Точную цифру численности российских пограничников, которые сегодня, 28 мая, отмечают свой профессиональный праздник — День пограничника, вам никто не назовет. Служба входит в состав ФСБ России и засекречена в большей степени, чем армия.
Предположительно, что «зеленых фуражек» у нас по сухопутным и морским границам имеется около 200 тысяч человек, с учётом управлений и учебных заведений. Входят ли в эту весьма условную статистику «заграничные» пограничники — неизвестно, но и такие имеются. Россия официально охраняет участки границы Армении (с Турцией и Ираном — 345 и 45 километров соответственно), в Абхазии (с Грузией, 162 километра, включая Кодорское ущелье). Есть ещё и более дальние «забугорные» пограничники — из числа сотрудников охраны российских посольств, консульств и представительств за границей. Это тоже немалая часть пограничной службы.
Служить пограничникам при посольстве всегда считалось делом скорее не престижным, а прибыльным. Зарплата начислялась как в рублях, так и в валюте, что превышало оклад обычного начальника заставы, плюс магазины, импортные товары, что было особо актуальным во времена «железного занавеса». Попасть в штат такой «охраны» было не просто, учитывались как морально-волевые качества офицера, так и политические убеждения — перебежчиков среди пограничников не было ни одного. Были специальные шестимесячные курсы, где приходилось не только «подтягивать» иностранный язык, но и осваивать профессии… сантехника, садовника, электрика и прочие вовсе не пограничные специальности. Дело в том, что помимо непосредственной охраны посольства офицерам было предписано обеспечивать и хозяйственную деятельность. Форму они не носили, да и называли их для секретности не иначе как «инженеры». Подобная командировка считалась «блатной» и, как правило, впоследствии офицеру не приходилось возвращаться на заставу, а либо еще раз-другой съездить «за бугор», либо поступить в одно из учебных заведений КГБ.
Читайте также
Почему турки так легко громят хваленые русские «Панцири»
При этом Анкара предпочитает не говорить о своих сбитых беспилотниках
Служба, конечно, была на первом месте, и бдительность пограничников гарантировала надежную охрану. Вот как пересказывал слова офицера погранвойск Василия Селиванова, который нес службу в Нью-Йорке, журналист Олег Блоцкий. «Система безопасности советского представительства ООН построена следующим образом: на нижней ступени — комендант, затем — дежурный комендант, который в свою очередь подчиняется старшему дежурному коменданту. Все трое — пограничники. А вот общее руководству охраной осуществляется офицером из КГБ. Главная задача всех 12 офицеров и прапорщиков — внутренняя охрана миссии. Работа „инженеров“ осуществлялась следующим образом: смена из двух человек дежурила непосредственно в здании постпредства, где в специальной комнате находились мониторы, подключенные к видеокамерам по всему периметру территории. Старший смены всё время находился в комнате, впуская и выпуская людей в здание, а его помощник принимал почту, грузы, корреспонденцию, проверяя специальной аппаратурой не заложена ли в них взрывчатка. Третий дежурил в жилом комплексе, где находились школа, магазин, квартиры дипломатов. Смена заступала в 6.00 и несла службу до 14.00, затем отдых до 19.00, после чего вновь дежурство до 6.00. После этого — двухдневный отдых. Но во время сессий ООН или приезда больших правительственных делегаций из Москвы, мы дежурили без выходных — людей катастрофически не хватало».
Подобная «синекура» закончилась для пограничников после 1991 года — в охрану посольств стали набирать «по объявлению», без необходимого опыта, чаще всего детей и родственников самих дипломатов. Вскоре выяснилось, что обеспечивать безопасность они не в состоянии, да и работа, как выяснилось, достаточно трудная — «блатные» от неё отказались. Вернули в итоге людей в погонах. Сейчас охрану посольств, согласно законодательству РФ о «мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений и дипломатических представительств за границей» обеспечивают сотрудники Службы внешней безопасности (спецназ СВР «Заслон»), ФСБ, пограничники, а также Департамент безопасности МИДа. Пограничной службе опять отведена роль обеспечения физической защиты посольства и его персонала. Так что сегодня и в заграничных посольствах свободные от дежурства пограничники произнесут тост за родные войска.
