Стоит повнимательней прислушаться к важному признанию, прозвучавшему из Киева. Пресс-секретарь командования ВВС Украины полковник Юрий Игнат в эфире тамошнего телемарафона попытался объяснить согражданам, почему с недавних пор им приходится вдвое дольше, чем еще в минувшем месяце, сидеть в бомбоубежищах при «повітряних тривогах».
Виной всему, уверен Игнат, российские МиГ-31К, входящие в состав 174-го гвардейского истребительного авиационного Печенгского Краснознамённого полка им. Б.Ф. Сафонова, с начала октября в количестве 24 единиц перебазировавшиеся из Мончегорска на аэродром Бельбек в Крыму.
Поначалу экипажи этих самолетов по большей части отрабатывали на новом месте взлеты и посадки. И это обычно занимало порядка получаса. Но поскольку любой отрыв колес шасси МиГ-31 от российской бетонки Украиной давно уже расценивается как угроза нанесения по ней очередного удара гиперзвуковыми ракетами «Кинжал», по всей территории бандерштата «громадянам» приходилось бросать все дела и стремглав мчаться в укрытия.
К ноябрю МиГи с Бельбека перешли к полетам над Черным морем на полную дальность. По словам Игната, «пока у самолетов не вырабатывалось все горючее». Из-за этого сигналы «повітряних тривог» по всей «незалежной» не смолкали уже минимум по полтора часа.
«Сейчас враг прибег к другим задачам, которые ставит перед собой. Это отработка дозаправки в воздухе. Понятно, что время пребывания каждого МиГа растет фактически вдвое. Поэтому имеем сейчас протяженность таких тревог более двух с половиной часов», — горестно поведал встревоженным телезрителям Игнат.
Почему встревоженным? Не только потому, что часами сидеть где-нибудь в полутемном подвале или на перроне станции метро не слишком приятно. Для государства Украина хуже другое. На время ожидания удара «Кинжалами» на ее просторах замирает фактически всё. Останавливается общественный транспорт, выключаются станки и аппаратура в еще работающих цехах. Почти на полдня пустеют всякие там «Макдональдсы», магазины, парикмахерские… А это уже прямые убытки для и без того едва живого украинского госбюджета.
Но, естественно, сложные операции дозаправок в воздухе мончегорские МиГи с крымского аэродрома принялись отрабатывать не ради того, чтобы надолго лишать, скажем, киевлян любимых, наверное, ими «БигМаков». Задача в другом: обеспечить круглосуточное патрулирование этих лучших в мире истребителей-перехватчиков над Черным морем.
Для чего? Чтобы как можно надежней лишить врага возможностей наносить удары со стороны Одессы и Николаева столь донимавшими крымчан в последнее время высокоточными крылатыми ракетами типа Storm Shadow/SCALP-EG и «Нептун».
Добиться этого в принципе возможно всего двумя путями. Первый — научиться сбивать все до единой вражеские ракеты на маршевых участках еще на подлете к полуострову или непосредственно над его береговой чертой.
Второй вариант лучше — просто пресекать такие пуски, уничтожая в украинском воздушном пространстве самолеты-носители Storm Shadow/SCALP-EG, немногие еще имеющиеся у ВСУ фронтовые бомбардировщики Су-24М и спешно модернизированные в этом году в ударные варианты истребители МиГ-29.
При этом необходимо учитывать, что предельная дальность полета указанных вражеских высокоточных крылатых ракет составляет порядка 560 километров. Стало быть, и рубежи их пуска могут находиться примерно на таком же расстоянии от берегов Тавриды.
Выходит, задача перед нашей системой ПВО стоит такая: фактически необходимо создать и надежно обеспечить никем пока не объявленную бесполетную зону для врага не только над Черным морем, но и над огромными территориями Украины. Приблизительно до рубежа Винница-Черкассы-Кременчуг-Полтава. Про Одессу, Очаков, Кропивницкий и Николаев при таком раскладе и говорить нечего.
