Очень похоже, что долголетний нудный спор о ракете «Ангара» дошёл до «стадии горяченького». Перекидывание взаимными упрёками между заместителем премьер-министра и руководителем космической отрасли России ни о чём другом говорить не может.
Такое мнение высказал один из специалистов, знакомый с данной проблематикой, но подчёркивающий, что проблемы отечественного «космоса» слишком велики и многообразны, чтобы по ним могла быть дана некая единая оценка.
Ракета не соответствует…
«Ракета не соответствует требованиям, которые к ней предъявляет основной заказчик», – заявил вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в правительстве оборонную и научно-техническую тематику. В интервью газете «Ведомости» он посетовал, что «из-за срывов Роскосмоса по «Ангаре» было потеряно много времени».
При этом, однако, Борисов отмёл – во всяком случае, пока – подозрения в том, что таким образом военные готовятся объявить о своём отказе от проекта:
«Но то, что Минобороны выбрало «Ангару» основным носителем для формирования спутниковой группировки, никто не подвергает сомнению», – подчеркнул он.
Ранее о том, что работы по «Ангаре» как ракете-носителю тяжёлого класса находятся на постоянном контроле у Министерства обороны, заявлял лично министр Сергей Шойгу.
«От успешной реализации данного проекта напрямую зависит наращивание орбитальной группировки космических аппаратов двойного и военного назначения», – пояснял он.
Что же произошло? Ведь Юрий Борисов раскритиковал не только действительно вызывающий много споров проект космического комплекса «Ангара». Он старательно прошёлся по самому Роскосмосу, выразив недовольство медленными темпами работ на космодроме «Восточный», которыми руководит госкорпорация, а также указал, что в ней вообще не всё ладно. Технологии оставляют желать лучшего, практически отсутствует цифровизация процессов, планирование – тоже ниже всякой критики, основные структуры дублируют друг друга, но при этом загружены наполовину. А это «экономически убивает предприятия».
«Программа создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса варьируется от 1 трлн до 1,7 трлн руб. Это огромный разброс, так нельзя планировать», – заявил Борисов.
Ответ не замедлил
В ответ на выступление Юрия Борисова – прежде всего в части, касающейся проблем с космодромом «Восточный», из-за которых вице-премьер даже посулил привлечь к строительству здесь военные организации, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин отозвался в своём твиттере неожиданно жёстко.
«А так было всегда: одни строят, другие – критикуют. Все при деле», – написал он в ответ на запись одного из комментаторов «Что-то по радио совсем иные достижения озвучены… Недовольство заказчиков… И возможное привлечение других ведомств к строительству…»
Не очень понятно, почему Рогозин в таком духе ответил – в реальности не своему подписчику, а именно вице-премьеру Борисову.
Один из экспертов в военной области, пожав плечами на соответствующий вопрос, попытался объяснить это определённой безвыходностью положения Роскосмоса и самого Рогозина.
Дело в том, что «Ангара» – ракета более чем спорная, – заявил он. По сути, надежды на неё военных – возможно, один из последних «якорей», которыми этот проект ещё цепляется за жизнь. И как ни крути и ни объясняй объективными причинами, но они – заказчики. То есть правы по определению.
Тем более что с «Восточным» дела – швах, добавил специалист. Строительство космодрома должно к 2022 году уже быть завершено, но там масса чего ещё не построено, а главное, по темпам идёт пробуксовка.
Да, при Рогозине во главе Роскосмоса дела пошли энергичнее, и отставание от графика заметно сократилось, признал эксперт. Однако именно это и может нервировать Рогозина: он реально сделал многое, чтобы переломить негативную тенденцию, а тут придёт какой-нибудь «Военно-строительный комплекс», что сейчас создают в Минобороны, и все лавры и плюшки заберут себе военные.
Напомним, что бетон под стартовый стол на космодроме, откуда будут летать ракеты серии «Ангара», начнут заливать только осенью. А начальник отдела Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Кирилл Филенков объявлял ранее, что первый запуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» запланирован на четвёртый квартал 2023 года.
Вот только не факт, что проект ракеты «Ангара» сам доживёт до того времени.
Проблемы с «Ангарой»
Строго говоря, «Ангара» – это не ракета. Это семейство ракет нового поколения. Создавалось оно по теоретически перспективным намёткам: ракеты лёгкого, среднего и тяжёлого класса должны быть унифицированы. А значит, в конечном итоге дёшевы и взаимозаменяемы. Грубо говоря, поставил на лёгкую «Ангару-1.2ПП» (кстати, уже летавшую в июле 2014 года по баллистической траектории) пару-тройку дополнительных бустеров – и получай тяжёлую «Ангару-А5». Тоже, кстати, запущенную с массогабаритным макетом полезной нагрузки в том же 2014 году. То есть, отметим, сам проект как проект семейства ракет уже заработал ещё 5 лет назад. Но с тех пор…
С тех пор по ракете продолжали спорить. Если говорить пока только о претензиях военных, то у них, по мнению военного специалиста, недовольство, скорее всего, вызвано недостаточной грузоподъёмностью ракеты. Так, тяжёлая трёхступенчатая «Ангара-А5П» способна вывести на низкую опорную орбиту 37,5 тонны, на геопереходную – 13,3 тонны, а на очень важную геостационарную – лишь 8 тонн. И то в идеале. Ибо пока, как видим, «Ангару» можно запускать только с Плесецка (на конец 2019 года намечен новый старт, кстати). А это космодром северный, где нужно затратить больше энергии и топлива, чтобы вывести ракету на орбиту, нежели тратится на более южных площадках. Там ведь набрать необходимую скорость ракете помогает вращение Земли.
Второе, что очень важно, в том числе для военных, – дороговизна «Ангары». Хотя цена её, естественно, является коммерческой тайной, специалисты, исходя из высокой стоимости создаваемых для «Ангары» двигателей РД-191 производства химкинского НПО «Энергомаш» (около 250 млн рублей за каждый), оценочно уже дали общую стоимость тяжёлой ракеты в 3,5 млрд рублей.
И тут стоит напомнить две вещи. Во-первых, ракеты «Протон», на смену которым идёт «Ангара», приобретались за 1,5 млрд рублей каждая. А во-вторых, найдите сегодня на рынке что-нибудь, что кто-нибудь захочет отправить на орбиту за такие деньги. Кроме государства, конечно, с заказами из области безопасности. То есть коммерческих перспектив у «Ангары» – практически никаких.
Наконец, эту ракету преследуют чисто производственные проблемы. Считается – точнее, планируется, – что сборка «Ангары» будет производиться на ПО «Полет» в Омске как филиале ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Планов – громадьё: до 20 носителей в год. Вот только забыли про овраги – в силу исторических условий на омском заводе с трудом складываются необходимые для этого компетенции. В прессе, например, уже проскакивала история, что однажды омичи отказались от уже освоенного ими узла «вполне приемлемых кондиций». Почему отказались? Да потому что соответствующей квалификации сборщик… ушёл на пенсию, а замены ему не нашли…
Так что, может быть, прав был экс-руководитель Роскосмоса Олег Остапенко, когда говорил публично:
«Лично моё убеждение, что данная ракета для «Восточного» – это тупиковая ракета, она не даст нам возможности развиваться… Я считаю, что «Ангара» – это тупиковое решение для последующего развития нашей страны в этой области?»
Что же, надо полагать, ближайшие события покажут, по какому пути пойдёт дальнейшая судьба «Ангары».