За несколько дней до того, как Евросоюз на официальном уровне подтвердил эту операцию против Штатов, респектабельный американский Fortune писал, что «Евросоюз скоро приведет Трампа в ярость» и реакция официального Вашингтона подтверждает эту оценку.
Казалось бы, Евросоюз всего лишь создал официальный канал для обхода санкций, которые США ввели против Ирана, но по обе стороны Атлантики всем ясно, что дело тут не в Иране, а в том, что ЕС бросил двойной вызов: с одной стороны, долларовой системе, а с другой — контролю США за внешней политикой европейских стран. Выражаясь на языке символов, можно сказать, что если у американского орла вырвать «санкционные когти», то получится довольно забавная, хотя и агрессивная курица, и именно из-за этого вопрос обхода иранских санкций приобрел столь принципиальный характер.
Авторы схемы обхода — Германия, Франция и Великобритания — спроектировали его таким образом, чтобы ответственность была коллективной. То есть у этой ситуации могут быть только два варианта развития: или Берлин, Париж и Лондон создают прецедент коллективного непослушания Вашингтону и демонстративно унижают американскую дипломатию и всю администрацию Трампа, или администрация Трампа демонстративно «возвращает в стойло» европейских вассалов, которым захотелось слишком много свободы.
Про так называемый INSTEX (Instrument In Support Of Trade Exchanges ) — немецко-французско-британский механизм, позволяющий европейским компаниям вести бизнес с Ираном без использования долларов и без прямых транзакций с иранскими структурами, которые мог бы проследить и заблокировать Госдеп, уже написано и сказано очень много, но есть несколько ключевых моментов, заслуживающих особого внимания.
Во-первых, нельзя не отметить, что в процессе создания этого механизма Берлин и Париж объединились с Лондоном и что эта совместная антиамериканская работа была проведена, несмотря на острейший конфликт между Великобританией и остальными странами Евросоюза в контексте предстоящего Брекзита. Это парадоксально и невероятно, но факты указывают на то, что желание «наказать» администрацию Трампа до такой степени сильно в европейских столицах, что даже «развод со скандалом» между Великобританией и ЕС не смог помешать объединению вокруг этой идеи.
Второй важный аспект сложившейся ситуации: европейцы продемонстрировали доселе нехарактерное упрямство и готовность вести независимую политику, несмотря на прямые угрозы со стороны администрации Трампа, которые были озвучены через «утечки» в американские информационные агентства и, скорее всего, были также переданы в Берлин, Париж и Лондон по соответствующим дипломатическим каналам.
«Белый дом предупреждает европейцев, заявляя, что если они попытаются все-таки обойти санкции США в отношении Ирана, то будут подвергнуты суровым штрафам и наказаниям. ЕС невозмутимо выполняет план, который, в случае его реализации, может еще больше обострить трансатлантические отношения», — сообщало агентство Associated Press.
Последовательность и смелость ведущих европейских держав особенно ценна в контексте того, что до создания нынешнего трехстороннего механизма такие страны, как Австрия и Люксембург, традиционно финансовые и банковские центры Европы, отказались от роли «стран размещения» структуры, через которую будут проходить сделки с Ираном, и этот отказ был мотивирован как раз давлением со стороны США. Однако, видимо, вопрос оказался до такой степени принципиальным, что ведущие члены ЕС решили взять дело в свои руки и разделили ответственность на троих: сама структура расположится во Франции, ее руководителем будет немецкий специалист по банковскому делу, а наблюдательный совет организации разместится в Великобритании.
Нельзя не отметить тот факт, что американская дипломатия вчистую проиграла этот раунд и вообще демонстрировала непонимание европейских настроений и серьезность намерений руководителей Германии, Франции и Великобритании. Еще в прошлом году посол США в Германии праздновал победу, когда немецкие банки отказывались работать с Тегераном, а западные СМИ писали о том, что создание европейского механизма обхода американских санкций вряд ли возможно.
Обычно ставка на то, что европейские страны не смогут договориться по какому-то сложному вопросу, — это хорошая идея, но на этот раз американская внешняя политика столкнулась с исключением из правил.
Если посмотреть на вещи цинично, то можно сказать, что администрация Трампа сделала для единения Евросоюза больше, чем все чиновники Еврокомиссии вместе взятые. Более того, если сейчас европейцам сойдет с рук этот «иранский заговор», то главный инструмент внешней политики США окажется бесполезным, и не нужно быть пророком, чтобы увидеть следующий ход в этой партии. Если Вашингтон попробует воплотить в жизнь свои угрозы по поводу введения санкций за «Северный поток — 2», то тот же самый механизм будет просто расширен на работу с российскими компаниями, что делает санкции, по большому счету, бессмысленными. Конечно, у администрации Трампа остается «последний довод»: введение ограничений уже не против компаний, а против Германии, Франции и Великобритании как государств, но если у президента США хватит смелости на такой безумный шаг, то его ждут серьезнейшие внутриполитические проблемы, а у европейских лидеров будет просто идеальный повод для принятия практически любых ответных мер, причем эти меры даже получат общественное одобрение.
Парадоксально, но самым уязвимым элементом схемы обхода санкций сейчас стал сам Иран, которому не нравится ограниченность европейского решения санкционной проблемы. Раздражение и нервозность официального Тегерана можно понять: экономическая ситуация сложная, внутриполитическая тоже, европейцы сорвали сроки по созданию механизма обхода санкций (он должен был быть готов в ноябре прошлого года), да и сейчас его еще нужно «довести до ума», на что, скорее всего, уйдет несколько драгоценных месяцев.
Впрочем, самое важное в этой истории уже произошло: старая Европа продемонстрировала волю к свободе от диктата США, а уж в каких формах эта воля реализуется в будущем, не так важно, а важно то, что Вашингтону эта европейская свобода сильно не понравится.