Материал комментируют:
Юрий Гаврилов
Когда-то, через несколько десятков лет (может быть даже пятьдесят) российский истребитель пятого поколения Су-57 попадет в авиационный музей и будет стоять там среди прочих экспонатов летающей техники. Может быть, станет даже раритетным экземпляром. И, рассматривающим его потомкам, будет даже невдомек, через какие испытания пришлось пройти этому самолету, и какой непростой была его судьба по дороге в небо, которая решалась на земле. А ведь мог так и не стать массовым истребителем, остаться лишь в испытательных количествах, как бывало не раз со многими другими моделями самолетов.
Судьба Су-57 действительно длительное время висела на волоске, и даже когда истребитель уже не просто летал, а «порхал как бабочка», в том числе и в небе Сирии, оставалось неясным будет ли он запущен в серийное производства или так и останется в количестве выпущенных на сегодняшний день 10 машин. По крайней мере, обещанное еще в 2016 году массовое поступление этого истребителя в авиационные полки постоянно откладывалось. Ситуация изменилась лишь в марте 2019 года, когда президент Владимир Путин «пропиарил» Су-57: «Самый лучший наш самолет. Не только наш — в мире самый лучший. Сто процентов. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может, как наш самолет». После таких слов стало ясно, что истребителю пятого поколения, который смело можно назвать путинским, наконец-то вручили «путевку в небо».
Вскоре появилась и конкретика — уже 15 мая Владимир Путин заявил, что рассчитывает на заключение контракта на поставку 76-ти новейших истребителей Су-57 в ближайшее время. Причем речь идет о комплексной поставке таких самолетов, оснащенных современными авиационными средствами поражения и обеспеченных необходимой наземной инфраструктурой. То есть три авиационных полка, которые к 2028 году должны быть перевооружены на истребители пятого поколения, получат не только сами по себе самолеты как таковые, а уже подготовленные к бою машины — сел и полетел. Плюс должны быть оборудованы «заточенные» именно под новые «сушки» аэродромы, требования к которым несколько отличаются от других типов самолетов.
Читайте также
Америка выбирает место на Земле, где будет воевать с Россией
Ради торжества американской мечты Дональд Трамп готов пожертвовать Европой
Надо полагать, что к этому времени обучение пройдут и сами летчики — летать на Су-57 тоже нужно уметь. И, скажем, нынешний выпускник Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (факультет истребительной авиации в городе Армавир) успеет пройти «обкатку» на истребителях четвертого поколения, а потом переучиться уже на «пятерку». Так что с кадрами проблем не будет — дело за самолетами.
«Будут вам самолеты!», — примерно так можно объяснить смысл слов президента Объединенной авиационной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, который сейчас заявил, что корпорация готова произвести 76 истребителей пятого поколения Су-57 к 2028 году. «У нас подготовлен процесс. Завод в Комсомольске-на-Амуре является одним из самых перевооруженных, там работает большое количество квалифицированных профессионалов. Мы такое количество с такими темпами, как поставил президент, безусловно, сделаем», — заверил Слюсарь.
Ну, предполагаемые объемы производства Су-57, так скажем, невелики. 8 истребителей в год для такого крупного авиационного предприятия как КнААЗ, вполне перевариваемы. Здесь сейчас выпускают по 30 самолетов в год (потенциал — выше 40), а это истребители Су-35С, Су-35,Су-30, собирают гражданские самолеты Sukhoi Superjet 100. Да и платформа для производства Су-57 уже существует, опыт по сборке 10 таких машин имеется. Теоретически на заводе в Комсомольске-на-Амуре могли бы выдавать в два, а то и в три раза больше истребителей пятого поколения в год. Вероятно, что «резервная» поточная линия будет использована под выпуск экспортного варианта самолета — Россия активно продвигает Су-57Э на мировой рынок вооружений.
В ограничении выпуска Су-57 есть несколько причин. Первая — в цене. Сумма контракта по производству 76 истребителей составит порядка 170 миллиардов рублей (по 2,2 млрд. за единицу) и это с «выторгованной» Путиным у ОАК скидкой в 20 процентов. Дорого, особенно если учесть прочие многочисленные расходы на производство военной техники, и не только для нужд ВКС. Вторая — самой армии не нужно большее количество истребителей подобного класса.
