На заводские ходовые испытания вышел второй малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт». Если быть скрупулёзным, то малый ракетный корабль «Советск» (заводской номер 252) был выведен не в море, а в Ладожское озеро. По Неве с территории АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»» (Отрадное, Ленинградская область). На озере корабль будет проходить заводские ходовые испытания (ЗХИ), после чего наступит этап государственных испытаний. Вот те уже будут проводиться в море, на Балтике.
Тем не менее событие значимое: новый корабль покинул свои заводские «ясли» и через уже непродолжительное время войдёт в состав русского военно-морского флота.
«Каракурт» имени города
«Советск» стал вторым малым ракетным кораблём (МРК), дошедшим до стадии заводских ходовых испытаний. Первым ровно год назад начал проходить проверку в сложной гидрографии и непредсказуемой погоде Ладоги его собрат, головной корабль серии «Мытищи». В декабре прошлого года он был введён в строй кораблей Балтийского флота.
Наблюдатели отмечают, что на борту «Советска» до сих пор значится прежнее наименование корабля — «Тайфун». Просто изначально вся серия, запланированная военными из 18 единиц, должна была носить имена «явлений плохой погоды», как шутили на флоте. При этом, однако, новая линейка кораблей стала бы в известном смысле преемницей двух прежних серий, весьма достойно проявивших себя на службе Отечеству. «Ураган», «Шторм», «Тайфун», «Смерч» и другие из первой серии советских сторожевых кораблей (СКР) типа «Ураган», заложенные в 1920-1930-е годы, затем весьма достойно проявили себя в Великой Отечественной войне. А в послевоенное время было построено 47 МРК «плохой погоды» проекта 1234. При водоизмещении в 700 тонн их недаром прозвали «пистолетом у виска империализма» — вооружение и боевые качества делали их более чем серьёзной угрозой для кораблей вероятного противника. Стоит напомнить, что в ходе «Пятидневной войны» по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года только один МРК «Мираж» принудил к капитуляции весь грузинский военный флот: один ракетный катер затопил, другой повредил, остальные заставил смирненько стоять у стенки.
А на обратном пути принудил к стирке форменного обмундирования ещё и экипаж украинского ракетного катера «Каховка», который пытался воспретить «Миражу» вход в Севастополь.
История, которую нельзя не воспроизвести
Это действительно великолепная история, рассказанная блогером U-96, сославшимся на сообщения его севастопольских друзей и телефонный разговор с одним из офицеров ВМСУ.
Дело было так. Навстречу идущему в Севастополь российскому малому ракетному кораблю «Мираж» вышел украинский ракетный катер «Каховка», который получил приказ продемонстрировать контроль Киева над акваторией. А Киев всеми фибрами души был тогда за грузинский режим Саакашвили. Но вот беда — прямо на фарватере военных кораблей (ФВК) у «Каховки» заглох двигатель. То есть демонстрация удалась: украинское судно неуклюже раскорячилось посреди ФВК, перекрыв вход в бухту.
Пока зрители на берегу гадали, чем закончится эта политическая провокация по отношению к разгорячённому победой русскому флоту, украинский катер начал дрейфовать к волнолому. С вполне предсказуемыми аховыми перспективами.
Буксир ему выделили. Старый и дряхлый «Красноперекопск», к тому же утерявший куда-то военно-морским способом… буксирный конец.
А русский «Мираж» как раз лёг на входные створы. Увидев возню на фарватере, там сыграли боевую тревогу. Исполняя команду на тестовый проворот, шевельнули своими стволами артавтоматы «Миража»…
«Вот тут-то на катере с буксиром и опоросились, — написал далее U-96. — И заорали: «Вы чо? Охренели?! Не стреляйте! Мы ж не специально!»»
Тогда «Мираж» обесточил стволы, принял в сторону, обогнул застывшую на фарватере украинскую парочку и пошёл к пирсу. А на «Каховке» и «Красноперекопске» радостно обнимались!
«Каракурты» ещё лучше!
Проект 22800 является дальнейшим развитием хорошо зарекомендовавших себя и эффективных малых ракетных кораблей этих легендарных серий. Кроме того, «Каракурты» должны до некоторой степени заместить МРК проекта 21631 «Буян-М», будучи более совершенными.
«Каракурты» были задуманы в качестве мощных носителей ракетно-артиллерийского вооружения, по насыщенности которым на единицу площади МРК приближается к полноценному эсминцу. Это при водоизмещении всего в 800 тонн.
Мощная артиллерийская установка АК-176МА, прозванная «металлорезкой». В качестве оружия ПВО имеется корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-МЕ». Из ударных средств — ракетный комплекс «Калибр-НК» (8 единиц) радиусом поражения от 1500 до 2600 км и более, установка 3С14 для противокорабельных ракет П-800 «Оникс». Сюда же можно уже записывать и гиперзвуковые ПКР «Циркон» — пусковые установки одни и те же, дело только за поставкой «Цирконов» на вооружение. То есть и вражеские корабли в пределах 500-600 км могут смело спускать шлюпки за борт в случае плохого развития отношений с «Каракуртами»: защиты от «Цирконов» сегодня нет ни у кого в мире.
При этом у данных кораблей водоизмещение небольшое — 800 тонн. Малозаметный — используются технологии «стелс». Хорошая, годная такая скорость — больше 30 узлов — при высочайшей манёвренности и поворотливости. Осадка небольшая — 4 метра.
Это позволяет «Каракуртам» довольно легко перемещаться по внутренним водным путям России, быстро маневрируя между морями от Каспия до Балтики и от Белого моря до Чёрного. Благодаря этому таким кораблям можно даже вовсе не выходить в открытое море, чтобы держать в радиусе поражения практически всю Европу с основными её ракетными и военно-морскими базами. С их осадкой и водоизмещением «Каракурты» смогут легко спрятаться на любом озере, водохранилище, чуть ли не в затоне. А при необходимости они закроют что датские, что черноморские проливы, воспретив вражеским кораблям вход в их акватории. Что называется, мал клоп, да… превращает Балтийское и Чёрное моря фактически во внутренние водоёмы России.
И испытания на Ладоге становятся в этом смысле буквально символичными.