Как часто бывает на нынешнем этапе «технически мирного времени», заявление о некоем успехе уже обозначило успех. А рассказ о новом оружии немедленно провозгласил его безусловную победоносность. Информационная война настолько расширила границы сознания, что скоро атомные субмарины будем топить, зачёркивая квадратики на листочке в клеточку, а ударные авиационные группировки сбивать словами «пиф-паф»…
Во всяком случае, демонстрация ролика о том, как израильский БЛА Mini Harpy разносит в хлам всевысотный радар-обнаружитель 96Л6Е от ЗРК С-400, вызвала сравнимую реакцию. Одни показали мультик, в котором изображение дрона отыскивает и уничтожает изображение установки из зенитно-ракетного комплекса. Другие возбудились в ответ и закричали, что это – мультик, а над деле пусть этот дрон-убийца ещё преодолеет оборону комплекса, чтобы иметь наглость разносить его на кусочки.
А с другой стороны, насмехаться не над чем. Потому что и законы информационного воздействия на массы, и всё активнее развивающаяся логика нечеловеческого разума систем искусственного интеллекта как раз к тому одновременно и ведут человечество, что виртуальные победы будут столь же действенны, как и реальные военные. Кому благоугодно будет, может взглянуть на Украину, где под чисто информационными и абсолютно лживыми жупелами о российской агрессии успешно формируется взаимно враждебная, именно что предвоенная реальность отношения к России…
Так что волей-неволей приходится серьёзно относиться и к мультикам…
Дрон-«камикадзе»
Из приёмов информационной войны и довольно удачно наложенный на сообщения о новом беспилотнике образ «дрона-камикадзе». В основу ментального вируса положено то обстоятельство, что летательный аппарат поражает цель, попросту втыкаясь в неё по команде оператора и взрывается вместе с нею всеми своими 8 кг ударной нагрузки. Будто бы у этой железки есть те же самоотверженный выбор и мужественная решимость, что у японских пилотов времён Второй мировой войны. Но героический образ создаётся, не отнять…
Итак, что же нам показали? Нам показали разработку израильской корпорации Israel Aerospace Industries (IAI), предназначенную для борьбы с различными целями. Но конкретно на видео отражено, как эта «Мини-Гарпия», что означает имя аппарата, поражает установку, мучительно похожую на радар 96Л6Е, установленный на шасси МЗКТ-7930. Такие радары входят в комплект российских зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400.
Намёк прозрачен. И он нацелен на Сирию, которую взяли под защиту русские системы ПВО. По изготовлению русские, а не по принадлежности, но суть предпосланной информемы от этого не меняется: израильский дрон легко и безболезненно уничтожает российское вооружение.
И на картинке – действительно легко и безболезненно. Вкупе с пояснениями до публики доводится следующая история: красивый двухметровый беспилотник общей массой 45 кг под действием порохового ускорителя выбрасывается из передвижного контейнера сразу на пару десятков дронов, затем по команде оператора патрулирует заданный район, а найдя цель, обрушивается на неё и уничтожает. Оператор же на своём управляющем устройстве видит оптическое изображение цели, наводит на неё своего невольного «камикадзе», причём фактически пилотирует его. А значит, полёт боевого устройства остаётся контролируемым, управляемым и для автоматических средств противодействия – непредсказуемым.
Выглядит впечатляюще.
Можно ли убить убийцу-«камикадзе»?
Вопреки распространённой легенде, японским смертникам во имя их микадо далеко не всегда удавались самоубийственные атаки. И даже не в большинстве случаев. Просто по той причине, что на последнем участке траектории они устремлялись на вражеский корабль по прямой. А с того по самолёту-убийце палили из всего, что стреляло. И достаточно часто – с хорошим успехом. И маневрировать пилоту на той технике было уже нельзя – лети в те самые свинцовые ливни, про которые в песнях поётся.
По той же причине и «нормальные» лётчики-торпедоносцы того времени считались смертниками: они жили в среднем не более 3-4 боевых вылетов…
А чем можно уничтожить маленький дрон, которого бестрепетный, ибо хорошо укрытый оператор ведёт на цель по самой прихотливой траектории?