— Пересаживать все авиационные полки на Су-57 как минимум не рационально, — считает военный эксперт Юрий Гаврилов. — Во-первых, у каждого из боевых истребителей есть свое предназначение и цели в воздушном бою. С задачами легкого истребителя не справится тяжелый и наоборот — они дополняют в небе друг друга, действуют в тандеме, что повышает боевую мощь. Соответственно и у Су-57 будет свое особое предназначение, а в одиночку он только потеряет свои особые качества. Во-вторых, на вооружении ВКС стоит немало истребителей, которые модернизированы до уровня «четыре два плюс» и являются уникальными в своем роде, даже не смотря на достаточно большой срок их эксплуатации и их однозначно рано еще списывать в утиль. Постоянно продолжается также обновление авиапарка новыми самолетами, теми же «сушками». В-третьих, идет разработка истребителей уже следующего поколения, которым вскоре потребуется своя ниша в воздушном строю и они будут постепенно вытеснять устаревающие модификации. Так что по заявленному количеству в 76 машин Су-57, не смотря на свою уникальность, на данном этапе для ВКС этого вполне достаточно.
Аналогов Су-57 действительно нет, ближайшие конкуренты, в том числе американские F-22 Raptor, F-35 Lightning и китайский J-20, отстают по многим позициям. В частности и по вооружению. А оно у «сушки» просто убойное. Известно, что общая боевая нагрузка российского истребителя превышает 10 тонн. Не менее 1,5 из них составляет ракетное вооружение различных классов. У самолета есть 16 точек подвески, в том числе восемь во внутренних отсеках. На них крепятся и управляемые ракеты большой, средней и малой дальности и ракеты «воздух-поверхность», а также корректируемые авиабомбы. Всего для нового истребителя существует 14 типов различного нового высокоточного оружия — большей частью разработанного в корпорации «Тактическое ракетное вооружение». По своим характеристикам оно превосходит и своих предшественников, и лучшие зарубежные аналоги.
О части ракетного вооружения Су-57 уже достаточно хорошо известно и их характеристики приблизительно озвучены, а вот новая ракета Х-74М2, которая сейчас известна как «Кинжал», до сих пор хранит свои тайны. Визуально эту ракету можно было видеть на подвесках Су-57 во время испытательных полетов, хотя ранее предполагалось, что использоваться этим тяжелым истребителем будет сверхзвуковая крылатая ракета Х-31 «Криптон». Гиперзвуковой «Кинжал», с его 4 Махами оказался предпочтительнее. При такой скорости ракета способна достичь цели в считанные секунды, что исключает возможность ее обнаружения РЛС самолета противника.
Читайте также
СМИ: В области ПРО Россия отстала на 20 лет от США и азиатских стран
Почему концерн «Алмаз-Антей» не делает кинетические перехватчики МБР
Помимо ракеты Х-74М2, у российского истребителя Су-57 есть еще целый «джентльменский набор» ракетного вооружения, которое превращает его в несокрушимую убойную силу. Из новинок — противорадиолокационная ракета Х-58УШК внутрифюзеляжного размещения. Это абсолютно новое изделие, не имеющее ничего общего со старой ракетой Х-58. Она в два раза короче, оснащена совершенно другой головкой самонаведения.
Во внутренних бомбоотсеках Су-57 используются и новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (РВВ-МД), средней и большой дальности (РВВ-СД, РВВ-БД). Эти ракеты отличают повышенная дальность, чувствительность, помехозащищенность, возможность обнаружения и захвата цели во время автономного полета. Максимальная дальность поражения цели — до 200 километров по дальности на высоте 25 километров.
Добавим все же ложку дегтя в бочку меда истребителя Су-57. У российского истребителя пятого поколения есть своя «ахиллесова пята» — это его нынешний двигатель АЛ-41Ф1 (похожие сегодня устанавливаются и на истребитель Су-35С). Именно он снижает радиолокационную заметность самолета из-за тепловой отдачи. Уже разработан и даже испытан на Су-57 двигатель второго этапа, так называемое «Изделие 30», который оснащен плазменной системой зажигания и уменьшенной радиолокационной заметностью. Однако установка этих двигателей на серийные самолеты планируется в 2023—2025 годах. Поэтому в войска на первом этапе начнут поступать боевые самолеты со «старым» двигателем и лишь в последние 3?5 лет исполнения контракта по выпуску истребителей — с новыми. И это, получается, будут два совершенно разных самолета, первые из которых потом придется переоснащать.
Военное обозрение: Военный эксперт: Россия готовит неприятный сюрприз для ВМС США