На этой неделе два скоростных транспортно-десантных катера БК-16 совершили переход из Севастополя в Керчь, где поступили в распоряжение отряда войск национальной гвардии. Передача катеров проходила в торжественной обстановке под руководством начальника управления объектов охраны на акватории Росгвардии контр-адмирала Андрея Шатаева. Об этом сообщила пресс-служба Южного округа войск Росгвардии.
Главная задача, которая возлагается на катера — охрана Крымского моста с целью предотвращения террористических актов и иных противоправных действий.
Катера проекта 02510 типа БК-16 были разработаны на дочернем предприятии Рыбинской верфи — в компании «Еврояхтинг». Производятся в Рыбинске. Первый катер проекта был передан ВМФ России для службы на Черном море в 2015 году. Два БК-16 (бортовые номера 490 и 491) — это первые катера данного проекта, поступившие в распоряжение Росгвардии.
Имеют водоизмещение 20,5 тонны. Длина — 15 м, ширина — 3,8 м, высота — 3,35 м, осадка — 0,9 м. Максимальная скорость — 40 узлов. Дальность плавания — 400 миль. Экипаж состоит из двух человек. Катер способен вмещать до 19 десантников.
Читайте также
Севморпуть: Москва предъявила кораблям НАТО ультиматум
За арктическую кладовую Россия готова биться насмерть
БК-16 способен на реках и в прибрежной морской зоне осуществлять десантные, антитеррористические, спасательные и транспортные операции. Может поддерживать десант огнем, используя для этого 4 пулемета калибра 7,62 мм, пулемет калибра 12,7 мм и гранатомет калибра 40 мм. Все вооружение собрано в боевом модуле и управляется дистанционно. Модуль разработан концерном «Калашников», куда входят Рыбинские верфи.
Возможно размещение четырех мин или пусковой установки для управляемых ракет.
Разумеется, этими двумя катерами не ограничивается перечень плавсредств, занятых охраной Крымского моста, длина которого достигает 19 километров. Задача охраны моста — двухуровневая. Постоянное патрулирование, контроль надводной, подводной и воздушной обстановки непосредственно в зоне расположения охраняемого объекта осуществляет Росгвардия.
В случае осложнения ситуации, то есть возникновения угрозы применения противником серьезного вооружения, на помощь приходят силы Черноморского флота ВМФ. А они значительны.
Росгвардия эксплуатирует еще один тип катеров — «Грачонок» проекта 21980. Это противодиверсионный катер, имеет более солидное водоизмещение — 139 тонн. В длину достигает 31 м, в ширину — 7,5 м. Развивает скорость в 23 узла, дальность плавания составляет 200 миль. Экипаж — 8 человек.
«Грачонок» способен бороться и с воздушными целями. Для этого на борту имеется ПЗРК «Игла» с четырьмя зенитными ракетами. Для обнаружения целей, как воздушных, так и надводных используются РЛС и оптико-электронный телевизионный комплекс.
Также катер контролирует подводную обстановку, для чего оснащен буксируемой гидроакустической станцией. Есть возможность проведения подводных противодиверсионных операций или аварийно-восстановительных работ как с помощью телеуправляемого подводного оборудования с рабочей глубиной до 300 метров, так и с привлечением водолазов. Для осуществления безопасности подводных водолазных работ предусмотрена барокамера.
Стрелковое оружие представлено крупнокалиберным тумбовым пулеметом калибра 14,5 мм. Есть дистанционно управляемый гранатомет калибра 55 мм и ручной противодиверсионный двуствольный гранатомет калибра 45 мм.
Скоростной противодиверсионный катер проекта 03160 «Раптор», выпускающийся заводом «Пелла», и по внешнему виду, и по характеристикам, и по перечню решаемых задач очень похож на БК-16. Немного побольше водоизмещение — 23 тонны, и повыше скорость — 48 узлов. То есть оторваться от него не дано ни одному катеру и кораблю, которыми могут располагать диверсанты. Он способен плавать при пятибалльном волнении моря и высоте волн в 4,5 метра.
Вооружение — боевой модуль с пулеметом калибра 14,5 мм и расположенные побортно два пулемета калибра 7,62 мм.
Строго говоря, «Рапторы» относятся не к Росгвардии, а к отряду противодиверсионных сил и средств Черноморского флота. Но решают они те же задачи что и БК-16.
В охране моста принимают участие и береговые силы. От ударов с воздуха защищает зенитно-ракетная система дальнего действия С-400, базирующаяся в Феодосии, а также объектовые ЗРАК «Панцирь-С1». Несут службу и ЗРК «Тор» и «Бук». Дальний контроль воздушной и надводной обстановки осуществляет загоризонтная РЛС «Подсолнух». В патрулировании воздушного пространства участвуют истребители Су-27.
Для борьбы с кораблями любого ранга предназначены береговые ракетные комплексы «земля-море» «Бал» и «Бастион». Первый из них вооружен дозвуковой ракетой Х-35, второй — сверхзвуковым «Ониксом».
Росгвардия контролирует прилегающую к мосту наземную территорию, осуществляя контроль движения по мосту с целью выявления угрожающего безопасности автотранспорта. При этом действия росгвардейцев избирательные — от визуального осмотра до досмотра с использованием технических средств. Надежность работы «сухопутных» гвардейцев существенно повышают 190 камер, изображения с которых поступают на центральный пункт управления, а также химические анализаторы и индукционные датчики, работающие в автоматическом режиме. На мосту посты Росгвардии с определенными промежутками. В случае возникновения чрезвычайной ситуации они могут быть усилены дополнительными расчетами росгвардейцев, перемещающихся на БТР или на автомобилях.
Но и сам мост представляет собой сложное техническое сооружение, в котором проблема защиты решается как на конструктивном уровне, так и с использованием автоматизированной системы обороны. При этом введен и режим сопровождения патрульными катерами и кораблями каждого судна, которое проходит под мостом.
Читайте также
Проект «Подкопщик»: Туннель для спецназа нацелен на Кремль
Пентагон уходит под землю, готовясь к новой войне
Перед опорами моста установлены защитные палы, предотвращающие как случайное столкновение, так и умышленный таран. Палы представляют собой гидротехнические сооружения, состоящие из металлического шпунта, каменной засыпки и оголовка из прочного железобетона.
Система контроля подводной обстановки с целью обнаружения как боевых пловцов, так и технические подводные средства называется «Плавник». Отчасти она напоминает аналогичные системы, использующиеся на подводных лодках. Но, разумеется, имеет меньшую чувствительность. Мост окружают расположенные под водой как пассивные гидрофоны, которые улавливают звуковые волны, так и активные излучатели, сканирующие пространство, и получающие обратно отраженные от объектов волны, как это происходит в РЛС.
При приближении к мосту на расстояние в 300 метров подводный пловец-диверсант получает от «Плавника» предупреждающий звуковой сигнал. Сигнал такой силы, что пловец начинает чувствовать себя достаточно некомфортно. Если же расстояние сокращается до 100 метров, то сила звука увеличивается настолько, что дальнейшее пребывание под водой становится непереносимым.
Можно предположить, что не все секреты охраны моста выкладываются в открытый доступ. Поскольку объект-то почти военный. Нельзя ничего отыскать, например, про защиту от торпедной атаки. Атаку, разумеется, система «Плавник» обнаружит. Но вот чем мост будет перехватывать торпеды? Вот в чем вопрос.
Военные новости: Эрдоган заявил, что было бы безнравственно отказаться от С-400
Военные технологии: ВМФ России ставит океан на прослушку