Понятно, что ракеты самих ЗРК для этого не подойдут. Чересчур дорого будет, да и при всех их достоинствах совсем в упор эти вертикально стартующие ракеты работать не могут.
Специалисты главным средством противодействия таким атакам называли зенитно-ракетные пушечные комплексы ближнего радиуса «Панцирь-С1» и «Панцирь-СА». Это оружие достаточно хорошо может уничтожать подобные цели с малой эффективной площадью рассеивания (ЭПР), что и доказали в Сирии, когда с успехом отбивали налёты почти таких же дронов террористов.
Кстати, тогда много говорили о том, что по ряду деталей исполнения и сборки было видно, что к изготовлению тех террористских беспилотников явно приложила руку какая-то технически развитая держава. Традиционно грешили, естественно, на Америку. Но не следует ли из нынешней презентации израильтян, что и те и эти изделия вышли из одного «конструкторского бюро»?
Ещё одно «кстати» – кстати, на учениях русские зенитчики специально отрабатывают прикрытие позиций «основных» ЗРК ракетно-пушечными комплексами «Панцирь», отрабатывая в том числе и оборону против беспилотников.
Убить можно, но сложно
В то же время не следует недооценивать и противника – как и переоценивать свои средства защиты. «Панцири» – инструмент хороший, заверяют специалисты, однако и они стопроцентной гарантии отбить атаку малых дронов не дают. Их одноканальная радиолокационная система сопровождения цели не всегда даёт нужную точность наведения на малоразмерные цели. Особенно, если атака будет массированной, и особенно, если она будет сопровождаться приёмами радиотехнической разведки и радиоэлектронного подавления. Например, если над местом боя будут висеть хотя бы такие машины, как самолёт радиоэлектронного подавления Lockheed EC-130H Compass Call (который излучением забивает РЛС атакуемого объекта) и самолёт радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18 Growler (который делает постановку помех).
Понятно, что вот по ним ракеты С-300 или С-400 отработать могут с удовольствием. Отсюда, собственно, и рождается первое правило только нарабатываемых ныне наставлений по борьбе с дронами – комплексное противодействие. Не только раннее обнаружение благодаря вынесенному на 40 м вверх на вышке 40В6М локатору, не только отстрел вражеских аппаратов «Панцирями» (а также «Тунгусками») – но и системы РЭБ типа «Красухи» или «Автобазы» должны также участвовать в защите позиций ПВО. И – в перехвате управления дронами из рук вражеских операторов.
Кроме того, интегральность обороны помогут установить и укрепить ЗРК среднего и ближнего радиуса, такие как, скажем, «Top-М2У» с ракетой 9М331М.
Наконец, нельзя забывать и о пехотном, так сказать, прикрытии. Что делать – немножко возвращаемся во времена Второй мировой войны, когда такое, казалось бы, мощное и совершенное орудие, как танк, непременно нуждалось в сопровождении пехоты. Ибо без неё танк слеп, а она успевает вовремя заметить и ликвидировать вражеского гранатомётчика. Война сейчас немножко изменилась, и в руках бойца прикрытия вместо автомата ППШ полезнее будет боевой генератор электромагнитных импульсов «Ранец-E» (ЭМИ-генератор).
Ну, конечно, не в руках – это для сравнения только. Потому что система «Ранец-Е» весит 5 тонн и ездит на шасси автомобиля МАЗ-543. Но она именно – прикрытие: в комплексы С-300 и С-400 она не входит. Военные её как-то не любят, считая слишком неудобной из-за длительных пауз для перезарядки генератора излучения. Зато когда по дронам «стреляет» импульс мощностью 500 мегаватт, втиснутых в 10–20 наносекунд, – это выжигает все их системы наведения и электронику.
Так что, возможно, именно такие беспилотники, что показали израильтяне, вызовут к жизни системы, подобные «Ранцу-Е», но только в более совершенном исполнении. И вовсе – лазерные?
В общем, получается, как в той поговорке: всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Израильские «Гарпии» пока не убивают. Но своим появлением обозначают новый виток вечной борьбы «снаряда» и «брони».
Так что будет защита от «Гарпии». Куда она денется.