Программа строительства ракетных стелс-корветов последней модификации будет закрыта, дальнейшая закладка таких кораблей для российского флота не планируется, утверждает ТАСС.
По информации источника агентства, головной корвет «Дерзкий» останется единственным представителем проекта 20386. «Этот корабль будет достроен по перепроектированному проекту и войдет в боевой состав ВМФ России в принципиально новом и более сбалансированном облике», — пояснил он.
В качестве причины технологического секвестра собеседник агентства назвал слишком высокие коэффициент новизны проекта и расчетную стоимость проекта 20386, которые не позволяют вывести его в серийное строительство так же, как корветы предшествующих проектов 20380 и 20385, которые тоже имеют отдельные стелс-элементы.
О перепроектировании 20386-го и сдвиге срока ввода корабля в эксплуатацию вправо СМИ писали еще в мае, когда был готов только корпус. Сейчас это подтвердилось. «Его нельзя останавливать. Это прекрасный корабль по своей задумке», — подчеркивал научный руководитель КГНЦ Валерий Половинкин в кулуарах Международного военно-морского салона в Кронштадте.
Церемония закладки головного корвета «Дерзкий» прошла на «Северной верфи» в октябре 2016 года. В 2019-м в присутствии Владимира Путина была произведена стыковка блоков корпуса судна, переименованного в «Меркурий». В 2021-м кораблю вернули имя «Дерзкий», а название «Меркурий» присвоили корвету «Ретивый». Кстати, череда переименований выглядит странно…
В свое время стелс-корвет проекта 20386 удивил иностранцев. На корме корабля размещён ангар с лифтом для вертолёта К-27, который через специальную рамку для развертывания поднимается на палубу. На судне реализован модульный принцип оснащения оборудованием — элементы боевой системы могут быть заменены без серьезных изменений самого корабля.
Предполагаемое вооружение: 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190, 30-мм автомат АК-630М, ПВО корабля — ЗРК типа «Редут» с вертикальными пусковыми установками, в качестве противокорабельной защиты — ракетный комплекс «Уран», защиту от подводных лодок и атакующих торпед обеспечивает комплекс «Пакет-НК».
— Эти корветы — вынужденное порождение нашей промышленности, которая могла их выпускать и оснащать теми комплексами вооружений, которые были готовы на тот момент, — отмечает главред портала MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев. — С этими корветами в свое время было много технических проблем: неполноценно работало радионаведение зенитных ракет, менялись ракетные комплексы: сначала «Уран», потом «Калибр», потом опять «Уран». Было непонятно, что с с двигателями, предлагались разные варианты — с импортозамещением у нас по-прежнему определенные проблемы.
Дело в том, что скромные габариты корвета не позволяют ставить на него любые комплексы вооружений. А заказчик — Минобороны — пытался запихать в него максимум, и компромисса с создателями достигнуто не было. Сейчас, вероятно, будут пересмотрены требования заказчика, проект будет обновлен. Важно, насколько эффективно это будет.
«СП»: Может, откажутся ради экономии от стелс-формата, сохранив остальные параметры?
— Не думаю, что современные технологии производства судов значительно влияют на стоимость. В крайнем случае используют другие материалы. Композиты, которые применяются в судостроении, нельзя сравнивать, например, с авиацией (у МС-21 были сложности с замещением импортного композита — «СП»). По сути, здесь это обычный пластик, разве что армированный.
«СП»: Не может ли причиной изменений в проекте корвета быть опыт СВО?
— Маловероятно, поскольку этих корветов нет на Черном море и в СВО они не участвовали.
«СП»: А может начала меняться сама концепция строительства флота? После того, как наши военные корабли атаковали дронами, стало понятно, что надводные суда в значительной степени представляют собой не только ударную силу, но и очень уязвимую цель. И если так, то искушение сэкономить на строительстве того, что может затонуть, понятно…
— В новых условиях на безопасность надводных кораблей влияют малозаметность и пропульсивные качества судна: скорость, мощность, размеры. Но главное — система обороны: скорострельное вооружение ближнего радиуса действия, от крылатых ракет до дронов, летающих и плавающих.
Скорее всего, на оборону и будет сделан упор. Хотя надо иметь в виду, что даже если на чертежи все ложится хорошо, каждый дополнительный комплекс — это несколько тонн массы, корабль может получится перетяжеленным, а значит, потребует более мощных двигателей и т. д.
По мнению капитана I ранга в отставке Константина Сивкова, у российского флота меняются приоритеты.
— Упоминаемые корветы имеют ряд существенных недостатков. Но их все-таки «продавили» на приемку… Однако гораздо важнее то, что эти корветы создавались в концепции прибрежного флота, когда Россия была в положении страны, которая идет в кильватере американской политики. Поэтому нам ничего было не нужно и мы занимались прибрежной зоной.
Сейчас Россия возвращается в мировое пространство и решение задач в океане становится очень важным. Без силовой морской поддержки действия нашей дипломатии, особенно на большом удалении, будут малоэффективны. А корветы, полным водоизмещением 2250 тонн, для этого не годятся. Поэтому у нас сейчас начинают развивать корабли океанского флота.
В частности, разработан проект 22350 м (развитие проекта 22350 — фрегаты типа «Адмирал Горшков»). Это корабль большего водоизмещения, практически полноценный эсминец, по размерам сопоставимый с американским Arleigh Burke (водоизмещение 6500 тонн, против 4500 тонн у «Адмирала Горшкова» — «СП»). У него будет большой боекомплект, ракеты «Циркон».