«Два бомбардировщика B-52H Stratofortress поднялись в воздух 4 марта 2019 года с базы Андерсена (Гуам) и приняли участие в учебных миссиях, — говорится в заявлении командования Тихоокеанских ВВС США — Один бомбардировщик провел учения в районе Южно-Китайского моря, прежде чем вернуться на Гуам, в то время как другой — пролетел вблизи Японии».
В аккаунте Aircraft Spots в Twitter можно было проследить маршрут полета B-52H с авиабазы Гуама в Южно-Китайское море. Самолет пролетел над имеющим стратегическое значение архипелагом Сиша (Парасельские острова), который Пекин считает своей территорией. Причем, на борту B-52H с большой вероятностью имелось ядерное оружие.
Как известно, именно здесь проходит морской путь, соединяющий Тихий и Индийский океаны, поэтому контроль над Сиша является для Китая важнейшим вопросом национальной безопасности. Но у Вашингтона свои планы. Из-за этого градус конфронтации между американскими и китайскими боевыми кораблями в спорном регионе поднимается из года в год. Сегодня наблюдается состояние, близкое к «точке кипения». А это, в свою очередь может привести, к прямому боевому столкновению и даже к локальной войне в акватории Южно-Китайского моря.
Читайте также
Севморпуть: Москва предъявила кораблям НАТО ультиматум
За арктическую кладовую Россия готова биться насмерть
Чтобы избежать такого сценария, Пекин ведет беспрецедентное в мировой истории строительство своего надводного флота, чтобы в ближайшее время создать самые передовые ВМС. Как известно, к 2025 году Китай планирует довести число авианосных групп до семи. В частности, уже спущен на воду корабль-носитель Type 001А, оборудованный неядерной энергетической установкой и водоизмещением около 50?000 тонн. СМИ также сообщают о строительстве более крупных авианосцев Type 002 и 003, а также 40 000-тонных десантных монстров и штурмовых кораблей Type 075, имеющих палубы для взлета самолетов и вертолетов.
В то же время ВМС США располагает 20 авианосцами, из которых 11 водоизмещением 100?000 тонн. Еще девять — формально являются большими десантными кораблями, но несут на борту боевые самолеты, в том числе новейшие F-35B. Таким образом, преимущество, или хотя бы паритет в морской авиации в Южно-Китайском море Пекин способен обеспечить исключительно за счет аэродромов на спорном архипелаге. Однако демонстрация полета B-52H означает, что ВВС США готовы уничтожить островную военную инфраструктуру тактическим ядерным оружием.
Вполне вероятно, что в случае горячей фазы кризиса Вашингтон по разным причинам не сможет подтянуть все свои авианосные ударные группы в Южно-Китайское море (из-за ремонта, участия в других регионах и т. д.). Тогда 7 плавучих аэродромов Поднебесной вполне смогут стать грозной силой на пути Америки.
Проблема, однако, в том, что конфликт может разгореться до 2025 года — это первое. Второе: даже если китайцы к этому сроку спустят на воду запланированные гигантские корабли, потребуются еще годы, чтобы те обрели необходимую боеготовность. И третье: Соединенные Штаты тоже не стоят на месте и активно модернизируют своей флот.
Тем не менее, ассиметричный ответ у Пекина подготовлен. Вывести из строя американские авианосцы по пути следования в Южно-Китайское море способны большие военные корабли с эффективной бортовой ПВО и мощным ракетным оружием.
Первым китайским «врагом авианосцев» стал эсминец Type 052D (спущен на воду в 2013 году) водоизмещением 8500 тонн, чье вооружение превзошло мощь самого сильного на Западе эскадренного миноносца типа «Арли Бёрк». Из публичных источников известно, что эсминец Type 052D оборудован радаром «Драконий глаз» с активной электронно-сканируемой антенной решеткой (AESA)H/LJG-346A, а также передовыми системами противоракетной и противолодочной обороны. Но самое главное — эсминец несет на борту целый арсенал противокорабельных ракет большой дальности.
Китай пришел к выводу, что даже относительно небольшой флот мощных эсминцев способен компенсировать огромное военно-морское преимущество Соединенных Штатов. Так, моделирование морских сражений показывает, что уничтожение эскорта, который включает в себя миноносцы и подлодки противника, делает авианосцы классов «Нимиц» и «Джеральд Р. Форд» крайне уязвимыми.
Другими словами, 50 000-тонный концептуально старый авианосец, который сопровождают мощные эсминцы, всегда справится с ударной группой во главе с 100 000-тонным суперсовременным авианосцем, которого эскортируют слабенькие миноносцы. Первый способен быстро нейтрализовать охрану второго на экстремальных дистанциях, когда еще слаба воздушная поддержка.
Однако американцы по-прежнему ставят на плавучие аэродромы. Как писала «Свободная Пресса», американский судостроительный гигант Huntington Ingalls заключил контракт на $ 15,2 млрд. с Пентагоном на строительство сразу двухавианосцев класса «Джеральд Р. Форд». Более того, истеблишмент США мечтает довести парк этих гигантских кораблей до 15 единиц.
Читайте также
Переговоры кончились. На Курилах настает время «больших батальонов»
Слабость России на Дальнем Востоке подталкивает Японию силой решать территориальный спор
Между тем, в 2018 году китайские верфи завершили строительство трех элитных эсминцев Type 055 (водоизмещение 13?000 тонн — авт.), которые стали самыми тяжелыми и мощными судами этого типа в мире. Чтобы было понятно, о чем идет речь: Type 055 имеет 112 пусковых ракетных установок, залп из которых, как минимум, в два раза мощнее, чем тот, на который способен относительно старый «Арли Бёрк». Всего Пекин ежегодно спускает на воду три корабля Type 055 и три Type 052D, то есть по 6 новейших эсминцев.
Пентагон в свое время предполагал, что разработка американского эсминца нового поколения класса Zumwalt нейтрализует китайские Type 055 и Type 052D, однако из-за запредельной стоимости в $ 7 млрд. и технических проблем, эта программа прекращена и 90% заказов отменено.
Таким образом, сегодня на Западе нет эсминцев, которые могли бы конкурировать с Type 055, если не считать российский «Лидер» проекта 23560 водоизмещением 19?000 тонн и с более сотней ракет «Калибр» и «Циркон». Впрочем, Россия не скоро спустит на воду хотя бы один корабль этого класса, чей проектный срок строительства составляет 7 лет (в отличие от Type 055, который строят 4 года).
Дело даже не в деньгах. Можно не сомневаться, Кремль выделил бы необходимые средства, уверены, как в США, так и в Китае. Главная и почти неразрешимая проблема российского судостроения — это отсутствие ответственных команд по-настоящему профессиональных менеджеров, которые смогли бы обеспечить быстрое получение необходимых технологических компетенций и строительство высокопроизводительных верфей. Впрочем, такой вывод справедлив, увы, для многих отраслей национальной экономики.
Новости Китая: Китай завершил испытания нового твёрдотопливного ракетного ускорителя
Военные технологии: ВМФ России ставит океан на прослушку