Посла Японии в Москве Тоёхису Кодзуки вызвали на встречу в МИД, которую провёл с ним заместитель Сергея Лаврова Игорь Моргулов. Дипломату было указано на то, что в Кремле остались недовольны данными высказываниями.
Не о том договаривались
Речь идёт, в первую очередь, о словах премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который в эфире телеканала «Асахи» заявил о том, что его страна, претендуя на Южные Курилы, не собирается выселять проживающих там граждан России. Также снова был упомянут тот самый «поворотный момент» в вопросе о мирном договоре между двумя государствами. В таком контексте Москву эти слова вряд ли устраивают.
Помимо этого в японской прессе сообщалось, что в ближайшее время Кремлю будет предложено отказаться от взаимных компенсаций по четырём островам (Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи), которые Токио именует своими «северными территориями». При этом японские власти намерены сформировать у жителей спорных островов «понимание необходимости» перехода Южных Курил к Японии.
Моргулов отметил, что все эти заявления совершенно не отражают суть договоренностей, которые ранее были достигнуты между президентом России Владимиром Путиным и Синдзо Абэ. Тогда стороны выразили намерение ускорить переговорный процесс на основании Совместной декларации 1956 года. Напомним, что Япония считает спорные территории своими на основании Трактата о торговле и границах 1855 года. Россия в ответ указывает, что острова перешли к Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны.
Получается, что вместо того, чтобы пытаться мирным способом договориться с Москвой, в Токио чуть ли не в открытую манипулируют общественным мнением, действуя довольно агрессивно. В японской прессе территориальный вопрос по Южным Курилам преподносится чуть ли не как решённый – осталось лишь утрясти технические нюансы. Создаётся ощущение, что эта игра направлена на расшатывание политической ситуации внутри России и на раскол в обществе, где любой разговор, касающийся «сдачи территорий», воспринимается чрезвычайно остро. Одна Аляска только чего стоит. Да, собственно, те же японцы в 1904-1905 годах отторгали половину острова Сахалин. Последний раз Россия уступала земли в 2005 году, когда была произведена демаркация границы с Китаем, в результате которой Пекин получил 337 квадратных километров на островах на Амуре.
Сыграть на патриотизме
Политический аналитик Павел Клачков отметил, что подобное «раздувание» вопроса о принадлежности Курильских островов необходимо для того, чтобы спровоцировать конфликт в российском обществе. По его мнению, это весьма опасный момент, поскольку разговоры о якобы готовности Москвы отдать острова играют на патриотических чувствах жителей России и призваны дестабилизировать обстановку в стране.
Клачков также выразил мнение, что переговоры между Москвой и Токио будут проходить значительно эффективнее, если японские власти прекратят всё делать с оглядкой на США. Так, специальный советник японского премьера Кацуюки Каваи заявил, что Токио рассчитывает на поддержку Вашингтона в вопросе о мирном договоре с Россией. Он также подчеркнул, что подписание этого документа необходимо для отпора агрессивному Китаю со стороны Японии и США.
Чего на самом деле хочет Синдзо Абэ?
Владимир Путин ранее отмечал, что признаёт договорённости 1956 года, согласно которым остров Шикотан и несколько необитаемых ныне островов, объединяемых для удобства в одно название Хабомаи, отойдут Японии после подписания мирного договора. Прошло уже более 60 лет, а этого так и не случилось. Российский президент указывал, что формулировки в соглашении довольно нечёткие и требуют уточнения. Похоже, в Токио считают так же, только вот в число этих островов добавили ещё два. Но при таком раскладе заявления японских властей всё больше смахивают на ультиматум, а разговаривать с Москвой на таком языке – лишь заводить ситуацию в тупик.
Поэтому некоторые эксперты всё больше склоняются к тому, что Синдзо Абэ лишь делает вид, будто хочет вернуть спорные острова. В конце концов, говорить обратное означает совершить политическое самоубийство. Получается, что для японского премьера важнее просто обозначить свою позицию, причём заявления в прессе, как мы успели убедиться на днях, значительно отличаются от того, о чём договаривались на встрече лидеры двух стран. Поэтому и клятва Синдзо Абэ на могиле отца, и другие чуть менее пафосные обещания добиться разрешения курильского вопроса на сегодняшний день выглядят несерьёзными.
Его отец, известный политик, министр иностранных дел Синтаро Абэ, считал возвращение спорных островов своей миссией. Даже будучи неизлечимо больным и неспособным передвигаться самостоятельно смог найти в себе силы встретиться в апреле 1991 года с президентом СССР Михаилом Горбачёвым, однако тот ради «вечной дружбы» с Японией отдавать Южные Курилы не стал.
Не верить обещаниям
Разумеется, Россию помимо всех других аспектов волнует и вопрос потенциального размещения американских военных объектов на островах, если они перейдут к Японии. В Вашингтоне сейчас сколько угодно могут заявлять, что «на сегодняшний день таких планов нет», и это будет даже вполне себе честным высказыванием. Сегодня нет, а завтра могут и появиться. Даже если сам Абэ заверит Путина в невозможности такого развития событий, где гарантия, что не передумает его преемник.
Как будут развиваться события дальше, предсказать очень сложно. Если под конец 2018 года затеплилась надежда на скорое разрешение территориального спора и подписание мирного договора, то в начале 2019-го она угасла так же быстро, как и появилась. Если японские власти не сменят тон, то переговоры могут зайти в тупик ещё на много лет.
Постскриптум
Сегодня, 10 января, в японском МИД, по сути, проигнорировали просьбу ТАСС прокомментировать состоявшуюся днём ранее встречу заместителя министра иностранных дел России Игоря Моргулова и посла Японии в Москве Тоёхисы Кодзуки.
«Мы будем продвигать переговоры с Россией по мирному договору в спокойной обстановке, поэтому хотели бы уклониться от ответа на вопрос», — сказали в японском внешнеполитическом ведомстве.
Там также отметили, что посол изложил позицию японской стороны по сложившейся ситуации, однако не стали сообщать подробности разговора. Лишь добавили, что Япония намерена продолжать переговоры с Россией с целью разрешения территориального спора и последующего заключения мирного договора.