешности, показательно само по себе.
Но от тех, кто только планирует стать российским гражданином, требовать уважения к границам страны столь же естественно, как требовать уважения к ее законам. Да, никакой юридической силы такая бумага иметь не может, как и признание на частном уровне, например, независимости Гренландии. Но в случае граждан Украины это важный символический шаг, некий необходимый минимум, находящийся, помимо прочего, в категории «зеркальных мер».
А следом можно будет подумать и об опроснике при пересечении российско-украинской границы с туристическими или любыми другими целями. Как заметила все та же Лолита, «не нужно подставлять щеки, хватит, наподставлялись!»