Россия – государство, имеющее выход к тринадцати морям трех океанов и самую протяженную в мире морскую границу. Поэтому России нужен мощный современный флот, с высокими показателями боевой эффективности, флот, который вписывался бы в интегрированную систему военной мощи, но с полномасштабным учетом флотской специфики. Ведь именно флот, обладающий практически всеми существующими средствами из арсенала вооруженной борьбы, является универсальным, мощным и высокомобильным видом ВС, способным эффективно действовать в любых средах, районах и условиях.
Однако сегодня Россия и ее Военно-морской флот не развиваются как единая сбалансированная система и переживают глубокий кризис в своей трехвековой истории.
За пределами России остался ряд крупнейших судостроительных предприятий. Значительно сократился корабельный состав. В сложном положении находится важнейший компонент ядерного щита России – морские стратегические ядерные силы (МСЯС). Необходимо вернуть важнейшие элементы системы базирования флота в Мировом океане.
Ситуация значительно усугубляется отсутствием сколько-нибудь осмысленного системного финансирования, ценообразования на флоте, государственного планирования и нормального управления строительством флота, а также его применением.
Морская мощь страны существенно ослаблена тем, что резко сократился и устарел вспомогательный флот, наш торговый флот и океанский рыболовецкий флот, сократились масштабы научных исследований и сопутствующих этому задач с использованием соответствующих кораблей.
Монетарная политика и практика недоразвитого капитализма поставили перед РФ трудные задачи по возрождению ее ВМФ – специфического вида ВС, влияющего на укрепление безопасности страны, обретение уверенности в завтрашнем дне. В связи с этим руководство Минобороны и Военно-морского флота должно внести и доработать основные концептуальные положения перспективного развития ВМФ РФ. И наиболее важная из стоящих сегодня задач – сохранение и преобразование важнейшего элемента флотской организации, его самостоятельной системы управления.
Уроки истории
Вековая традиция русской армии – единство армии и народа: солдат-герой воплощает в себе черты русского национального характера, инициативы и осмысленного участия в реализации замысла фельдмаршала, тогда как сам русский фельдмаршал должен всегда оправдывать доверие народа. Отсюда и должны возникнуть основы управления ВМФ России, максимально инициируя разумную инициативу, реализуя народную смекалку и мудрость.
Основой управления флотом является решение Верховного Главнокомандующего, реализуемое через целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления в процессе строительства и содержания флота, поддержание боевой готовности и боеспособности сил флота, подготовку их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач. Сущность военного управления составляет процесс организации и постоянного осуществления управляющего воздействия на подчиненные органы управления, силы и средства, используя методы военного управления – совокупность способов, приемов и правил, используемых в практической деятельности органов управления для воздействия на подчиненные органы управления, подразделения, части и учреждения.
Географические условия России, разобщенность морских театров обусловливает наличие на каждом из них отдельных флотов со своими системами обеспечения, способными решать самостоятельно стоящие перед ними задачи, что, в свою очередь, в совокупности создает специфику в системе управления. Решение этой проблемы сегодня, при ограничении выделяемых на флот ресурсов, требует нестандартных решений. Обращение к истории флота для разрешения возникших проблем может оказать существенную помощь в развитии ВМФ РФ, привести его к победам и избежать поражения, просчетов и недостатков.
Анализ кардинальных проблем современного флота России, показывает, что зачастую все они имеют корни, уходящие в нашу историю, что у них есть аналоги в прошлом. И хотя у нас почему-то не принято учитывать исторический опыт, но имевшие место пути и способы выхода из кризисных состояний, возможно, могли бы стать значительным подспорьем сегодня. Более того, можно с полной ответственностью сказать, что любые реформы и преобразования ВМФ России будут успешны лишь в том случае, если они опираются на историческое наследие.
Ситуация застоя в судостроении и развитии флота, во многом схожая с современной, имела место в середине XIX века. После окончания Крымской войны, когда вся страна находилась в ожидании грядущих перемен, Морское министерство первым начало процесс реформирования, показав тем самым пример другим ведомствам. И если в начале этих преобразований наблюдался большой интерес к Морскому министерству со стороны общественности, то к концу третьей четверти XIX века они стали меркнуть на фоне более «приоритетных» изменений в армии. И это было удивительно, так как реформы Морского министерства, зачастую аналогичные армейским, проводились или несколько раньше, или по крайней мере одновременно, шли, практически не прекращаясь, до самого конца XIX столетия.
