Китайские конструкторы намерены создать первый в мире двухместный истребитель пятого поколения, сообщает интернет-издание Defense-Aerospace. Новость подкреплена изображением модифицированного эксплуатирующегося истребителя J-20, в кабине которого можно увидеть двух пилотов. При этом самолет находится в воздухе, в связи с чем можно предположить, что двухместная машина может появиться в обозримый период времени.
Тем самым конструкторы КНР намереваются посрамить своих американских коллег, которые в погоне за универсальностью истребителя F-35 были вынуждены пойти на множество компромиссов. В итоге истребитель получился, мягко выражаясь, посредственного качества.
В двухместном варианте истребитель для завоевания господства в воздухе может стать еще и бомбардировщиком, и самолетом радиоэлектронной борьбы, и палубным истребителем для строящегося в Китае второго авианосца.
Главный конструктор разработки Янг Вэй говорит, что специалисты Авиационной промышленной корпорации в городе Чэнду внимательно следят за эксплуатацией находящегося на вооружении истребителя J-20, постоянно внося в проект усовершенствования. Это позволяет создавать на базе «Черного орла», как называют J-20, новые модификации, обладающие повышенными возможностями.
Модернизированный самолет будет иметь усовершенствованные бортовые системы, включая навигационные, и более мощный комплекс управления огнем.
Читайте также
Аляска готовится дать бой русским ракетам
Американцы пытаются выстроить щит против «Сармата» и «Булавы» недалеко от Чукотки
Известие о том, что «Черный орел» может стать бомбардировщиком, выбивает почву из-под ног у критиков этой машины, утверждающих, что это не самолет, а «Франкенштейн». То есть в нем практически нет ничего китайского, он «сшит» из элементов, позаимствованных у иностранцев. Громче всего кричат американцы, заявляющие, что Китай интеллектуально ограбил разработчиков F-22 и F-35. Звучат и русские голоса, заявляющие, что двигатели на J-20 российские — АЛ-31Ф-М2. Более того, это не воспроизведенная копия, а собранные из массово закупавшихся в России элементов этих двигателей. И что китайцам не удастся наладить их собственное производство, а уж о собственной разработке авиадвигателя и говорить не приходится. И это при том, что Китай обогнал Россию по части космических ракет, важнейшую роль в которых играют именно двигатели.
АЛ-31Ф-М2 устанавливается на российских истребителях Су-27 и Су-30. В форсажном режиме он имеет тягу 14500 кгс. Два китайских прототипа, действительно, летали на АЛ-31Ф-М2. Но на серийные машины установлены уже оригинальные китайские двигатели WS-10G, хоть и с похожими характеристиками. И вот теперь для двухместной модификации самолета сделали также модифицированные двигатели, которые имеют существенно более высокую тягу. В результате повысилась энерговооруженность самолета и возросла полезная нагрузка. Бомбардировщик может брать больше бомб и ракет, а самолет РЭБ с большим количеством топлива способен совершать длительное патрулирование.
История «Черного орла» уходит в начало двухтысячных годов, когда Авиационная промышленная корпорация в городе Чэнду выиграла тендер на его разработку. Конструирование, как это обычно для Китая, проходило в обстановке строгой секретности. Занавес был приподнят лишь 2010 году, за год до первого полета прототипа, когда китайские СМИ сообщили о создании истребителя пятого поколения. Тогда же появились и первые фотографии самолета. В 2017 году «Черный орел» был принят на вооружение. Сейчас в ВВС КНР эксплуатируются этих 28 самолетов.
Но и теперь о самолете известно не слишком много. В незаправленном виде, пустой, он весит 19300 кг, максимальная взлетная масса — 36300 кг. Полезная нагрузка — 11 тонн. Максимальная скорость — 2600 км/ч. Практическая дальность — 5500 км, боевой радиус — 2000 км. Практический потолок — 20000 м. Два двигателя. Один пилот.
