7 августа 2019 года ТАСС сообщил, что тяжелый ударный БПЛА «Охотник» взлетным весом 20 тонн, разработанный КБ Сухого, совершит до конца года «несколько полетов». Как водится в таких случаях, об этом рассказал таинственный источник в оборонно-промышленном комплексе РФ.
Новость о продолжении испытаний поступила сразу после первого официального полета, состоявшегося, как выяснилось, еще 3 августа. Напомним: оборонное ведомство РФ проинформировало СМИ, что новый тяжелый дрон размером с истребитель, совершил несколько кругов вокруг аэродрома и управлялся оператором с земли. «Охотник» в тот день пробыл в полете 20 минут и поднимался на высоту 600 метров.
Авторитетный не только в США, но в мировом экспертном сообществе американский аналитический журнал National Interest не обошел стороной данное событие. Издание поставило российский аппарат Hunter («Охотник») в тот же класс, в котором находятся китайский ударный дрон Tian Ying и беспилотник наблюдения RQ-170 ВВС США. Кроме того, на балансе ВМС имеется экспериментальная модель со схожими характеристиками — X-47B. А также корпорация Boeing презентовала демонстратор беспилотного летательного аппарата X-45C.
То, что на сей раз информация Минобороны РФ — не пресловутый «путинский мультик», подтвердили независимые западные спутники. Они наблюдали беспилотник «Охотник» на 929-м Государственном летно-испытательном центре имени Чкалова в Астраханской области. «Вероятность того, что «Охотник» в конечном итоге поступит на службу в эскадрильи российских ВВС, велика, — заявил журналу National Interest Том Купер, независимый эксперт по российской военной авиации.
Читайте также
Су-57 пытаются свалить из пятого поколения в четвертое
Российский перспективный истребитель: виден ли свет в конце его воздухозаборника?
В то же время заокеанский «Национальный Интерес» особо подчеркнул, что имеется огромное преимущества США над РФ в области военных БПЛА. Хотя оно и «невидимо невооруженным глазом». Правда, специалисты вашингтонского Центра военно-Морских исследований (Center for Naval Analyses, или CNA) не так категоричны в оценках отставания российских беспилотных систем от американских. Напротив, они пишут об эффективности русского «интеллектуального» оружия в Сирии, которое можно сравнить с самым настоящим прорывом. Кстати, CAN тесно сотрудничает с ВМС США и военной разведкой. Но, это, как говорится, к слову — для полноты картинки.
Несмотря на серьезный характер статьи NI, ее концовка настолько иронична, что похожа на высмеивание. Или хуже того — на издевательство. Мол, примерно то, что осилили конструкторы «Сухого» за семь лет работы на «Охотником», сделали двадцать курсантов Академии ВВС США из Колорадо. Те самостоятельно, как утверждается построили большой беспилотный и незаметный планер.
Однако обратимся к первоисточнику. «Свободная пресса» нашла информацию об этом «курсантском» проекте на том же National Interest. Прежде всего, бросается в глаза несуразность сравнения и ссылка на педагогов из Академии, как на заслуживающее доверие экспертов.
Во-первых, детище американских курсантов вдвое меньше «Охотника» и представляет собой летающую цель. По сути, это «сглаженная» радиомодель учебного самолета T-38 «Тэлон» образца 1959 года, но с двумя вертикальными «хвостами». Даже движок и систему управления взяли от него. Что касается сроков, то и тут не так однозначно. Вот как об этом говорится в первоисточнике: «Кадеты работают над своей версией воздушной цели пятого поколения с начала 2000-х годов. «В течение первых пяти лет мы просто проводили исследования дизайна, — сказал Стив Брандт, который преподает дизайн самолетов в Академии. — Наконец, осенью 2007 года мы сказали: давайте построим самолет».
Во-вторых, колорадский беспилотник является низкопланом, построенным по классической схеме, с прямым трапециевидным крыльями. Тогда как «Охотник» выполнен по схеме «летающее крыло». На этом важном моменте остановимся чуть позже.
В-третьих, преподаватели ВУЗов в силу профессионального долга просто обязаны хвалить студенческие работы — что у нас, что за рубежом. В конце концов, к первому опыту начинающих специалистов, как правило, относятся с завышенными оценками. Поэтому не следует придавать большого значения словам Томаса Маклафлина, директора Центра Аэронавтики этой же Академии о том, что его курсанты сделали «большой скрытный беспилотник». Тем более -использовать как аргумент в споре о плюсах и минусах русского «Охотника».