Поэтому, вступив на путь преобразований флота сегодня, мы должны иметь возможность раздельного опережающего развития ВМФ, а возможно, и воссоздать отдельное, самостоятельное морское ведомство, которое готовит и проводит реформы, используя при этом элементы гласности, широкое обсуждение проводимых преобразований, привлечение представителей других министерств. Подобный подход явится стимулирующим экономику и общество нововведением.
Морское министерство XXI века
Широта задач, стоящих перед Россией в морской сфере сегодня, поражает своими масштабами: развитие морской науки, судостроения, авиастроения, фортификации, морской пехоты, связи и навигации, картографии и инфраструктуры; повышение автоматизации морского сражения и активное внедрение робототехники; совершенствование тылового, технического, социального обеспечения; развитие системы базирования как основы в деле защиты передовых рубежей страны и демонстрации флага за рубежом и т.п. Конечно же, сюда следует отнести и подготовку личного состава флота – опоры и цвета общества. Все это уже сейчас выходит за рамки узковедомственных проблем, затрагивает другие государственные институты: административное управление, образование, официальную печать, суд, финансы, казенную и частную промышленность. Программа преобразований позволит стать исключительным по своему значению явлением в развитии Российского государства.
При этом новому морскому министерству придется взять на себя роль лидера и, прилагая значительные усилия, развивать флот, чтобы не отставать от флотов своих потенциальных противников. Проблемы технического перевооружения и реконструкции флота сегодня переплетаются с проблемами политического характера, связанными с выходом на политическую арену новых государств, а также с изменением соотношения сил в мире. Это чрезвычайно сложная ситуация, она потребует решения чрезвычайно сложных задач, зачастую неподвластных сегодняшнему государству и тем более иным отдельным министерствам и ведомствам. Потребуются новые, не применявшиеся ранее подходы и методы, укрепляющие государственную мощь.
Реформирование управления ВМФ России в итоге должно стать программой практической реализации единого процесса, затрагивающего все элементы флотской организации, а не случайные и не квалифицированные изменения ее отдельных частей. И основой реформ, залогом их успешного претворения в жизнь в первую очередь должны стать преобразования системы государственного и флотского управления, которые начать следует уже сегодня. Промедление здесь недопустимо.
Приоритетные задачи
Что же необходимо сделать в этой связи?
В первую очередь это разработка документов, строго определяющих структуру и штаты ВМФ, структуру управления и инфраструктуру флота, внесение корректуры в содержание и функции основных командных пунктов флотов, включение в систему управления местных органов власти и управления, а также проведение унификации и стандартизации способов, методов и форм управления в условиях гибридной войны. Для этого необходимо четко определить функции участников этого процесса (флота, местного управления, видов взаимодействующих сил) и стоящие перед ними интегрированные задачи, но в то же время провести четкое разделение последних между центральными и местными органами управления. Для разделения хозяйственного и строевого управления вопросы материального обеспечения целесообразно передать в основном на места, портовым учреждениям и тылу ВС РФ. Органы центрального управления должны заниматься задачами перспективного развития флота, его боевого управления. Для этого потребуется независимый в процессе управления Генеральный штаб ВМФ и входящее в него Главное управление кораблестроения и снабжения, а равно и другие структуры, способные решать эти задачи.
Во многом начало процесса реформирования связано с сосредоточением в новом Морском министерстве под единым руководством молодых, талантливых, неординарно мыслящих офицеров и чиновников, совместимых с опытными и знающими адмиралами и офицерами, заслужившими уважение и признание общества и имеющими большую практику. Деятельность этих людей по реформированию морского ведомства должна привлечь опыт проведения преобразований, направленных сверху, опыт прежних поколений моряков и опыт офицеров, восстанавливающих флот в условиях жестких финансовых ограничений современного общества. Историческая значимость, но вместе с тем противоречивость и сложность такого явления, как реформы Морского министерства, безусловно, будут порождать постоянный интерес к нему представителей иных министерств и ведомств, а также чиновников и бизнесменов, исследователей, рассматривающих различные аспекты этих преобразований, с обилием разных, порой противоречивых мнений и предложений.
Что предстоит сделать конкретно?
