Ключевые темы переговоров президента РФ Владимира Путина с сербским коллегой Александаром Вучичем – сухопутное продолжение второй нитки «Турецкого потока», а также проблема Косово. Пока аналитики сомневаются в ускоренном продвижении второй нитки «Турецкого потока». Хотя сербские и российские чиновники на словах полны оптимизма. Как объявил Путин, Россия готова потратить на развитие транзитной инфраструктуры в Сербии около 1,4 млрд долл. Но в который раз президент РФ напомнил о необходимости гарантий Евросоюза.
Президент РФ Владимир Путин впервые после октября 2014 года прибыл в Сербию с визитом. Цель – полноформатные переговоры с сербским коллегой, в которых примут участие большие делегации двух стран. Ключевые темы переговоров – продление второй нитки «Турецкого потока» по территории Сербии и проблема Косово.
Как заявил Путин в интервью сербским изданиям в преддверии визита, «Газпром» прорабатывает разные варианты продолжения сухопутной части второй нитки газопровода, и один из них предусматривает транспортировку газа по маршруту Болгария–Сербия–Венгрия с выходом на газораспределительный центр в австрийском Баумгартене. Однако заинтересованные в российском газе страны Евросоюза должны получить гарантии, что планы продолжения «Турецкого потока» не будут сорваны политическим решением Брюсселя, передает слова президента РИА Новости.
«Этот вопрос будет обсуждаться, никаких подписаний, естественно, пока не будет», – пояснил накануне помощник президента Юрий Ушаков, отвечая на вопросы журналистов о перспективах продления «Турецкого потока». Ввод газопровода в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года.
Многие опрошенные «НГ» эксперты считают такие официальные планы чересчур оптимистичными. Ускоренного подписания обязывающих контрактов по продлению «Турецкого потока» ожидать не стоит, полагает аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. «Тем более что стороны могут столкнуться с политическими препонами Брюсселя», – уточняет эксперт. Подписание таких документов – вопрос не ближайших дней, а в лучшем случае нескольких месяцев.
«Обе нитки «Турецкого потока» планируется запустить 1 января 2020 года. На мой взгляд, это слишком оптимистично обозначенный срок. Допускаю, что запуск произойдет с задержкой в несколько месяцев», – уточняет Соснова. И даже если обе нитки, как и ожидается, будут введены в строй, в первые годы они будут недозагружены, ожидает эксперт. «Полнота загрузки ниток в перспективе будет сильно зависеть от политических решений», – предупреждает Соснова.
Как считает замдиректора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева, реальные поставки газа по обеим ниткам могут начаться только в 2021–2022 годах, выйти на полную загрузку газопровод в этом случае сможет не раньше 2023 года.
В свою очередь, управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский не исключает, что ответвления «Турецкого потока» вопреки всему могут рассматриваться инициаторами антироссийских санкций в США как новые газопроводы, в отношении которых может осуществляться давление на участников проекта.
«Сейчас развитию экспорта по южному направлению в значительной степени препятствует геополитический фактор. Попытки США ограничить экспансию «Газпрома» в Евросоюзе, противостояние «Газпрома» и «Нафтогаза», антироссийские настроения в Брюсселе и достаточно шаткая поддержка Еврокомиссии», – перечисляет Жарский.
К слову, другой экспортный проект России – «Северный поток – 2» – уже стал мишенью для США. «В Германии снова говорят о «Северном потоке – 2» – причиной тому послужило письмо посла США в Берлине Ричарда Гренелла, отправленное в начале января немецким компаниям, участвующим в проекте, – сообщает Deutsche Welle (DW). – В письме… американский посол заявил о риске для компаний, которые сотрудничают с Россией в вопросе экспортных трубопроводов». По оценкам аналитиков DW, «санкции угрожают не только компаниям-участникам, но и будущему всего проекта». Произойдет это в том случае, если санкционный удар будет нанесен не только по тем компаниям, которые считаются основными «финансовыми инвесторами» проекта, но и по подрядчикам.
Ричард Гренелл в письме немецким компаниям ссылался не только на закон CAATSA («О противодействии противникам США посредством санкций»), но и на находящийся в Конгрессе законопроект, который также предусматривает санкции в отношении «Северного потока – 2». Такое письмо вызвало в Берлине резко негативную реакцию, передает DW: «Депутаты Бундестага раскритиковали попытку давления посла США в ФРГ Ричарда Гренелла на немецкие компании».
Некоторые немецкие СМИ – в частности, Merkur Online Magazin – сообщают о потоке писем от возмущенных читателей. «Без «Северного потока – 2» мы впадем в полную зависимость от США. Ну и кто этого хочет?», «Мне как гражданину Федеративной Республики стыдно читать, что американский посол предписывает нашим компаниям, что они должны делать, а что нет», – приводит цитаты из этих писем ИноСМИ.
Как стало известно в четверг, Болгария зарегистрировала компанию Balkan Gas Hub EAD, которая будет заниматься управлением деятельностью первого газового хаба в стране. Об этом говорится в сообщении «Булгартрансгаза» – оператора газотранспортной системы Болгарии. «Булгартрансгаз» ведет работу по расширению газотранспортной сети для того, чтобы принять топливо из трубопровода «Турецкий поток». Компания проводит аукцион, на котором участники рынка смогут забронировать будущие мощности по транспортировке газа.
Сербия испытывает потребность в увеличении поставок газа и заинтересована в прокладке части газопровода «Турецкий поток» через свою территорию, заявил в четверг министр горнодобывающей промышленности и энергетики Сербии Александар Антич. По его словам, огромную потребность в новом газе испытывают и соседние страны. Россия готова увеличить объемы поставок газа в Сербию, сообщил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак.
Между тем, как напоминает часть аналитиков, нарастают свои противоречия и в российско-сербских отношениях. Предметные переговоры об участии Сербии в строительстве второй нитки «Турецкого потока» воспринимаются как новый поворот в этих отношениях. Однако «эта тема говорит о прорыве не столько в отношениях с Сербией, сколько с Болгарией», уточняет в своем обзоре заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков. А меньше всего публичного внимания, по его мнению, «достанется самой важной перемене в российско-сербских отношениях – размораживанию косовского урегулирования, которое грозит превратить Россию из важнейшего союзника Сербии в простого поставщика энергоресурсов».
В четверг вечером стало известно, во сколько России обойдется подготовка, образно выражаясь, сербской почвы для продления «Турецкого потока». Как заявил Владимир Путин на совместной пресс-конференции с Александром Вучичем, Россия готова вложить около 1,4 млрд долл. в развитие инфраструктуры в Сербии для проведения через эту страну второй нитки «Турецкого потока»: речь идет о развитии транзитной инфраструктуры.
«Мы эту работу фактически готовим, даже практически ее начинаем, но в конечном итоге все будет зависеть и от других стран, в том числе стран Евросоюза – насколько они в состоянии будут защитить свои суверенные национальные интересы в диалоге с европейскими структурами», – цитирует Путина ТАСС.