Читайте также
Индия уже заплатила России $ 220 млн. за сбитый над Кашмиром F-16
В перспективе наша премия за победу над оружием США в небе Пакистана может стать многомиллиардной
Отметим, что во главу нашего анализа ставится, прежде всего, объективность. Поэтому крайне важно осветить ряд принципиальных моментов. Итак, БПЛА «Охотник» выполнен по схеме «летающего крыла», то есть повторяет концепцию сверхсекретного американского самолёта-невидимки F-117A «Ночной ястреб».
Значит, конструкторам «Сухого» пришлось решать крайне сложную проблему аэродинамической нестабильности. К слову, именно по этой причине F-117A был перегружен электроникой и имел авионику, опередившую на десятилетия свое время. У нас предпочитают об этом не писать, но американцы 80-х годах прошлого века сотворили невозможное. Речь идет не просто о высокой цене за принципиальное уменьшение радиолокационного поперечного сечения, а о реальных прорывных технологиях.
Напомним, стоимость одного F-117A составляла фантастическую по тем временам величину $ 111 млн. за самолет. С учетом инфляции, сегодня — примерно $ 200 млн., или 13 млрд. рублей. Между тем, бюджет разработки нашего «Охотника» заявлен в сумме всего 1,6 млрд. рублей. Что важно: за те же деньги был построен и сам аппарат. Похоже, из-за «несерьезных» инвестиций американское издание Popular Mechanics не так давно назвало проект «Сухого» выдумкой.
Возможно, это случайность, но разработка «Охотника» стартовала в 2012 году. Примерно через полгода после того, как один из БПЛА RQ-170 ВВС США, по версии американской стороны, пропал в Афганистане. Иранцы в свою очередь утверждают, что аппарат был перехвачен над Персией средствами радиотехнической разведки, поставленными из РФ. Так или иначе, но Тегеран презентовал аналог «американца» в январе этого года на выставке достижений в сфере оборонных технологий. А затем и в России взлетел «наш ответ Чемберлену».
Как известно, беспилотник компании Lockheed Martin RQ-170, поставленный National Interest на один уровень с «Охотником», является продолжением концепции того самого штурмовика-невидимки F-117A, которому приписывают главную роль в разгроме ПВО Ирака во время операции «Буря в пустыне».
Читайте также
За грехи Sukhoi Superjet 100 ответит экипаж
Несмотря на грубые конструктивные просчеты, самолет останется в эксплуатации
Да, 27 марта 1999 года, близ сербской деревни Буджановцы в 40 км к западу от Белграда «Ночной ястреб» был перехвачен ПВО Югославии. Другая правда, однако, заключается в том, что «летающее крыло» и в самом деле придает летательным аппаратам скрытность от радаров в достаточно широком диапазоне углов. Короче, зная, где установлены ПВО противника, можно выбрать маршрут для незаметного проникновения в воздушное пространство врага.
Справедливости ради: сопло двигателя «Охотника» сегодня не экранизировано, значит, БПЛА все-таки возможно обнаруживать сзади. Но если разобраться, речь идет о решаемом вопросе — при желании в течение двух-трех лет. Гораздо важнее обеспечить во время полета автономность. Именно она переводит обычную радиоуправляемую летающую модель, которую могут сделать и студенты, в категорию оружия с «Искусственным интеллектом». Можно не сомневаться — электроника и софты, необходимые для этого, на порядок сложнее даже авионики «летающего крыла».
Здесь следует обратить внимание на слова источника из Минобороны РФ, которые приводит ТАСС: «Рассматривается возможность выполнения полностью автономного полета, без участия оператора, когда аппарат взлетает, выполняет программу и садится только под контролем собственной системы управления». Таким образом, логично сделать вывод, что российские оборонщики все-таки закрывают опасный пробел в армии РФ области ударных беспилотных аппаратов. Что позволит существенно расширить геополитические возможности Москвы. И это не может не беспокоить США.
Не зря у нас говорят: «Хорошо смеется то, кто смеется последним».
Первые кадры полета беспилотника «Охотник»