Не имея большей информации, наблюдатели гадают относительно того, насколько «Черный орел» соответствует требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения. Разумеется, скептики всячески «разоблачают» J-20. Да, говорят они, у него нет и не может быть РЛС с АФАР (с активной фазированной антенной решеткой). На том основании, что в предыдущих китайских разработках такого не было. Неясны и параметры малозаметности. И это благодатная почва для экспертов, лоббирующих продукцию «Локхид Мартин», которые «разоблачают» и российский Су-57 — он якобы также светится на экранах радаров, как и F-16.
Но одно можно сказать определенно: с двигателем, имеющим схожие с АЛ-31Ф-М2 характеристики, добиться сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме вряд ли возможно. А это одно из требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения. Однако чрезмерно разрекламированный американский истребитель F-35, хоть также не дотягивает по этому параметру, но почему-то считается эталоном нового поколения.
К достоинствам «Черного орла» следует отнести вместительные внутренние отсеки, в которых могут размещаться 8 ракет класса «воздух-воздух». В связи с чем нет необходимости при выполнении стандартных боевых заданий цеплять ракеты на внешнюю подвеску, что, во-первых, резко снижает малозаметность самолета. А во-вторых, ухудшает аэродинамические качества. F-35 способен нести во внутреннем отсеке лишь 4 ракеты. Приходится добирать ударные возможности, используя 6 точек внешней подвески оружия.
Ракетное вооружение истребителя в полной мере соответствует его главному назначению — завоеванию господства в воздухе. Правда, «Черный орел» — это многоцелевая машина. Но функция нанесения ударов по наземным целям все-таки ограничена тем, что ракеты «воздух-поверхность» J-20 преимущественно держит на внешней подвеске. Об этих боеприпасах мало что известно в силу секретности.
О ракетах «воздух-воздух» можно сказать больше. Совсем недавно завершилась разработка и окончились испытания ракеты большой дальности PL-15. По дальности она уступает только российской Р-37М, которая способна улетать на 300 км. «Китаянка» на 10 км превосходит последнюю модификацию американской ракеты AIM-120 — 190 км против 180 км.
Максимальная скорость ракеты — 4,5М-5М. Что достигается за счет использования двухступенчатой схемы. Вначале отрабатывает твердотопливный ускоритель, после чего включается прямоточно-воздушный реактивный двигатель. Головка самонаведения ракеты двухканальная — радиолокационная и инфракрасная, что затрудняет борьбу с ней авиационных комплексов самообороны.
Читайте также
Константин Сивков: Мы сдерживаем триаду США, но вскоре все может измениться
Как модернизировать российские средства ядерного сдерживания, чтобы сохранить паритет
В США крайне болезненно отнеслись к тому, что «Черный орел» получил новую дальнобойную ракету. Стратегически это опасно для ВВС США, которые будут сильно ограничены в возможности проводить поблизости от материкового Китая крупные воздушные операции. Они не могут обходиться без участия заправщиков, самолетов АВАКС и командных самолетов. Именно они способны стать легкой добычей ракет PL-15. Будет отбита и атака бомбардировщиков на дальних подступах. У этой ракеты есть высокие шансы для перехвата и истребителей противника. И не только благодаря высокой скорости, но и прекрасным динамическим характеристикам.
Ну а для завоевания господства в воздухе, то есть для сражений на ближних и средних дистанциях, у «Черного орла» есть ракета PL-10E. Она также была принята на вооружение совсем недавно.
Ее дальность — 20 км. При этом ракета сверхманевренная за счет использования отклоняемого вектора тяги. Оснащена матричной инфракрасной головкой самонаведения, обладающей высокой помехоустойчивостью. Главный конструктор разработки Лян Сяогэн из Электронно-оптического исследовательского института Лояна утверждает, что PL-10E превосходит по боевым возможностям американскую ракету аналогичного класса AIM-9X. С российской ракетой Р-73М, обладающей перегрузочной способностью в 40 g, свою ракету китайский конструктор сравнивать не стал.
Военные новости: Немецкий эксперт оценил перспективы США в случае российского ядерного удара
Военные технологии: «На Су-57 такие большие заклепки, что летчики ВВС США их видят на радарах»