Вдали от Родины несут службу российские пограничники в Абхазии и Армении. Там всё более-менее понятно. На армяно-турецкой и армяно-иранской границе погранцы стояли ещё с советских времен и никуда, собственно, не уходили. Сейчас они здесь несут службу в соответствии с международным договором о статусе пограничных войск России на территории Армении, заключенном в Ереване 30 сентября 1992 года. Пограничное управление ФСБ России включает четыре пограничных отряда — в Гюмри, Армавире (не путать с российским Армавиром в Краснодарском крае), Арташате и Мегри, а также отдельный контрольно-пропускной пункт в международном аэропорту «Звартноц» в столице Армении. Содержание здесь пограничной группировки обеспечивается правительствами двух стран на паритетной основе.
В Абхазии российские пограничники появились относительно недавно — в мае 2009 года, на основании соглашения о совместной охране границы подписанного между РФ и Абхазией. В Сухуми этот участок абхазско-грузинской границы называют Государственной границей, в Тбилиси считают её административной. Здесь сформированы два пограничных отдела (комендатуры) погрануправления ФСБ России — в Гали и Гаграх. Первая в составе 6 отделений (застав) отвечает за охрану сухопутного участка границы с Грузией, вторая — за морской (пограничная застава «Гагра» располагалась здесь ещё в советские времена. В Очамчире базируется дивизион сторожевых кораблей береговой охраны пограничной службы ФСБ России.
Зачем России держать своих пограничников в Армении и Абхазии? С Арменией у нас вообще нет общей границы, с Абхазией есть своя граница, которая проходит по реке Псоу. Какой резон охранять чужие границы?
Читайте также
COVID-призыв: Военкоматы оставили в покое выпускников школ
15 тысяч юношей получили право на поступление в вузы вместо службы в армии
— Это вопрос одновременно и политический, и экономический, и напрямую связанный с безопасностью, — считает эксперт, ветеран пограничной службы Анатолий Прокопьев. — Эти две страны находятся под угрозой вооруженного вторжения своих недружественных соседей. Армения опасается его в первую очередь со стороны Азербайджана, в Ереване не исключают возможности агрессии и со стороны Турции, которая выступает на стороне Баку. Абхазия уже пережила в начале 1990-х войну с Грузией, которая своих планов по «возвращению» республики под свою юрисдикцию не оставила. Присутствие российских войск и пограничников служат для Армении и Абхазии гарантом безопасности. Россия же на дальних рубежах обеспечивает свою безопасность, особенно это касается участка абхазско-грузинской границы, который является своеобразной буферной зоной. Здесь можно вспомнить опыт охраны российскими пограничниками границы Таджикистана с Афганистаном, где с 1992 по 2005 год существовала Группа пограничных войск РФ. После их вывода ситуация на этом участке границы ухудшилась, по сути был открыт доступ в Таджикистан наркотиков, которые оттуда переправлялись потом в том числе и в Россию. Так что нахождение наших пограничников в Армении и Азербайджане вполне оправдано.
Сегодня, в День пограничника, не будет массовых гуляний отслуживших «зеленых фуражек». Не соберутся они ни в Парке Горького, на Поклонной горе в Москве, ни в других городах — COVID-19 «обломил» праздник не только для них. Коснулась пандемия коронавируса и действующих сотрудников пограничной службы. Границу пришлось закрыть на карантин. «Масштабное распространение коронавирусной инфекции, приведшее к обострению эпидемиологической обстановки во многих странах мира потребовало принятия беспрецедентных мер по регулированию и контролю трансграничного перемещения людей и мобилизации усилий государства и общества на устранение последствий пандемии», — рассказал накануне профессионального праздника первый заместитель директора ФСБ — руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир Кулешов. По его словам, служебная деятельность подразделений пограничного контроля в пунктах пропуска была перестроена в кратчайшие сроки — граница надела маску и свою задачу выполнила. Участвовали в противодействии проникновению инфекции и заграничные пограничники — каждый на своём посту.
Военное обозрение: На Украине призывают к войне с Россией за Кубань