Двадцать третьего апреля информационное агентство Reuters внесло изменения в свою публикацию от 18 апреля. Изначально в ней утверждалось, что Венесуэла продает нефть в обход санкций по схеме, в которой присутствует «Роснефть».
Агентство пояснило, что правки были внесены, поскольку оно «не может однозначно определить», функционирует ли в реальности описанная комбинация, а также было уточнено, что «эксперты не видят нарушения санкций».
Эти изменения в тексте были сделаны после того, как со стороны «Роснефти» последовала крайне резкая реакция на исходную версию статьи. В компании ее назвали ложью и «информационной провокацией», а также пригрозили обратиться в правоохранительные органы России для пресечения «противоправной» деятельности агентства в стране.
Заявление «Роснефти» и ее намерение добиться запрета на работу Reuters в России вызвали насмешки со стороны ряда отечественных политических сил и СМИ. Ядовитые комментарии подразумевали, что российская корпорация выглядит моськой, лающей на глобального медийного «слона», каковым является информагентство. Но развитие событий в стотысячный раз подтвердило правоту старой истины, что хорошо смеется тот, кто смеется последним, а внешние оппоненты России и ее внутренние скептики никак не способны преодолеть свою привычку недооценивать российское государство и аффилированные с ним структуры.
Однако в этой истории есть еще один важный аспект, касающийся сложившейся в мире ситуации.
За последние годы всякое подобие респектабельности и некогда достойной репутации растеряли даже самые уважаемые в прошлом западные СМИ и политические силы. Будем честны, клеветническая публикация в Reuters о «Роснефти» никого не удивила, агентство ныне регулярно ловят на лживых вбросах.
В принципе, общие причины происходящего вполне понятны. Ожесточенность политического противостояния (причем не только на международной арене, но и во внутренней политике западных стран) достигла такого уровня, что определилась целая группа фигур — как людей, так и организаций, — в отношении которых отменены любые правила и необходимость соблюдения хотя бы минимально этичного поведения. Трамп, Путин, Асад, Орбан, «Альтернатива для Германии»… список можно продолжать очень долго.
В этот перечень входит и «Роснефть».
За последние годы российской нефтяной компании на Западе создан прямо-таки инфернальный образ. Нет такого греха и преступления, в котором бы ее прямо или завуалированно не обвиняли. В этом смысле публикация в Reuters была абсолютно в русле данного тренда.
Любопытно скорее другое — то, что это совершенно беспардонное враждебно-клеветническое поведение не распространяется на другую российскую госкорпорацию, играющую значительную роль в продвижении национальных интересов страны на мировой арене. Речь, разумеется, о «Газпроме».
Это тем более странно, учитывая, что у Запада есть весьма длинный список претензий и к российскому газовому гиганту, включая его успехи, несмотря на все препоны, в строительстве новых трубопроводов и во вхождении на мировой рынок сжиженного природного газа. Все это вызывает нескрываемое раздражение, которое регулярно демонстрируется в том числе на страницах западной прессы, но даже близко не сравнится по накалу с тем потоком ожесточенной ненависти и лжи, который выплескивается на «Роснефть» и ее руководство со страниц самых влиятельных западных СМИ.
Совершенно логично возникает вопрос, с чем связана такая разница в отношении Запада к двум российским корпорациям, занимающимся в общем сходной деятельностью.
Представляется, что ответ стоит искать в самом существе продуктов, на которых специализируются компании. Проще говоря, в нефти и газе.
Россия, по сути, уже полвека одна из главных газовых держав мира и играет важнейшую роль на мировом газовом рынке. «Газпром» — влиятельный международный концерн с обширными деловыми связями в западном бизнесе и общественно-политической сфере. Его партнерами уже много десятилетий выступают крупнейшие корпорации планеты.
Глобалистский истеблишмент, разумеется, не могут не раздражать нынешние успехи «Газпрома», но этот негатив до определенной степени смягчается тем, что они — эти успехи — органично продолжают советские традиции. Да, обидно, что русские сохранили и нарастили советский потенциал, но в целом российская газовая корпорация для Запада, как говорится в старой английской поговорке, хорошо знакомый ему дьявол.
С нефтью же все обстоит прямо противоположным образом.
Очень долго, те же полстолетия, черное золото неизменно было одной из самых уязвимых точек для России.
Крупный нефтяной импортер, критически зависящий от соответствующих доходов, страна не была влиятельным игроком на мировом рынке черного золота. Более того, именно контроль Запада над нефтяными ценами много десятилетий оставался важнейшим политическим инструментом его давления на геополитических конкурентов, что сыграло не последнюю роль, в частности, в кризисе отечественной экономики в позднесоветский период.
Однако в данный момент, прямо на глазах у всего мира ситуация кардинально меняется. Москва постепенно перехватывает у Запада контроль над мировым нефтяным рынком. Она практически «угнала» ОПЕК у Вашингтона, договорившись за его спиной с Саудовской Аравией.
При этом, если на рынке газа Москва работает традиционными для себя «солидными» методами и с «респектабельными» партнерами (Европой, Китаем, Турцией, крупнейшими корпорациями и так далее), то в нефтяной отрасли она показывает миру совсем другую Россию — хитроумную, пронырливую, крутящую замысловатые схемы со «странами-изгоями» (Ираном, Венесуэлой, Сирией). Вроде все по правилам и предъявить нечего, но Запад обнаруживает у себя провал за провалом, а русские тем временем откусывают все новые куски рынка и влияния.
И ключевую роль в этих процессах играет именно «Роснефть».
Ничего удивительного, что корпорация вызывает столь жгучую «классовую ненависть» у Запада. Ведь она воплощает собой ту новую Россию, которая для него совершенно незнакомый дьявол.