На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде заложили сразу два больших десантных корабля модифицированного проекта 11711. Так воплощается концепция будущего военного флота России.
Надо сказать, главком ВМФ России Владимир Королёв держит слово. Сказал, что «основу группировок кораблей в океанской зоне составят фрегаты и большие десантные корабли» – и вот, пожалуйста: одновременно, в один и тот же день, только на разных заводах закладываются два фрегата и два больших десантных корабля (БДК).
Конечно, слово адмирал держит не только своё: точнее было бы сказать, что это слово всего государства Российского, заложившего соответствующие планы в свою кораблестроительную программу и программу вооружений. Но всё равно: надо признать, залп – ну, или, если угодно, аккорд – получился впечатляющий. Давно русский флот такие аккорды не исполнял.
Фрегаты и десанты
Про начавшие строиться фрегаты особо сказать нечего. Это корабли того же проекта 22350, достойный представитель которого «Адмирал флота Советского Союза Горшков» подтверждает славу лучшего в мире корабля своего класса, неся парадные вымпелы сквозь туманы Циндао. Та же «адмиральская серия» с управляемым ракетным оружием, к которому в ближайшее время должно прибавиться прилагательное «гиперзвуковое».
А вот с большими десантными кораблями история посложнее.
Но сначала – что именно заложили.
Заложены БДК «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». В честь адмирала Владимира Андреева, легендарного командующего операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в 1945 году, и генерал-майора Василия Трушина, который в том же 1945 году командовал десантной операцией по занятию Сейсина (Чжончжина) в Корее, за что получил звание Героя Советского Союза.
Это корабли проекта 11711 – из той серии, головной корабль которой, «Иван Грен», строился долго, мучительно, с остановками. И вообще, казалось, без перспектив, потому что полагались на «Мистрали» и на верность французов заключённым контрактам на их строительство.
«Иван Грен» тем не менее был выпущен, нормально прошёл стандартные испытания, неплохо заявил себя в эксплуатации. Однако – не идеально. И вот теперь новые корабли этой серии будут строиться с учётом полученного опыта и замечаний.
Хотя что значит – с учётом? Проект местами переработан радикально. И не просто поменялась архитектура – скажем, выросла вертолётная палуба под вертолёты Ка-52К «Катран». Корабли расширены настолько, что само их водоизмещение выросло до 7–8 тысяч тонн. Поменялась надстройка.
На этом, однако, серия БДК проекта 11711 и будет завершена. Если всё пойдёт по плану, то новые БДК должны войти в состав флота в 2023 и 2024 годах.
Корабли обиженного проекта
В базовом виде корабли 11711 имеют длину 120 метров и ширину 16,5 метра, водоизмещение до 5000 тонн. Скорость до 18 узлов. Дальность похода до 3500 миль. Вместимость до 300 десантников, 13 танков или 36 БМП. Для высадки десанта на необорудованном побережье есть специальные понтоны, которые при сцепке образуют мост от корабля до берега. Высадка возможна при волнении до 4 баллов.
Вооружение – две 30-миллиметровые шестиствольные артустановки АК-630 с радиолокационной системой управления, а также одна сдвоенная АУ АК-630М-2 «Дуэт» скорострельностью до 10 000 выстрелов в минуту. Две 14,5-миллиметровые морские тумбовые пулемётные установки МПТУ «Жало», которые могут стрелять на дальность до 2000 метров. Имеются средства РЭБ.
Численность экипажа 100 человек.
Сам по себе проект 11711 стоит, можно сказать, на плечах проекта 1171, который начал строиться ещё в 1960-е годы и по которому была сделана серия из 14 кораблей. Кстати, для своего времени достаточно удачных.
«Наследнику», однако, не очень повезло. Доводился проект 11711 в девяностые годы, что само по себе говорит о многом. По крайней мере объясняет, почему строительство «Ивана Грена» в среде моряков характеризуется словом «опупея». Ещё бы – если контракт на постройку корабля был подписан в 2004 году, в строй он должен был войти в 2008 году, а реально получил Андреевский флаг только в 2018 году!
Проблема была в неопределённых «хотелках» тогдашнего флотского руководства. Оно только техзадание меняло трижды, чертежи перерисовывались на седьмом году строительства, деньги уходили на финансирование других проектов. И так далее и тому подобное. Результат был запрограммирован: всё равно, убив на корабль более чем квадратную сумму в 5 млрд рублей, страна обнаружила себя после начала сирийской кампании в 2015 году перед необходимостью нанимать гражданские суда, чтобы перебросить необходимые для группировки в Сирии военные грузы.
Словом, «Ивана Грена» строили так долго, что он устарел ещё до конца строительства. Более того, оказалось, что у корабля есть серьёзные проблемы с остойчивостью и задним ходом.
Именно по этой причине задуманную было серию из 18 единиц сократили до двух. По этой же причине в лихорадочном темпе «учитывали замечания», спешно модернизируя проект без смены его индекса. Нужные ведь подобного класса корабли, никуда не деться!
Значит, остаётся только надеяться, что пока строятся усовершенствованные «Иваны Грены», конструкторская и инженерная мысль России плотно занимается созданием следующего, по-настоящему современного большого десантного корабля. Который будет оперировать не парой вертолётов, а располагать возможностями высадки массированных десантов на любое побережье мира.