Новость, о которой рассказал заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов, отвечая на вопросы журналистов, в масштабах Арктики примерно сравнима с той, о которой в свое время сообщил миру президент Путин, рассказывая о «Сарматах».
Впрочем, по порядку.
Распоряжение правительства Российской Федерации о строительстве в 2020 году на дальневосточной судоверфи «Звезда» в Приморье первого атомного ледокола семейства «Лидер» выйдет в марте этого года.
Процитируем вице-премьера Борисова: «Уже сейчас мы договорились, что не позднее 15 марта «Роснефть» за кредитные средства начнет финансировать разработку проекта конструкторскому бюро, чтобы в срок построить корабль».
Что это означает.
Ледокол ЛК-120Я (расшифровывается как «ледокол мощностью 120 МВт (на валу), с ядерной силовой установкой») класса «Лидер» — это проект перспективных атомных ледоколов, первая и единственная задача которых обеспечение — внимание! — круглогодичной бесперебойной навигации по Северному морскому пути. Причем «Лидер» за счет увеличенной ширины корпуса способен проводить по СМП суда любой тоннажности. И еще некоторые характеристики: предельная толщина льда, преодолеваемого ледоколом, должна составлять более четырех метров. То есть если специально не забираться в торосы, то непрерывным ходом «Лидер» способен проходить фактически везде. При этом скорость хода по льду до двух метров включительно должна быть не менее 12 узлов, а автономность судна ограничена только источниками провизии — и более ничем.
Причем бороздить просторы арктических льдов, ни для одних судов в мире, кроме нее, недоступные, эта новинка готова не менее сорока лет: так рассчитаны сроки эксплуатации. Потом, возможно, потребуется некоторый ремонт и продление сроков: знаем мы этих русских атомщиков, у них на всех реакторах так.
А если серьезно, то качество работы этой государственной компании уже давно не нуждается в дополнительных рекомендациях. Опровергая тем самым все экономические теории о «большей эффективности частного собственника», кстати. Один «Лидер» вполне в состоянии проводить среди льдов целый караван даже долгой полярной зимой.
Технологическое превосходство России в Арктике по временной шкале (по оценке далеко не только российских экспертов) сейчас составляет как минимум пятнадцать лет. Военное превосходство вообще неоспоримо: тут еще и географический фактор (никто не виноват, что Арктика ближе всего именно к нашим берегам).
И этого нам совершенно точно не простят.
Мировое экономическое могущество англосаксонских цивилизаций сейчас зиждется отнюдь не на исключительном «господстве доллара», это для идеологизированных дилетантов. Настоящее господство Америки сейчас и Великобритании чуть раньше заключается в контроле над мировыми торговыми путями. Доллар тут всего лишь «инструмент учета». Пути сейчас преимущественно морские и океанские: здесь вообще нет ничего конспирологического, они элементарно дешевле любых сухопутных перевозок. У железнодорожных и автомобильных вариантов, разумеется, тоже есть свои конкурентные преимущества: скорость и «точечность» доставки, например. Но по стоимости все равно не сравнить.
И тут, кстати, одна любопытная деталь: именно поэтому так по-доброму смеялись американцы над нашими экспертами, удивлявшимся строительству дорогущих авианосцев, которые в условиях реальной «большой войны» не более чем «очень удобная цель», по которой уж ядерной-то боеголовкой совершенно точно не промахнешься. Просто авианосцы американцам были (и остаются) нужны не для «большой войны», а как раз для контроля «морских караванных путей» в их узловых точках. Как и многое, кстати, другое: помните, как быстро, нагло и жестко в свое время американцы зачистили Панаму? И назовите мне хотя бы одну причину, которая называется не «Панамский канал».
Северный морской путь же является по сути «каботажным маршрутом» вдоль северных российских берегов, и появиться там американские авианосцы при всем желании никак не смогут. Вернее, могут, но придется просить русских, чтобы впереди плыл «Лидер».
А проектная мощность Северного морского пути пока хоть особо и не афишируются, но при известных обстоятельствах вполне может выйти на цифры, сопоставимые с теми, которыми сейчас оперирует небезызвестный Суэцкий канал. То есть взять под контроль от семи до десяти процентов мирового грузового оборота.
С точки зрения американцев это чистый грабеж.
Особенно если к этому добавить еще и сухопутные трансевразийские транспортные коридоры и такие проекты, как тот же Северный широтный ход, связывающие морские и сухопутные перевозки в единый логистический конгломерат. Для наших американских партнеров это очень серьезный вызов. По сравнению с ним тот же «Северный поток — 2» не более чем невинная игра в «крысу»: тут речь идет о глобальной торговле, о подлинной причине экономического могущества США.
Вот только есть проблема: ни в военном, ни в политическом, ни даже в технологическом плане американцы нам в Арктике ничего не могут противопоставить. Проектов, сравнимых с «Лидером», у них пока что даже в перспективе не просматривается. Поэтому нам нужно будет готовиться к вещам вполне привычным и понятным: дикому визгу во всех массмедиа мира по любому поводу, касающемуся Арктики в ближайшей исторической перспективе, вплоть до помех от ядерных ледоколов брачным играм ластоногих.