Многое, перечислим лишь основное: обобщение опыта процессов, проходящих сегодня в отечественном ВМФ в тесной связи с перспективами государственного строительства и исторического развития страны; научный анализ и оценка обстановки, выводы из данной проблемы, пути реформирования и возможные направления развития ВМФ РФ и реализации боевого потенциала флота; научно обоснованное управление ВМФ страны, компьютеризация и автоматизация процессов управления наряду с локализацией и ситуационным управлением, познание и выявление закономерностей и прогрессивных тенденций развития этой отрасли государственной деятельности, изучение и обобщение опыта, накопленного в результате применения системы управления ВМФ СССР и России; разработка моделей предвидения, чтобы иметь адекватные историческому времени знания о преобразованиях системы управления флота России; разработка целевой программы реформирования системы управления флота на базе выполненного системного, комплексного анализа.
Современные общественно-политические процессы в России и в ее Вооруженных силах также актуализируют поднятую нами тему, поскольку проводимые преобразования, в том числе и системы управления, можно трактовать как продолжение реформаторских традиций и успех современных реформ во многом зависит от того, насколько их программы учитывают отечественный опыт и уроки прошлых преобразований.
При этом необходимо учитывать, что социокультурный кризис, поразивший нашу страну, уже охватил основные сферы военного строительства и социального бытия современного общества. Поэтому все преобразования, необходимость которых заявлена в данной статье, должны начинаться с определения роли участников военных реформ в преобразовании флота и с определения роли и места социума в этом преобразовании.
Новая элита и новая экономика
Очевидно, что основа любых армии и флота – это люди. Нельзя обеспечить обороноспособность государства людьми второго сорта. Президент РФ Владимир Путин непрерывно акцентирует на этом внимание в своих выступлениях. В любом адекватном обществе военная элита должна служить основой государственной власти, иметь возможность участвовать в управлении и пользоваться благами охраняемого им общества наравне со всеми элитами. Иначе придется кормить чужую армию. Социальный статус армии определяет ее осознанные приоритеты. Воспитание военной элиты – дело сугубо государственное.
Но являются ли военнослужащие сегодня элитой? От ответа на этот вопрос зависит и успех всех преобразований ВМФ. Ведь, проявив желание развивать флот, государству потребуются коренные преобразования в сознании участников этой модернизации. Стабилизирующим и мотивирующим стержнем еще остается победа советского оружия, опиравшегося на сознательную поддержку народа. Но и это святое знамя может износиться.
Проблема эффективности тех или иных участников – основная проблема социальной и экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных человеческих и экономических ресурсов с целью наибольшего или максимального удовлетворения потребностей общества в его вооруженной защите. Таким образом, нужна военная наука об эффективном использовании человеческих и материальных ресурсов, вкладываемых в общество.
Развитие военной науки должно полностью обосновать экономическую эффективность всех процессов развития и применения флота, его строительства и ведения войны в целом. Установить характерные связи между количеством ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе строительства флота, и полученным в результате этого процесса качеством флота, выраженным боевым потенциалом флота – интегральной величиной, характеризующей степень (вероятность) решения объема задач, который может выполнить флот по целевому предназначению в расчетных условиях ведения войны при действующем уровне системы управления, всестороннего обеспечения и уровне подготовки личного состава флота, не накладывающих ограничений на величину боевого потенциала.
Однако, чтобы осуществить свой выбор в пользу реформ в мире ограниченных ресурсов, власть должна располагать решением Верховного Главнокомандующего, в котором будет определен вид будущей конструкции и пути реализации этого решения, обоснованного необходимой информацией о том, что, как и для кого следует производить. Что производить – это принятие решения о том, какой именно продукт, какого качества, в каком количестве должен быть произведен в результате реформ управления. Как производить – это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут достигнуты результаты реформ. А для кого, для каких целей производить – это проблема, решающая кому и как управлять реформированным флотом и какие показатели должны быть достигнуты.
При этом вопросы, что, как, для кого производить, не составляли бы проблемы, если бы все ресурсы не были ограничены. В реальности командно-административные методы управления ВС РФ должны сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в обществе традиции и обычаи. При этом очевидно, что возрождение флота потребует развития новых экономических систем, представляющих собой смешанные образования, тесно взаимодействующие с государством. В нашей стране отсутствует своя модель смешанной экономики, которая сегодня крайне необходима.
Усталость от преобразований
Сегодня на фоне появления новых кораблей наблюдается определенное затухание реформирования ВМФ, связанное как с созданием новой структуры управления, так и с некоторой усталостью от непрерывных преобразований, так и не доведенных по большому счету до конца. Тем не менее изменения в системе флотского управления начала XXI века исключили ряд серьезных недостатков прежней организации. Они в большей мере способствовали наведению порядка и приведению структуры морского управления в соответствие с решаемыми задачами.