Мы в состоянии это осуществить одним полком истребителей-перехватчиков МиГ-31, что с недавних пор «сидит» на Бельбеке? Если на боевое задание его пилоты будут вылетать исключительно парами, с постоянными дозаправками в воздухе от Ил-78М, полк действительно способен обеспечивать фактически круглосуточное патрулирование ракетоопасных для Крыма направлений. Радар МиГ-31 «Заслон» позволяет даже малоразмерные воздушные цели обнаруживать на очень внушительной дальности. Скажем, американский истребитель F-16 такая станция гарантированно увидит за 120 километров. А бомбардировщик В-1 В ВВС США — за 200 километров.
На каком удалении наш перехватчик «разглядит» украинский фронтовой бомбардировщик типа Су-24, без которого ни один Storm Shadow/Scalp просто не летает? Такого рода информацией не располагаю. Но поскольку взлетная масса Су-24 почти втрое больше, чем у штатовского F-16, дистанция обнаружения нашим перехватчиком украинского самолета, наверняка, внушительнее, чем для «американца».
А для поражения украинских-самолетов-носителей на значительном расстоянии каждый МиГ-31 способен нести до шести ракет большой дальности Р-37М. Самых быстрых в своем классе в мире (до шести Махов). И без промаха бьющих на дальность до 400 километров. То есть, если пуски осуществляются над акваторией Черного моря где-нибудь из его срединной части — как раз до Винницы или Полтавы и долетит.
Смотрите также
Безумные привычки гениев: Оппенгеймер, чудачества Теслы, прототип героя фильма «Игры разума», ученый в противогазе, двухголовая собака
Они были странные — но сумели изменить мир
Достаточно ли этого для создания надежной бесполетной зоны над фактически половиной Украины? Такой, чтобы через нее без дозволения Москвы, как говорится, и муха не пролетела?
Увы, как наглядно демонстрируют недавние события в зоне боевых действий — только отчасти. Чему свидетельством хотя бы хроника удара по Керчи сразу восемью крылатыми ракетами Storm Shadow/Scalp 4 ноября.
Тогда воздушное пространство над Черным морем тоже патрулировала пара МиГ-31 с Бельбека. Но внимание экипажей этих самолетов было отвлечено на демонстративные пуски противорадиолокационных ракет HARM, КР «Нептун» и ложных ракет AGM-160 MALD по мысу Тарханкут между Севастополем и Евпаторией. Ими российские летчики и занялись, одну за другой, как и положено, отправив на дно морское.
А в это время восьмерка Storm Shadow/Scalp, пройдя сложным маршрутом над населенными пунктами Днепрорудное и Пологи, вышла к Керчи над Азовским морем. И, как известно, поразила там судостроительный завод «Залив» и стоявший в доке малый ракетный корабль «Аскольд».
Получается, что одними только МиГ-31 даже при активной поддержке флотских истребителей Су-30СМ, а также зенитно-ракетных полков 31-й дивизии ПВО полную безопасность крымского неба не обеспечить? До недавнего времени так и было. Но, к счастью для нас, прямо сейчас в этом деле многое меняется.
По сведениям американского интернет-издания Military Watch, к 7 ноября Россия завершила боевые испытания прямо на театре военных действий новейшей зенитной ракеты сверхбольшой дальности 40Н6, способной залпом из пусковой установки системы С-400 «Триумф» уничтожать воздушные цели на удалении в 400−500 километров.
Издание пишет: «Уникальная траектория этой ракеты, поднимающаяся на экстремальные высоты в ближнем космосе перед тем, как снизиться к цели, обеспечивает ей беспрецедентные возможности поражения за горизонтом и позволяет нейтрализовать цели вблизи пределов ее дальности на высоте всего 5 метров от земли. Это позволяет подразделениям С-400 поражать низколетящие самолеты и крылатые ракеты на больших расстояниях. Чего не может сделать ни одна зарубежная система ПВО из-за ограничений, вызванных кривизной Земли для боеприпасов класса „земля-воздух“, следующих по обычным траекториям».
