Материал комментируют:
Татьяна Орловская
Из российских аптек пропадают дешевые лекарства. Производителям их невыгодно выпускать, а дистрибьюторам — продавать. Копеечные еще вчера пилюли либо снимаются с производства, либо дорожают так, что становятся не по карману нищающим россиянам. Глядишь, скоро уже и таблеток дешевле сотни рублей в стране не останется!
С 2013 года лекарства подорожали вдвое
Дешевые лекарства (с ценником меньше 500 рублей за упаковку) вымываются из отечественных аптек, следует из доклада маркетинговой компании DSM Group, изучающей лекарственный рынок России. За первую половину 2019 года на рынке было реализовано более 2,5 млн. упаковок, что стало на 6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (в физическом, а не стоимостном выражении).
Причем больше всего сократились продажи лекарств стоимостью до 50 рублей — на 13%, от 50 до 150 рублей — на 3,5%, от 150 до 500 рублей — также на 3,5%.
При этом дорогих лекарств (дороже 500 рублей за упаковку), напротив, стало продаваться больше — почти на 8%. На эти препараты, по подсчетам DSM Group, приходится сейчас почти половина всего лекарственного рынка России (если быть точным, то 45%).
Средняя стоимость одной упаковки лекарства, продаваемой в российских аптеках, составляет сегодня 191 рубль. Причем весьма показательно посмотреть динамику, с которой эта цена изменялась по годам: в середине 2012 года одна упаковка стоила 88 рублей, в 2013 году — уже 103 рубля, в 2015 году -138 рублей… Нехитро подсчитать, что за последние шесть лет одна упаковка, покупаемая россиянами в аптеках, выросла вдвое!
Читайте также
Пенсионеры — Путину: Не повышайте нам пенсий, все равно власть все отнимет
Российских стариков лишают всех скудных накоплений, заставляя платить больше, чем они получают
Электронный рецепт так и остался на бумаге
Две трети коммерческого рынка в России приходится на безрецептурные лекарства. Для сравнения: еще в середине 2016 года рынок делился между рецептурными и безрецептурными почти пополам.
Любопытно, что в топ-20 брендов по-прежнему остаются в том числе и препараты, хоть и широко разрекламированные, но с недоказанной по международным стандартам эффективностью и безопасностью (они практически не применяются за рубежом). Кстати, пятерка самых продаваемых лекарств в России — это «Ксарелто», «Детралекс», «Нурофен», «Пенталгин» и «Конкор»…
Государство уже давно обещает начать бороться с бесконтрольной продажей лекарств (а по сути, с самолечением граждан). Еще в прошлом году должен был быть введен электронный рецепт, который бы замен бумажный — но эта идея так пока и осталась, простите за каламбур, на бумаге…
Настораживает и еще одна тенденция, на которую обращают внимание аналитики DSM Group. Более 60%, реализованных на рынке, являлись отечественными — но это лишь в натуральных единицах измерения (по числу проданных упаковок). А вот в стоимостном выражении они заняли лишь 28%. Дело в том, что российские фармацевты выпускают в основном дешевые лекарства (у российского производителя одна упаковка стоит в среднем 89 рублей, а у зарубежного — 348 рублей). Но в данном случае неминуемо встает вопрос о качестве лекарств, которое у большинства западных аналогов намного выше.
Дешевые лекарства «убивает» госполитика
«СП»: — Казалось бы, на фоне тотального обнищания населения, именно недорогие препараты должны быть максимально востребованы. Но мы видим обратное — «вымывание» из аптек именно самых дешевых лекарств. Почему?
— На мой взгляд, тому, что происходит с дешевыми лекарственными средствами, способствуют несколько факторов. По порядку. Во-первых, в настоящее время сложилась крайне неоднозначная ситуация с тендерами на закупку «Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП), куда входит значительный ряд именно дешевых препаратов, — рассказывает специалист по лекарственному рынку, доктор фармацевтических наук Татьяна Орловская. — Установленные Минздравом РФ правила ценообразования приводят к следующему: если производители понимают, что участие в тендере будет для них убыточно, то они вообще перестают участвовать в закупках, либо вовсе отказываются от производства данного товара. И следствием этого становится исчезновение товаров из госпитального и амбулаторного сегментов.
Если государство не изменит методику ценообразования, то ситуация и дальше будет заметно ухудшаться.
«СП»: — А удешевить производство нереально?
— 90% активных фармацевтических субстанций поставляют две страны — Китай и Индия. И в них сейчас проходит экологическая реформа, в рамках которой закрываются заводы, на которых выпускаются субстанции, не соответствующие требованиям жестких норм. Соответственно, повышаются цены на сырье — причем в долларах!
В связи с чем для производителей лекарственных препаратов в России складывается двойственная ситуация. С одной стороны, себестоимость их продукции растет, а, с другой стороны, государство декларативно снижает выходную цену на ЖНВЛП. И это еще более делает невыгодным производство дешевых препаратов.
«СП»: — С октября в России вводится обязательная маркировка для лекарственных средств. Сначала для тех, что используются для терапии высокозатратных нозологий (их централизованно закупает Минздрав РФ), а затем уже и для всех без исключения. Как это отразится на ценах в аптеках?
— Вводимая обязательная маркировка лекарственных препаратов не может отразиться на себестоимости препарата (причем вне зависимости от ценовой категории). Но если стоимость маркировки для производителей более или менее понятна, то для дистрибьюторов все гораздо сложнее.
Читайте также
Цена реформ Медведева: Россию превратили в страну дворников и вышибал
Для профессионального роста в стране нет ни условий, ни желания самих специалистов
Производители будут наносить маркировку на конвейере в больших количествах на однотипную упаковку. А вот дистрибьютерам придется вручную сканировать каждую индивидуальную упаковку при «сборках» для больниц и аптек. Никто еще не оценивал сколько это будет стоить, ведь это нужно будет делать вручную и на совершенно разные препараты. Сколько понадобится дополнительно людей и сколько это будет стоить — абсолютно непонятно!
Так что не стоит испытывать иллюзии, будто основные затраты лягут на приобретение кодов. Основные затраты — это колоссальное количество ручного труда по сканированию и учету упаковок. Кроме того, введение маркировки усложняет вход на рынок новых производителей и способствует его дальнейшей монополизации.
«СП»: — В общем, в нынешних экономических условиях производители не могут не сокращать ассортимент дешевых лекарств?
— Если выражать это в стоимостном выражении, то получается, что дорогие лекарства при их меньшем количестве составляют большую часть выручки аптеки. Продавать дешевые лекарства менее выгодно. При этом объемы производства напрямую зависят от объема продаж, так что не исключено, что уменьшится и объем производства дешевых лекарств. Кроме того, имеют место быть маркетинговые соглашения, о чем недавно рассказывали в документальном фильме «Панацея по контракту» на телеканале «Россия».
Новости России: Горбачев: нахожусь в больнице, давно уже