Однако новые угрозы вновь требуют преобразований в ВМФ РФ. В ряду первичных мер – установление нового порядка взаимодействия и взаимосвязи между центральным, местным и оперативным управлением, которые вместе представляют систему управления флота России, обладающую рядом достоинств.
Наличие единой системы управления российского ВМФ позволит проводить единую государственную политику по вопросам строительства флота и обеспечения безопасности страны, будет способствовать появлению комплексных целенаправленных кораблестроительных и инфраструктурных программ, отвечающих как политическим, так и экономическим интересам страны.
Новая система управления морской деятельностью России в первую очередь должна предусматривать четкое распределение компетенции ответственности между различными уровнями управления, но в то же время – обеспечивать согласованность управленческих усилий в иерархии субординаций и координационных связей. Новые руководящие документы должны исключить отжившие положения старых документов и наслоившиеся одно на другое недоразумения и внятно, подробно регламентировать деятельность всех органов управления сверху донизу.
Особо следует отметить, что в основе флотского управления должен лежать принцип единоначалия – основной принцип управления, исходя из весьма специфических задач флота, действующего всегда в отрыве от национальной территории. При этом допускаются элементы децентрализации, введенные в результате передачи части полномочий флотским, местным и оперативным органам управления. Это обеспечит системе управления автономность и живучесть за счет резервирования и многофункциональности в различных условиях. Причем, реализуя принцип децентрализации и упрощения управления, можно сократить путь реализации решений и избавиться от ряда ненужных учреждений, удешевить управленческий аппарат, а также сократить бюрократическое делопроизводство в мирное время.
Важное требование – структуры военного времени должны решать более сложные и мобильные задачи, требующие оперативности, смелости и неординарности решений, быстроты и решительности их исполнения, что будет способствовать быстрому преодолению противодействия противника.
Опыт Второй мировой войны – сухопутной – сегодня малоприменим. К тому же опыт крупнейших учений ВМС США однозначно указывает на крен в сторону применения флота в войне с Россией. Сухопутные же операции не просматриваются как основные. Эту роль Вашингтон оставляет НАТО. Необходимо вернуть важнейшие элементы системы строительства и управления флота, базирования флота, учитывая в том числе и опыт Цусимы. Мало кто помнит об этом сегодня, а тем более применяет на практике. Победить врага только лишь наличием даже самого современного оружия невозможно. Необходимо уметь пользоваться вверенной боевой техникой и владеть в совершенстве всеми приемами ее использования. Требует особого внимания боевая подготовка в нашем флоте, наличие такой военной техники, которая при нанесении ей даже существенного урона не сможет лишить или, во всяком случае, ограничить ее функциональность. Нужно найти самые уязвимые «винтики» – детали, наличие которых делает флот небоеспособным при всем его грозном облачении: элементы оружия, определяющие его эффективность; элементы акустики, систем наведения и классификации; моральный дух личного состава и его обеспечение, и главное, не изжитая еще коррупция.
Как создать систему управления, которую нельзя сломать в самом начале войны? Сколько сегодня у флота черных дыр, которых никто не видит, притом что флот сегодня неизмеримо сложнее любого прежнего и дыр в нем великое множество. Вернувшись к флоту 1905 года, проигравшему войну на море, увидим, что те корабли в отличие от современных обладали феноменальной прочностью и живучестью при относительно компактных размерах и прощали адмиралам и командирам такие ошибки, которые ни один современный корабль не простит никогда. Иными словами, при том же стиле командования сегодня разгром флота может быть на порядок ужаснее и скоротечнее, чем в Цусимском сражении.
Вот почему востребованная сегодня система управления флотом – это не новая сеть командных пунктов, передающих сигналы и контролирующих исполнение этих команд. Система управления ВМФ сегодня – это упорядоченные процессы планирования, строительства, организации, мотивации, контроля и другие, охватывающие все виды деятельности флота процессы, идущие во взаимодействии и интеграции с армией, а также направленные на выполнение задач защиты Отечества и ведения современной войны. Система управления флота, разумно сочетающая принципы централизации и самостоятельности, позволит решать возникавшие задачи в сжатые сроки с минимальными затратами материальных и людских ресурсов.