Тут стоит напомнить только одно. Формально удивительно дальнобойная ракета 40Н6 для «Триумфа» в нашей стране была принята на вооружение еще в 2018 году. Но в войсках до недавнего времени ее фактически не было. Вместо 40Н6 дивизионы С-400 до сих пор оснащались другой, но менее эффективной ракетой ЗУР 48Н6 и ее модернизированной версией, получившей индекс 48Н6ДМ. Обе — с полуактивными головками самонаведения. Такие обеспечивали уничтожение воздушных целей на дистанциях «лишь» до 250 километров.
Причина столь неравноценной замены крылась в том, что имеющимися радиолокационными средствами не представлялось возможным на необходимом расстоянии обнаруживать низколетящие цели противника и гарантированно направлять на них уже готовые 40Н6.
Прежние наши А-50У помочь в этом горе могли лишь весьма относительно. Поскольку низколетящие цели на огромном расстоянии за линией фронта на фоне подстилающей поверхности Земли «различали» недостаточно четко.
Именно этим и пользовались украинские ВВС. В частности, их Су-24, носители крылатых ракет Storm Shadow. Они всегда выходили на рубежи пуска на предельно малых высотах. И лишь в момент старта ракет на очень короткое время взмывали и могли быть замечены российскими средствами обнаружения.
Чтобы ликвидировать эту нашу слабость, рассматривалась даже возможность размещения соответствующих мощных РЛС на борту тяжелых военно-транспортных самолетов типа Ан-124 «Руслан». Но от такой затеи пришлось отказаться потому, что на маршрутах боевого патрулирования «Русланы» тратили бы просто реки дорогостоящего топлива.
А что для «застоявшейся» 40Н6 изменилось теперь? Если коротко: с помощью госкорпорации «Ростех» в конце сентября удалось поднять в воздух первый модернизированный самолет дальнего радиолокационного обзора (ДРЛО) и наведения А-50У. Установленные на нем новейшая аппаратура и программное обеспечение дали нашей системе ПВО качественно новые радиолокационные возможности.
Теперь эта пока единственная в рядах ВКС РФ машина способна на то, чего лишены ее еще не прошедшие такую же модернизацию собратья.
А именно: детально с больших высот за сотни километров различать даже летящие над самыми крышами и верхушками деревьев крылатые ракеты и самолеты противника. И, как следствие — даже за пределами радиогоризонта для наземных станций надежно наводить на них те самые 40Н6, что явно «застоялись» в наших арсеналах.
Фактически это стало настоящим прорывом в борьбе за российское и украинское небо. О чем 25 октября с явным удовольствием отрапортовал министр обороны Сергей Шойгу: «У нас появились комплексы, которые сбили 24 самолета за пять дней».
Затем источник ТАСС пояснил: «Россия в ходе СВО использовала ЗРС С-400 „Триумф“ в тандеме с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения А-50, что обеспечило успех применения системы по авиации противника».
Судя по всему, противник до сих пор не знает, что ему делать с новой угрозой. Поскольку «самолетопад» на Украине продолжается.
10 ноября военное ведомство выдало новую триумфальную сводку с этого же направления: «Средствами противовоздушной обороны в течение недели сбито восемь боевых самолетов Воздушных сил Украины, в том числе четыре МиГ-29, два Су-27 и два штурмовика Су-25».
А все в целом (полк МиГ-31 на Бельбеке и пошедшая, наконец, в бой новая зенитная ракета 40Н6 сверхбольшой дальности) означают, что подлетать ближе Винницы и Полтавы к берегам Крыма для украинских пилотов сегодня стало смертельно опасным занятием. Хоть со Storm Shadow, хоть без таковых.
Так что же это, если не бесполетная зона гигантской площади, только что установленная нами над Украиной? Причем введенная Москвой молча, без лишнего пропагандистского шума? Шума, который на любом фронте обычно только вредит достижению общей победы!
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».